О, корсары! О, флибустьеры!

1135
Людмила Макаренко, Алматы

Песнь души

Байрон не был бы Байроном, если б не превратил свирепого и дикого капитана морских пиратов в лирического героя: нежно влюбленного, готового творить добро налево и направо и содрогающегося при виде невинно пролитой крови.

Адольфу Адану, маститому французскому композитору той же эпохи романтизма, оставалось только положить запутанный сюжет на блистательную музыку. И все – «Корсар», шедевр из золотого фонда мировой балетной классики, на следующие полтора века после премьеры зажил своей жизнью.

Две одинаковые постановки «Корсара» найти практически невозможно. Спектакли всякий раз обновляются оригинальными сценами, музыкальными аранжировками, танцевальными номерами. И каждая режиссерская работа – сугубо авторская история про злоключения двух влюбленных – пирата Конрада и юной гречанки Медоры.

Вокруг них могут разворачиваться всевозможные события: морской бой и пленение, бойкая торговля на невольничьем рынке и отчаянные пляски в гареме старого паши, побег из неволи и тайные свидания, но финал должен быть одним – любовь побеждает все: алчность, предательство, страдания и, конечно, саму смерть.

– С момента премьеры постановок «Корсара» было очень много. Основу их составляли музыка Адана, оркестрованная самим автором, и фрагменты, написанные другими композиторами: Минкусом, Дриго, Дворжаком, Чайковским, Корнблитом, – говорит дирижер-постановщик спектакля Ерболат Ахмедьяров. – Сейчас известно не меньше 4–5 вариантов оркестровок балета. В своей постановке мы дополнили оригинал наиболее интересными вариациями и попытались добиться более свежего звучания оркестра.

Полгода ушло на составление музыкального материала балета, в итоге симфоническому оркест­ру под управлением Ерболата Ахмедьярова удалось добиться самого желанного – гармоничного, наполненного, проникновенного звучания адановского бестселлера. И еще – у музыкантов теперь есть собственная партитура балета, которой нет ни в одном другом театре мира.

Шедевр из пазлов

Постановщик «Корсара» для алматинской сцены главный балетмейстер КГАТОБ им. Абая Гульжан Туткибаева признается, что тоже приложила авторскую руку к балетной классике. Трех актов для динамичной восточной сказки ей показалось многовато, да и некоторые мизансцены затянуты. Однако академическую часть балета Гульжан Усамбековна сохранила буквально в рафинированном виде.

– Ключевые танцевальные фрагменты, которые считаются мировой классикой, остались неизменными. Но некоторые па-де-де, различные вариации, сцена «Оживленный сад» и танец корсаров были сделаны в моей редакции как хореографа, – говорит народная артистка РК.

Доля этой творческой переработки оказалась такой весомой, что позволяет директору театра Ае Калиевой называть новую работу коллектива «Корсаром» от казахстанского балетмейстера Гульжан Туткибаевой.

«Корсар» во все времена оставался кассовым хитом, который приносил театрам хорошие сборы. Эклектичный, темповой и красочный, он и теперь сохраняет почетное место в топ-листе зрительских симпатий. На сцене КГАТОБ им. Абая балет шел ровно 10 лет, с 1996 по 2006 год, и всегда с неизменным успехом.

Кстати, это была не собственная постановка, а перенесенная версия Новосибирского академического театра оперы и балета. Спектакль Алматы получал в дар в полном комплекте: с декорациями, костюмами, световым и музыкальным решениями и в хореографии худрука НОВАТ Владимира Владимирова. В нищие перестроечные годы это был поистине царский подарок. Исчез балет с афиш театра тоже по причине прозаической – полного износа его материальной части.

Но никакая шлягерная успешность проекта под названием «Корсар» не умалила бы истинной ценности балета. Он грандиозный, требующий разножанровой актерской работы и «нашпигованный» сложными танцевальными номерами. Его еще называют мужским за партии солистов, где можно блеснуть и прыжковой, и вращательной атлетикой.

Все мечтают

– В «Корсаре» все мечтают танцевать. Он нескучный и эмоциональный, – говорит солист
КГАТОБ Нельсон Пенья. – Премье­ру мы готовили на карантине, и возможность попасть в спектакль была хорошим мотивом, чтобы держать себя в форме.

Кубинец Нельсон Пенья – уникум алматинской сцены. Фактурный танцор ростом под 2 метра с рельефными мышцами, которые грех прятать под трико, в казахстанском театре, да и в балете вообще оказался случайно, но буквально на глазах завсегдатаев КГАТОБ вырос в техничного и артистичного премьера. В «Корсаре» Нельсона задействовали сразу в двух ролях – главного героя капитана Конрада и раба Али.

Кстати, именно для этого спектакля постановщики впервые подготовили сразу четыре состава солистов, включив в работу всех ведущих артистов балетной труппы. Мечты же должны сбываться! Да и с прак­тической стороны все логично: балетные не могут долго оставаться в простое – им нужны эмоции, движение и, конечно, зритель.

Новоявленный «Корсар» от КГАТОБ – ничуть не отреставрированная старая версия. Он не перелицован и не откорректирован, а сделан по-новому, «перепрожит» от начала до конца.

– Мы хотели, чтобы зритель почувствовал себя неотъемлемой частью действия и ему захотелось оказаться внутри этого спектакля, – говорит хореограф-постановщик Гульжан Туткибаева. – Костюмы к балету создал народный художник России Вячеслав Окунев. Как всегда, они отличаются своим неповторимым стилем. Сцено­графию разработал итальянский художник Вильям Орланди. Его замысел несет в себе совершенно другое, непривычное для нас построение декораций, особенность которых – движение во время действия. Это придает спектаклю новое ощущение сценического пространства и динамику.

Сказка для взрослых

Со сценографией вообще-то получилась почти анекдотичная ситуация, но вполне в духе нашего карантинного времени. Вильям Орланди только и успел, что передать эскизы декораций, а сам слег в больницу и больше на связь со своим казахстанским ассистентом не выходил. Заслуженный деятель РК Есенгельды Туяков говорит, что воплощать идею такого именитого сцено­графа было для него большой честью, правда, он не сразу понял, как это сделать.

– Я впервые встречаюсь с такой сложной сценографией, – признается художник. – Без макетов собрать подобные декорации невозможно, но пришлось. Все конструкции должны были быть легкими и подвижными, поэтому их делали из алюминия – тоже непростая технология, с которой никогда прежде не сталкивался. Но я взялся и получил настоящее удовольствие от этой работы.

Сценическое оформление нового «Корсара», теперь уже к удовольствию зрителей, получилось блистательным. Роскошество дворца паши, пестрота восточного рынка, мрачная палуба пиратского корабля и каменные улочки города-крепости, сопровождаемые для большего эффекта компьютерной графикой... Все это сложилось в масш­табное реалистичное полотно, на котором так хорошо смотрятся красивые герои из волшебной сказки для взрослых.

Конечно, а чем еще впечатлить избалованного видеоконтентом зрителя, если не авантюрным приключением, где дерзкие мужчины дерутся за своих возлюбленных, а девичьи сердца продолжают рваться на свободу даже из нарядного гарема и где вовсе даже не пошло рифмуются «любовь» и «кровь»?

Балет «Корсар» снова займет лучшее место в репертуаре
КГАТОБ им. Абая. У театра на выходе еще премьеры, которые задержал коронавирусный локдаун. И они наверняка окажутся не менее впечатляющими. Все-таки мы очень соскучились друг по другу!

Популярное

Все
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Детей растить и Родину защищать
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
Злые языки страшнее пистолета
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Сумками выносили деньги из хранилища глава филиала и кассир банка в Степногорске
Полиция Казахстана, Украины и Чехии ликвидировала две группы интернет-мошенников
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
Казахский обретает статус языка межнационального общения
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Генпрокурор Берик Асылов отчитался перед президентом
1 мая: историю появления праздника напомнили казахстанцам
Багдат Мусин освобожден от должности министра цифрового развития
Авиапассажирам необходимо заблаговременно приезжать в аэропорты - КГА
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан

Читайте также

В Президентском центре РК открылась тематическая выставка, …
С молитвой о мире, добре и благополучии
Наполнить жизнь благодатным светом
Не бойся дороги, были бы кони здоровы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]