От «Острова Возрождения» до «Казахского ханства»

2994
Галия Шимырбаева

На «Казахфильме» его в шутку называют «сыном полка». Рустем Абдрашов из «доморощенных» в хорошем смысле слова режиссеров. «Боевое крещение» после окончания Алматинского художественного училища он получил в картине Ардака Амиркулова «Гибель Отрара», где работал ассистентом художника. После этого поступил на художественный факультет ВГИКа в мастерскую Левана Шенгелая, одновременно посещал Высшие режиссерские курсы.

По возвращении из Москвы его пригласил в свою картину «Жизнеописание юного аккордео­ниста» Сатыбалды Нарымбетов. Затем Абдрашов был художником в картине «Голубиный звонарь» Ардака Амиркулова, в «Бегущей мишени» Талгата Теменова, «Диком Востоке» Рашида Нугманова...

– Работая в чужих картинах, я исподволь лелеял мечту – рискнуть снять свое кино, – говорит сегодня режиссер. – Со сценарием «Острова Возрождения», написанным по произведениям моего отца – поэта Жараскана Абдрашова, я, как выяснилось, пришел на киностудию вовремя. В 2002 году там как раз сменилось руководство и начинался процесс реанимации. Первым в будущую картину поверил член худсовета Асанали Ашимов, чей весомый голос дал шанс реализовать ее.

Снимая дебютную ленту, Абдрашов работал на морально и физически устаревшем оборудовании.

– Но если подходить к данному вопросу философски, в этом, особенно, если учесть, что картина снята в стиле ретро, была своя прелесть. Одно то, что я работал за монтажным столом самого Абдуллы Карсакбаева, дорогого стоило. Но если бы выбрал современные темы, то на таком оборудовании, естественно, невозможно было бы снять картину, способную конкурировать.

Действие картины происходит в небольшом рыбацком поселке в Приаралье, куда переезжает семья из города. Это событие и стало катализатором драмы у моря. Главный герой – мальчик Жарас – влюбляется в приезжую девочку Жибек. Встреча с ней стала толчком к рождению большого поэта.

Картина была снята вопреки обстоятельствам. Дело в том, что «Остров Возрождения» хотя и был госзаказом, но с возможным участием спонсоров. Найти их на картину режиссера-дебютанта оказалось не так-то просто. Были моменты, когда еще незавершенная картина могла оказаться на полке. И только настойчивость режиссера («таксовал», например, по ночам, чтобы оплатить работу монтажера) и руководства киностудии помогла довести фильм до конца. Подготовительный период – поиск натуры, актерский кастинг – занял около четырех месяцев. Сам съемочный процесс шел очень быстро – всего 25 дней. Подгоняли и ограниченность в средствах, и погода, и то, что оператор картины Хасан Кыдыралиев параллельно работал на проекте «Сардар» Болата Калымбетова.

Дебютная картина Рустема Абд­рашова «выстрелила». После просмотра на открытом фестивале кино стран СНГ и Балтии «Киношок» член жюри Георгий Данелия заявил, что ему «приятно было присутствовать при рождении не просто художника, а режиссера». А дальше были не менее громкие «Құрақ көрпе», «Подарок Сталину», четыре части «Пути Лидера», два сезона «Казахского ханства».

Все его фильмы, несмотря на то, что рассказываются в них разные истории, взаимосвязаны. Если имевшая по-настоящему международный масштаб и звучание картина «Подарок Сталину» – это период сталинских репрессий, а Казахстан – это большой лагерь, куда с царских времен ссылали всех инакомыслящих, то в «Пути Лидера» эта же линия, невидимо присутствуя, оттеняет уже другое. За короткий срок – всего лишь за два десятилетия – страна, находившая­ся на окраине огромной державы, превратилась в независимое, бурно развивающееся государство.

Литературная версия сценария «Подарка Сталину», написанного Ермеком Турсуновым и киргизским режиссером Ахтаном-Арыном Куатом, называлась «Кипяток». Она соответствовала прямому смыслу: герои продают кипяток пассажирам проезжающих мимо поездов, и переносному – время, в котором происходит действие фильма, похоже на кипящий котел, где варятся человеческие судьбы.

В этой картине поднято несколько тем – советского тоталитаризма вообще и сталинской эпохи в частности, ядерных полигонов и мультикультурного государства. Чем вообще являлся Казахстан для народов-изгоев и для интеллигенции? Казахстан помогал выживать, был толерантен к преследуемым.

Про эту картину киновед Гульнара Абикеева сказала в свое время: «Хотя фильм и снят на частной студии, я считаю его государственным проектом. И если какой-то картине давать Государственную премию, то ее, на мой взгляд, достойна только работа Рустема Абдрашова. К счастью, отборщики Пусанского кинофестиваля (Южная Корея) сразу поняли это: самый крупный в Азии кинофестиваль на церемонию своего открытия в 2009 году поставил именно «Подарок Сталину». Насколько я знаю из истории кинофестивалей, они обычно открываются суперсобытиями в мире кино».

Сюжет этой картины построен на воспоминаниях мужчины, в конце 40-х годов прошлого века ребенком сосланного вместе с родителями в Казахстан. Железнодорожный обходчик Касым (Нуржуман Ихтымбаев), выгружая из еврейского вагона трупы, видит перепуганные глаза больного ребенка. Сомнений, как действовать, у казахского Шиндлера (немецкий бизнесмен, спасший в годы Великой Отечественной войны жизни более тысячи евреев) не было – он с риском для себя решает спасти малыша. Став взрослым, бывший маленький спецпереселенец вспоминает тот отрезок своей жизни, когда находился на волосок от смерти...

Главного героя картины во взрос­лой жизни играет известный еврейский писатель Давид Маркеш, чья судьба созвучна с судьбой его персонажа. Семью Маркеша тоже выслали из Москвы по так называемому «еврейскому делу». Правда, попал он не в Семипалатинскую область, где происходит действие фильма «Подарок Сталину», а в Кармакшинский район Кзыл-Ординской области.

Чтобы рассказать историю, разворачивающуюся вдоль железной дороги в середине прошлого века, натуру нужно было максимально приблизить к тому времени. Это было, разумеется, нелегко. Но, с другой стороны, время отчасти словно остановилось в этих краях (село Сарыозек Алматинской области): станционные поселки, появившиеся в период строительства Турксиба, остались почти неизменными. И что удивительно, на многих участках железной дороги, построенной по проектам первого казахского профессионального инженера-путейца Мухамеджана Тынышбаева, создатели фильма обнаружили рельсы с надписью «Изготовлено на сталелитейном заводе имени Сталина».

Сохранился здесь и помазанный сверху глиной двухостный вагончик, в котором в 50-е годы находилась поселковая начальная школа. В фильме «Подарок Сталину» этот раритет служил натурой при съемках многих кадров.

Если говорить о «Пути Лидера», то зрители, и не только иностранные, открывали Первого Президента Казахстана благодаря этой картине как многогранную харизматичную личность, сыгравшую огромную роль в республике в период ее индустриализации. Да и просто как человек, такой же, как все – из крови и плоти, он тоже раскрылся в этой картине. Для многих, например, стало открытием, что Нурсултан
Абишевич Назарбаев – мастер спорта по вольной борьбе. Квалификационную книжку он получал в Украине. И сейчас она хранится в Днепродзержинске: в музее при училище, которое он оканчивал, ему посвящена целая комната.

О том, как появилась эпопея, где через судьбу одного человека – Лидера нации – показана история становления независимого Казахстана, написано уже много. После того, как в 2010 году вышел на экраны поэтический, как называют его кинокритики, фильм «Небо моего детства», зритель стал ждать продолжения.

Детство, юность, молодость и отчасти зрелые годы героя Рустема Абдрашова пришлись на советскую эпоху. То есть, по сути, прошли в режимном государстве с жесткой системой ценностей. В первой картине показаны отголоски того, как в Казахстан в сталинские времена депортировались целые народы, во второй, третьей и четвертой сериях присутствует диссидентская линия в лице сосланных ученых. Тех самых, которые потом будут ставить «на рельсы» металлургичес­кий завод в Темиртау.

Герой, будучи внутри той сис­темы и видя все ее противоречия, будучи еще комсомольским лидером, пытался, как бы это сложно ни было, воздействовать на ситуацию. Став Лидером независимого государства, он предпринимает реальные попытки поменять взгляды мирового сообщества на нашу страну, которая до этого воспринималась как место для ссылок.

Снимая картину о Первом Президенте Казахстана, Рустем Абдрашов попытался как можно выразительнее показать эпоху. Была куча сложностей и организационных, и финансовых (и бюджет, и сроки поджимали), но преодолевая их из картины в картину, его команда освоила технологию скоростных съемок сложно-постановочной исторической картины.

И отечественную, и зарубежную публику «Путь Лидера» не оставил равнодушным. Заграничные зрители старшего поколения, среди которых были и послы разных государств, отмечая достоверность показанной в картине эпохи, говорили, что и в Восточной, и в Западной Европе люди одинаково тяжело переживали период послевоенного становления своих стран.

После «Пути Лидера» Рустем Абд­рашов снял два сезона историчес­кой эпопеи «Казахского ханства» – «Алмазный меч» и выдвинутый в 2019 году на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» «Золотой трон». Автором идеи показать посредством кинемато­графа историю зарождения казахской государственности является Нурсултан Назарбаев, предложивший экранизировать бестселлер «Кочевники» Ильяса Есенберлина.

Автор исторической трилогии, на которой выросло не одно поколение патриотов, создав, а главное, сумев издать ее на русском языке, совершил гражданский подвиг. Ему, по мнению режиссера, наверняка приходилось нелегко в условиях царившей тогда цензуры рассказывать историю Казахского ханства: от его основателей – ханов Жанибека и Керея до последнего, нетитулованного казахского хана – Кенесары Касымова.

…На всех международных фес­тивалях, где участвуют картины Рустема Абдрашова, неизменно поднимают флаг страны. Таких режиссеров, как он, в Казахстане, по словам президента АО «Казахфильм», бессменного продюсера фактически всех его фильмов Армана Асенова, можно пересчитать по пальцам одной руки.

– Ему не случайно доверяют самые ответственные и важные для страны проекты, – говорит он. – Он дотошно подходит к любому материалу, поэтому и результат налицо: Рустем Абдрашов – один из немногих режиссеров, чье кино народ знает и любит.

Популярное

Все
Награды вручены лучшим
Театр отмечает юбилей
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Беспорядки в Танзании: сообщается о сотнях погибших
За знаниями – в новые школы
Театр имени Наталии Сац с триумфом отмечает юбилей
Университеты должны стать "фабрикой будущего"
Казахстан может стать лидером на рынке критически важных минералов
Елена Рыбакина попала в группу Серены Уильямс
Дом должен быть местом, где тебя любят и понимают
Пленные из КНДР в Киеве просят передать их Южной Корее
Сельчане добились закрытия незаконной свалки
Обновили рекорд юношеских азиад
Лучшие теннисистки мира предстали в вечерних нарядах
Руководство коммунального предприятия Усть-Каменогорска подозревают в крупном хищении – АФМ
Указом Президента Ким Сонг Кёнг награжден орденом «Достык» II степени
Суд приговорил блогера Аяза Шабутдинова к семи годам
До 2030 года Казахстан избавится от дефицита сжиженного газа
Превратить родину в цветущий сад
Актера наградили за спасение
Все заявления – в приоритетную повестку
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Лювак для бодрости
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
За пловом и природой – в Таджикистан
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]