Построено и реконструировано Свежий выпуск 23 октября 2019 г. 9:42 735 Досжан Нургалиев Общие контурыВыступивший с докладом министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов сообщил, что за последние 5 лет на развитие транспортной отрасли в рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» на 2015–2019 годы направлено порядка 5,8 трлн тенге. Из них 44% (2 трлн 540 млрд тенге) – государственные средства и 56% (3 трлн 274 млрд тенге) – с участием частного сектора, в том числе через механизмы государственно-частного партнерства. В разрезе отраслей транспорта наибольший объем инвестиций приходится на проекты автодорожной и железнодорожной отраслей – 37% (2 млрд 158,5 млн тенге) и 40% (2 млрд 310 млн тенге) соответственно. В результате к 2018 году доля транспорта в ВВП РК выросла с 7,9% до 8,2%. В текущем году этот показатель составит 8,3%. Производительность труда в транспортной отрасли увеличилась в 1,7 раза – с 5,1 млн до 8,7 млн тенге на человека. Благодаря новым транспортным коридорам объемы транзитных контейнерных перевозок возросли в 3 раза – с 271 тыс. до 825 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте. Доходы от этой сферы увеличились в 4,3 раза – со 180 млрд до 782,4 млрд тенге. Уровень транзита грузовых автоперевозок повысился с 1,3 млн до 1,8 млн тонн, транзитных авиапассажирских услуг – в 4 раза. В рамках проектов по развитию транспортной инфраструктуры построено и реконструировано порядка 3 тыс. км автодорог республиканского значения, в том числе завершено строительство международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай, а также участков дорог по маршрутам Нур-Султан – Караганда, Алматы – Талдыкорган, Кокшетау – Петропавловск, Актау – Бейнеу, Уральск – Каменка, обход перевала Кордай, Бейнеу – Акжигит – граница Узбекистана.Введено в эксплуатацию 1,4 тыс. км новых железных дорог: Жезказган – Бейнеу (1 040 км), Аркалык – Шубарколь (214 км), Боржакты – Ерсай (14 км) и вторые пути на участке Алматы – Шу (111 км). Проведена модернизация 6 взлетно-посадочных полос в аэропортах Уральска, Петропавловска, Алматы, Семея, Костаная и Балхаша. В текущем году начата модернизация ВПП воздушной гавани Туркестана.– На сегодня значительно расширена география полетов. Казахстанские авиакомпании осуществляют перевозки на 99 международных авиамаршрутах, в том числе на новых направлениях – Гонконг, Токио, Улан-Батор, Прага, – отметил министр.Пропускная способность терминалов на границе с Китаем увеличена до 40 млн тонн в год. Мощности портовой инфраструктуры на Каспии возросли с 17,5 млн до 27 млн тонн в год. Протяженность инженерных сетей составила 3,4 тыс. км.В целях повышения транзитного потенциала страны проводилась планомерная работа по развитию международных коридоров. Кроме того, как сообщил Бейбут Атамкулов, за прошедшие 5 лет на развитие автодорог областного и районного значения выделено 590 млрд тенге. На сегодня отремонтировано 15 тыс. км трасс. Во исполнение поручения Елбасы с 2018 года увеличено финансирование местных дорог. В текущем году данный объем превысил 200 млрд тенге, что позволило отремонтировать 4,6 тыс. км трасс.За годы реализации программы «Нұрлы жол» выработаны меры господдержки по обновлению железнодорожного подвижного состава. На эти цели направлено 1 трлн 314 млрд тенге бюджетных и частных инвестиций. При этом закуплены 581 пассажирских и 20 тыс. единиц грузовых вагонов, порядка 130 единиц тягового подвижного состава (58 электровозов и 72 тепловоза), что позволило улучшить состояние основных активов железнодорожной инфраструктуры. Уровень износа магистральной железнодорожной сети снижен на 7% (с 61 до 54%), пассажирского парка – на 21% (с 66 до 45%), грузового – на 9% (с 52 до 43%).В 2019-м на реализацию 18 проектов программы выделено 37,9 млрд тенге. При этом запланирована работа по реконструкции и строительству порядка 127 км инженерных сетей. На 1 октября 2019 года регионами освоено 37,4 млрд тенге (98%), в том числе субъектами естественных монополий – 19,3 млрд тенге (51%). Построено и реконструировано 110 км сетей (97,5 км сетей водоснабжения и 1,7 км – водоотведения, 10,8 км – теплоснабжения). В результате уровень износа коммунальных сетей будет снижен до 55%.– Дальнейшие меры по модернизации инфраструктуры ЖКХ, а также новые задачи по развитию транспортной инфраструктуры будут отражены в новом проекте программы «Нұрлы жол», – сообщил министр.Акценты нового этапаПроект госпрограммы на предстоящие 5 лет направлен на создание транспортной инфраструктуры, комфортной и доступной для населения, повышение мобильности, производительности труда и качества жизни населения. Общий объем финансирования до 2025 года составит 6 трлн 598 млрд тенге. Из них 58% (3,794,6 трлн тенге) – средства республиканского бюджета, 11% (715,3 млрд тенге) – местных бюджетов, 26% (1 трлн 759 млрд тенге) – инвестиции в рамках ГЧП, 5% (329,6 млрд тенге) – собственные средства национальных и государственных компаний.В рамках развития автодорожной инфраструктуры планируется реконструкция 10 тыс. км и ремонт 11 тыс. км республиканской сети дорог, а также ремонт 27 тыс. км местных дорожных сетей. В железнодорожной отрасли планируется модернизация участка Достык – Мойынты и электрификация участка Мойынты – Актогай. Для развития малых воздушных линий планируется строительство 16 аэродромов в различных регионах страны. Для развития водного транспорта планируется приобрести 48 единиц судов, в том числе 6 кораблей торгового флота, а также проведение капитального ремонта шлюзов. В сфере автотранспорта намечены строительство и модернизация порядка 133 автостанций, автовокзалов и пунктов обслуживания пассажиров.Реализация новой госпрограммы «Нұрлы жол» позволит создать порядка 551 тыс. рабочих мест, в том числе 48,5 тыс. постоянных, увеличить производительность труда на 20% к уровню 2019 года, довести доходы от транзита до 61% (с 2,4 млрд до 4,2 млрд долларов в год).В новой программе 60% инвестиций (3,9 трлн тенге) приходится на автодорожную отрасль. По республиканской сети дорог планируется охватить реконструкцией около 10 тыс. км, из которых 3,8 тыс. км – переходящие (достраиваемые) участки (Караганда – Балхаш – Капшагай, Талдыкорган – Оскемен, Актобе – Атырау – Астрахань, Калбатау – Майкапшагай, Ушарал – Достык, Мерке – Буралбайтал и другие). Их завершение предусмотрено в 2020–2021 годах. Кроме того, будет построено порядка 6,2 тыс. км новых дорог (Кызылорда – Жезказган – Караганды, Жезказган – Петропавловск, Караганды – Аягоз и другие).На предстоящие годы предусмотрены ремонт 11 тыс. км. автотрасс, а также введение платности на 11 тыс. км новых автодорог, что позволит в 2025 году перейти полностью на самоокупаемость содержания всей республиканской сети.Для усиления контроля за сохранностью автодорог от тяжеловесного транспорта будет обустроено 112 единиц автоматизированных станций измерения. Планируется полностью привести к национальному стандарту 1 822 объекта придорожного сервиса, установить дополнительно 305 единиц санитарно-гигиенических узлов.В рамках следующего этапа госпрограммы немалый фронт работ развернется на участках местной сети автодорог. В целом здесь планируется охватить порядка 27 тыс. км трасс с ежегодным финансированием не менее 200 млрд тенге. Это позволит улучшить состояние 95% местной сети дорог.В сфере гражданской авиации количество транзитных авиапассажиров будет увеличено вдвое. В 2025 году Казахстан посетят более 2 млн транзитников. Общее количество перевезенных казахстанскими авиакомпаниями пассажиров составит 11 млн человек. При этом отечественные авиаперевозчики планируют обновить парк воздушных судов на 64 единицы. Для стимулирования внутреннего туризма будут приняты меры по развитию малой авиации. На сегодня функционируют 3 аэродрома местных воздушных линий (Ушарал, Урджар, Зайсан). На стадии ввода в эксплуатацию находится аэродром Баянаул. В ближайшие 5 лет предусматривается строительство еще 13 аэродромов местных воздушных линий. Для осуществления полетов здесь в текущем году по лизингу закуплено 2 самолета Л-410 (19 кресел). До 2025 года планируется запустить на линиях еще около 20 самолетов аналогичного типа.Программа предусматривает также меры по обновлению автопарков регионов. На эти цели планируется выделить из республиканского бюджета 128,5 млрд тенге.Средства будут представлены предприятиям через Банк развития Казахстана в рамках программы льготного кредитования: 15% первоначального взноса на 7 лет со ставкой 7%. Это позволит обновить до 2025 года городской автобусный парк на 5 тыс. единиц, снизить уровень износа транспорта с 44 до 28%, а также максимально использовать производственный потенциал отечественных заводов-изготовителей.Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, Премьер-министр Аскар Мамин отметил, что в стране сформирована устойчивая транспортно-логистическая система. В результате Казахстан стал трансконтинентальным мостом между Европой и Азией. В целом задачи, обозначенные Первым Президентом РК по созданию регионального транспортно-логистического хаба и усилению транзитного потенциала страны, исполняются.– Как отметил Елбасы на недавнем заседании фракции партии «Nur Otan», новая пятилетка программы «Нұрлы жол» является одной из основополагающих госпрограмм, направленных на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и транзитного потенциала страны, – подытожил Премьер.Развитие ГЧП по алгоритмуНа заседании были рассмотрены также вопросы развития государственно-частного партнерства. О проводимой работе в этой сфере доложили министры: национальной экономики, индустрии и инфраструктурного развития, здравоохранения, образования и науки, а также акимы Карагандинской и Акмолинской областей. С докладом по этой теме также выступил первый заместитель Премьер-министра – министр финансов Алихан Смаилов.В целом, как было отмечено, по состоянию на 1 октября текущего года заключено 615 договоров ГЧП на сумму 1,6 трлн тенге, из них привлеченные инвестиции составили 551,5 млрд тенге, в том числе по республиканским проектам – 339,5 млрд, по местным – 212 млрд тенге.На различных стадиях планирования и подготовки находятся 638 проектов ГЧП на сумму 1,9 трлн тенге, эксплуатации – 547 объектов (на 472 млрд тенге). На этапе реализации (инвестиционный период) находятся 68 объектов на 1 091 млрд тенге, в том числе 65 – местного значения и 3 – республиканского (на 725,9 млрд тенге): Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД), обеспечение широкополосным доступом к Интернету сельских населенных пунктов, а также система сбора данных об авиапассажирах.В сфере здравоохранения за 3 года местными исполнительными органами заключено 127 договоров ГЧП на общую сумму 58,9 млрд тенге. Только в 2019-м регионами заключено более 20 договоров ГЧП на сумму 23,5 млрд тенге. В период с 2019 по 2024 год в рамках ГЧП запланировано строительство 16 крупных больниц на сумму 838,5 млрд тенге, из них сегодня реализуется 7 проектов.В сфере образования – 558 проектов ГЧП (243 млрд тенге). С января текущего года 98 частных школ получают госзаказ по принципу подушевого финансирования на сумму 6 млрд тенге. На начало 2019⁄2020 учебного года открыто 47 новых частных школ. До конца года их будет введено еще 13. 70 проектов ГЧП связаны со строительством студенческих общежитий.В целом, оценивая положение дел в данной сфере, глава Правительства отметил положительную динамику роста проектов с участием ГЧП и поручил активизировать работу в этом важном направлении. Наиболее значимые проекты с применением механизмов государственно-частного партнерства реализуются в сферах транспорта и инфраструктуры, энергетики и ЖКХ, образовании и здравоохранении.– В целом нам необходимо выстроить эффективное взаимодействие государства и частного партнера для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, – подчеркнул Аскар Мамин.Он поручил продолжить реализацию крупных инфраструктурных проектов, в том числе транспортных и энергетических, в сфере ЖКХ, проработав необходимые изменения в законодательство с учетом передового международного опыта. Госорганам совместно с Министерством национальной экономики необходимо разработать «дорожные карты» по развитию ГЧП в курируемых отраслях, исполнение которых будет заслушиваться на заседаниях Проектного офиса Правительства РК.
11 мая 2025 г. 19:30 Слёзы радости и тепло сердец: в Актау отметили День матери концертной программой
6 мая 2025 г. 14:00 Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области