Предпринимательство – ведущая сила экономики

1065

Малый и средний бизнес – основа стабильного гражданского общества, и от его развития зависит благосостояние всех казахстанцев. Сегодня МСБ не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно малый и средний бизнес может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства. 

Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. 

Глава государства в своем Послании народу страны «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отметил, что развитие малого и среднего бизнеса является главным инструментом индустриальной и социальной модернизации Казахстана в ХХI веке, и поставил задачу, в которой МСБ будет производить не менее 50% внутреннего валового продукта Казахстана в 2050 году.

В реализации указанных задач Президента немало роли отводится и Парламенту в контексте законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства страны.

Сегодня в республике сформирована нормативно-правовая база, целью которой являются улучшение условий для развития малого и среднего бизнеса, обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов бизнеса. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию налогового и таможенного законодательства, снижению административных барьеров, совершенствованию системы закупок и формированию необходимых инвестиционных условий для предпринимательства. 

27 февраля текущего года Президентом страны был подписан Указ «Об улучшении условий для бизнеса», который содержит целый ряд кардинальных мер по улучшению условий для развития предпринимательства в республике в ближайшей перспективе.

Новшества коснулись сфер контро­ля за субъектами бизнеса, процедуры оформления и выдачи разрешительных документов, законодательства, регулирующего общественные отношения в области ведения бизнеса, а также предполагают создание новых институтов в области предпринимательства. Так, до 1 января 2015 года объявлен мораторий на проверки для субъектов малого и среднего бизнеса. Кроме того, предусматривается кардинальный пересмотр формата проведения проверок, а именно: переход от плановых проверок на проверки на основе оценки рисков.

Согласно этой системе, проверкам будут подвергаться только те предприниматели, у которых действительно высокая вероятность нарушения законодательства. Если предприниматель выполняет все требования закона, проверяющие органы не должны приходить к нему вообще. Также Правительство до 1 сентября 2014 года должно внести в Парламент проект закона по кардинальному улучшению условий для предпринимательской деятельности, до 1 января 2015 года – проект закона по вопросам деятельности саморегулируемых организаций, который предусматривает упрощение процесса ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства, процедуры предоставления и изменения целевого назначения земельных участков, получения разрешений на строительство и подключение к инженерным системам, уменьшение сроков их оформления. Выдача разрешений будет полностью осуществляться в электронном формате.

Вместе с тем до 1 июня текущего года Правительство совместно с Национальной палатой предпринимателей должно провести полную ревизию соответствующего законодательства. Планируется внесение изменений и дополнений в 7 кодексов и 17 законов.

Буквально на днях Парламентом страны были обсуждены проекты законов «О разрешениях и уведомлениях» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам разрешительной системы», рассмотрение которых Президентом страны было объявлено срочным. Принятие законопроектов позволит законодательно упорядочить разрешительную систему с использованием единых принципов и подходов, будет способствовать общему развитию предпринимательства в республике, активизации бизнеса и расширению границ его деятельности, росту национального дохода страны за счет увеличения совокупных объемов производства в предпринимательском секторе, соответственно, сокращению безработицы и другим положительным социально-экономическим последствиям.

Поскольку на данный момент законодательство в области ведения бизнеса представляет собой огромный массив нормативных правовых актов, Президент страны дал поручение его кодифицировать. При этом пояснив, что будущий Предпринимательский кодекс должен консолидировать все нормы законов о государственном регулировании предпринимательской деятельности, законодательно укрепить институт частной собственности, исключить инертные правовые положения, мешающие развитию бизнеса. 

Наряду с законами развитие предпринимательства осуществляется посредством принятых государственных и отраслевых программ. В рамках этих документов создана система конкретных мер государственной поддержки приоритетных секторов экономики, направленных на привлечение и развитие малого и среднего бизнеса, развитие инноваций, стимулирование экспорта. Например, в 2013 году только в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» субъектам предпринимательства выдано льготных кредитов на сумму более 680 млрд. тенге, субсидий – более 55 млрд. тенге. В ходе реализации проекта «Деловые связи» обучено около 2 тыс. предпринимателей, часть из них прошла стажировку в США, в Германии. 

В целях повышения возможностей и способностей отечественного бизнеса для выполнения важных государственных задач в области модернизации и диверсификации экономики в республике создана система государственных институтов развития. В настоящее время портфель инвестиционных проектов институтов развития состоит из 183 одобренных к финансированию проектов на общую сумму более 5 млрд. долларов США.

Еще одной значимой инициативой Главы государства является выделение из Национального фонда кредита в размере 1 трлн. тенге для поддержания экономики и обеспечения ее дальнейшего роста. 

Все эти меры, принимаемые Президентом страны, призваны существенно улучшить условия для успешного развития малого и среднего бизнеса в стране, совершенствовать систему взаимоотношений между предпринимателями и государством, содействовать созданию еще более благоприятного климата для предпринимательства в целом в Казахстане.

Казахстан одним из первых на территории бывшего постсоветского пространства реализовал регистрацию права собственности на недвижимость в электронном формате. Так, с 1 января 2013 года после совершения нотариальной сделки появилась возможность зарегистрировать в электронном формате права собственности на недвижимость, не обращаясь в ЦОН. Срок регистрации – 1 день, исключено предоставление бумажных документов. По индикатору «Открытие предприятий», к примеру, срок регистрации субъектов частного предпринимательства сокращен до 1 рабочего дня (ранее срок составлял от 3 до 7 рабочих дней). Исключена также возможность отказа в государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, реализована возможность электронной регистрации субъектов среднего и крупного предпринимательства. Количество разрешительных процедур сокращено с 6 до 5, а сроки их проведения с 22 до 15 дней. 

Эффективность проводимой работы подтверждается существенным улучшением позиций Казахстана в рейтинге Всемирного банка Doing Business, где Казахстан улучшил свои показатели на 3 пункта, заняв 50-е место из 189 стран. Также Казахстан впервые достиг 18-го места в рейтинге Всемирного банка Doing Business по индикатору «Регистрация собственности», улучшив свои показатели на 9 пунктов. Однако по отдельным индикаторам, как «Получение разрешения на строительство» и «Международная торговля», республика занимает соответственно 145-е и 186-е места. Поэтому нам предстоит провести соответствующую работу в этом направлении.

Между тем, несмотря на созданные условия в развитии предпринимательства, существует целый ряд проблем системного характера, препятствующих качественному развитию предпринимательского сектора и повышению его роли в экономике республики.

Это низкая доля выпускаемой продукции малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем товарообороте страны. На сегодня данный показатель составляет 17%. Тогда как в странах Таможенного союза он достигает в России – 20%, в Беларуси – 24%, а развитых странах минимум 40–50% от ВВП. Основными причинами этого являются: низкая разъяснительная работа со стороны госорганов и неинформированность предпринимателей, особенно сельских товаропроизводителей об оказываемых государством льготных услугах и поддержки, слабая финансовая грамотность и низкое качество бизнес-плана, отсутствии залога, высокая ставка кредитных ресурсов, бюрократия, административные барьеры, проверки и бумаготворчество. 

Для повышения доли в ВВП продукции малого и среднего бизнеса в первую очередь необходимо развивать несырьевой сектор экономики. Однако на сегодня 63% предпринимательства страны находится в Алматы, 66% сосредоточены в сфере торговли и оказания услуг, 16,3%  – в промышленности и всего лишь 12,1% – в сфере сельского, лесного и рыбного хозяйства. 

Это еще раз доказывает необходимость переориентирования малого и среднего бизнеса на реальный сектор экономики. Например, в сферах машиностроения, нефтехимии, предприятиям легкой и другой промышленности для производства продукции необходимо множество разных комплектующих, расходных материалов, которые мог бы выпускать малый бизнес страны. МСБ не требует больших затрат, он более мобилен и менее подвержен глобальным рискам, а также способен обеспечить рабочими местами до половины населения страны. 

Одним из проблемных вопросов является недоступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса. Так как сектору малого бизнеса присущ повышенный уровень риска, многие банки не рискуют самостоятельно кредитовать его субъекты. Например, от общего количества выданных кредитов для МСБ в 2013 году только 65% были выданы в сферу торговли и оказания услуг и всего 9,6% – в сферу промышленности и 5,7% – сельхозтоваропроизводителям. 

Нехватка кредитных ресурсов особенно замечается в агропромышленном комплексе страны. Банки второго уровня не заинтересованы в кредитовании сельского хозяйства и не берут в залоговое обеспечение земельные участки, технику и иное имущество крестьян. Они отдают предпочтения ликвидным проектам, направленным на торговлю, производство и оказание услуг, реализуемым в областном центре или недалеко от него. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос создания Агробанка, который будет обеспечивать агропромышленный комплекс страны финансовыми и кредитными ресурсами.

Одним из эффективных путей решения данного вопроса является финансирование АО «Аграрная кредитная корпорация» и его сельских кредитных товариществ, которые обеспечивают крестьян льготными кредитами. Однако за 12 лет существования данной корпорации были созданы всего 169 кредитных товариществ, которые обеспечивают кредитными ресурсами лишь 5,5% сельхозтоваропроизводителей. Финансирование из республиканского бюджета указанных кредитных товариществ ежегодно уменьшается, а с 2013 года из бюджета вообще не выделяются средства. В утвержденной Правительством программе «Агробизнес-2020» не предусмотрены механизмы кредитования сельхозтоваропроизводителей через кредитные товарищества, что привело к увеличению ставки вознаграждения по займам кредитных товариществ АО «Аграрная кредитная корпорация» в текущем году с 4 до 5,2% годовых, а по программе «Сыбага» – с  3 до 4,7%. При этом, если в будущем не будут выделены льготные долгосрочные ресурсы на кредитование кредитных товариществ, корпорация планирует повысить ставку вознаграждения до 10,2%, которая с учетом операционных расходов кредитных товариществ будет увеличена до 14–15%, что невыгодно для сельхозтоваропроизводителей страны и повлияет на себестоимость продукции сельского хозяйства.

В связи с этим в целях обеспечения льготными кредитами сельхозтоваропроизводителей необходимо в разы увеличить количество кредитных товариществ и его участников, с возможностью обеспечения кредитными ресурсами 40–50% крестьян страны. Для этого в первую очередь необходимо внести корректировку в программу «Агробизнес-2020» по кредитованию сельских кредитных товариществ. 

Несмотря на принимаемые меры, имеется множество фактов административного давления государственных органов, необоснованных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, в 2013 году только со стороны государственных органов было проведено 182 126 проверок деятельности частных субъектов, из них более половины – внеплановые проверки. У проверяющих органов одним из доступных способов провести проверку на объекте предпринимательства является назначение внеплановой проверки. Наиболее часто применяется способ получения информации от физических и юридических лиц. В обычных случаях зачастую автор информации не имеет никакого отношения к проверяемому объекту предпринимательства либо фактически не проживает по адресу, указанному в заявлении. При проведении проверок проверяющий орган часто охватывает всю деятельность субъекта предпринимательства, выходя за рамки поставленных целей по внеплановой проверке, что негативно влияет на дея­тельность предприятия.

Вопросы нехватки квалифицированных кадров, недостаточное развитие информационного обмена по сети «государство – бизнес», слабая обеспеченность гарантии защиты прав собственности, проблемы налогового администрирования и низкий уровень конкурентоспособности товаров в условиях Таможенного союза также отрицательно влияют на качественное развитие малого и среднего бизнеса в стране. 

На повестке дня остро стоит вопрос повышения квалификации и образовательного уровня предпринимателей. Мы должны добиться того, чтобы каждый из них знал и использовал свои права и обязанности, мог грамотно составлять бизнес-план и хорошо вести дела, связанные со своим бизнесом. В настоящее время в республике действуют различные программы, которые обучают предпринимательству. Но все они разрозненные, выполняют одну и ту же функцию, дублируют друг друга. В связи с чем считаю необходимым их объединить, определить единого координатора, которым должна быть, по нашему мнению, Национальная палата предпринимателей и ее филиалы в регионах.

Сегодня малый и средний бизнес, преодолевая стоящие на его пути трудности, становится одним из двигателей отечественной экономики. Вместе с тем малый бизнес сталкивается с целым рядом трудностей, связанных с инертностью чиновничьего аппарата на областном, районном и городском уровнях. В связи с этим руководители соответствующих государственных органов, их структурных подразделений, другие государственные служащие должны считать своим долгом соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов предпринимателей, не допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении их вопросов.

В целях дальнейшего качественного развития малого и среднего бизнеса страны нам необходимо усилить государственную поддержку путем предоставления им долгосрочных, доступных, льготных кредитных ресурсов, субсидирования, микрокредитования, предоставления гарантии в возвратности кредитов, субсидирования процентных ставок банков второго уровня, обучения ведению бизнеса, предоставления налоговых льгот для начинающих предпринимателей, выдачи грантов и создания соответствующих инфраструктур.

Эффективная реализация всех указанных мер обеспечит кардинальное улучшение условий для развития предпринимательской деятельности в Казахстане. Забота о постоянном улучшении условий работы предпринимателей всегда будет в центре внимания государства. Это еще один важный шаг для роста нашей экономики, увеличения числа рабочих мест и повышения благосостояния всех казахстанцев. 

Куаныш АЙТАХАНОВ, д. э. н., депутат Сената Парламента РК

Популярное

Все
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
День строителя
Дожди с грозами и ветром ожидаются в Казахстане
Уборку зерновых завершили аграрии Шымкента
В Семее стартовало строительство Дома дружбы – подарок от Мангистауской
Токаев – Зеленскому: Сейчас главный приоритет – это сохранение украинской государственности
Лидер Казахстана поздравил Ильхама Алиева с мирным урегулированием конфликта с Арменией
Президент поручил продолжить работу по сохранению и популяризации пород тазы и тобет
Определены 100 популярных казахстанских книг
Карагандинский академический театр музкомедии приедет на гастроли в Астану
Среднемесячная зарплата выросла в Казахстане
Как будет расти Караганда
Фигуристка Софья Самоделкина стала серебряным призером турнира в США
Обнаружено тело еще одного члена экипажа рухнувшего вертолета EC-145
МИД ЕС созывает экстренный саммит по Украине
Казахстанские школьники получили 7 наград на чемпионате по робототехнике в Китае
Глава государства о суперкомпьютере и об ИИ: «Расслабляться нельзя»
Производство китайских грузовиков локализуют в Сарани
Операцию на открытом сердце впервые провели в области Улытау
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Сильные дожди накроют Казахстан
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Гвардеец стал призёром конкурса по популяризации наследия Абая
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
В Астане 125 новобранцев дали клятву Родине
Незаконные постройки снесут в Уральске
Налоговый Кодекс Республики Казахстан

Читайте также

Внедрение ИИ в работу крупных промышленных предприятий обсу…
Казахстан расширяет географию экспорта зерна
Рост ВВП Казахстана за семь месяцев достиг 6,3%
Рост ВВП Казахстана за 7 месяцев составил 6,3%

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]