Пять новаций Социального кодекса

17258
Тамара Дуйсенова, министр труда и социальной защиты населения

Новая социальная политика – важная часть происходящих в стране масштабных преобразований. Ее краеугольным камнем можно назвать подписанный на днях Главой государства Социальный кодекс.

Социальную сферу можно назвать зеркалом развития государства. В этом контексте большой опыт имеют европейские государства. Как известно, в 1964 году Евросоюз принял Кодекс социального обеспечения, устанавливающий основные стандарты в данной сфере. Но за прошедшие годы лишь 21 государство – член Союза адаптировало свои законы к установленным кодексом нормам, в остальных же странах-участницах этот процесс продолжается и по сей день.

Социальный кодекс близкого нам Туркменистана, например, предусмат­ривает только нормы, регулирующие пенсионную систему и вопросы социальной защиты малообеспеченных категорий населения.

Поэтому Социальный кодекс Казахстана можно назвать первым на пространстве СНГ цельным социальным документом, который будет внед­рен в практику.

Кодекс (свод законов) охватывает весь жизненный цикл человека:

при рождении: государственную поддержку семей, имеющих детей до 18 лет;

по достижении трудоспособного возраста: государственные меры по созданию безопасных условий труда, содействие занятости, обязательного страхования от социальных рисков и оказание государственной поддержки при потере работы;

при наступлении трудных жизненных ситуаций: оказание государственной адресной социальной помощи;

в пожилом возрасте: пенсионное обеспечение граждан с учетом условий и особенностей их труда.

По сути, Социальный кодекс – это новая социальная политика нового Казахстана. Он предусматривает:

1. Кардинальное изменение парадигмы господдержки. Государственная поддержка будет направлена прежде всего на упреждение трудных жизненных ситуаций, а не на устранение последствий.

К примеру, для лиц, потерявших работу, первичным станет не назначение АСП, а меры, направленные на повышение квалификации, трудоустройство на вакантные или субсидируемые государством рабочие места, предоставление кредита или гранта для открытия собственного дела.

2. Масштабную цифровизацию социальной сферы, обеспечивающей переход от используемой на сегодня заявительной формы оказания государственных социальных услуг к выя­вительной и проактивному формату их предоставления.

Теперь гражданам будут направляться SMS-сообщения об их праве на тот или иной вид господдержки и возможностях ее получения в проактивном формате при согласии на обработку их персональных данных. В случае согласия граж­дан господдерж­ка будет производиться на основе данных информационной системы. То есть казахстанцам не придется, как раньше, стоять в очередях или посещать десятки госорганов для сбора документов.

В прошлом году подобные проактивные услуги уже были оказаны около 1 млн человек.

3. Ответственность за социальное обеспечение граждан возлагается на государство, работодателя и самих граж­дан. Эти обязательства реализуются в рамках нового общественного договора. При этом государство обеспечивает базовый уровень социальной защиты, а возмещение утраченного дохода при наступлении социальных рисков осуществляется за счет обязательных взносов работодателей и работников.

Например, граждане будут получать пенсию из трех источников: базовую и солидарную пенсию – из бюджета, накопительную – из Единого накопительного пенсионного фонда за счет взносов, уплаченных работодателем, и собственных взносов гражданина.

4. Развитие системы социального страхования от различных социальных рисков для стимулирования продуктивной и формальной занятости. Оно предполагает поэтапное увеличение размера социальных выплат из Государственного фонда социального страхования и страховых компаний. Соответственно, уровень социальной защищенности работающих граждан будет намного выше, чем неработающих.

К примеру, работающие матери получают 4-месячный доход в период отпуска по беременности и родам и выплаты до достижения ребенком 1,5 лет в размере 40% от заработной платы из Государственного фонда социального страхования. Одновременно в этот период государством субсидируются дополнительные обязательные пенсионные взносы, которые перечисляются на их счет в Едином накопительном пенсионном фонде.

А неработающие мамы получают только пособие из бюджета до достижения ребенком 1,5 лет, размер которого зависит от количества детей (от 19 872 тенге до 31 705 тенге в 2023 году).

Цифровая карта семьи

Хочу остановиться на пяти основных нововведениях кодекса.

Первое – цифровая карта семьи, или персонифицированная по видам государственной поддержки база данных казахстанских семей.

Она формируется на базе действую­щих информационных систем государственных органов. Основная цель ее внед­рения – обеспечение равного доступа казахстанцев к системе государственной поддержки.

Поэтому в кодексе цифровая карта семьи обозначена, во-первых, как средство определения среднесрочных и долгосрочных целей и направлений государственной социальной политики. То есть государство может не только четко определить, кому, когда, какую помощь необходимо оказать, но и рассмотреть меры по предупреждению социальных рисков

Во-вторых, карта будет служить своеобразным электронным уведомителем, информирующим семьи и⁄или членов семьи о виде государственной поддержки, которую они имеют право получить, исходя из их социального статуса и степени семейного благополучия. Такая информация направляется каждой семье центральным государственным органом в виде SMS-сообщения.

В-третьих, государственная поддержка будет оказываться в проактивном формате. То есть социальные выплаты и помощь гражданам назначаются на основании данных, имеющихся в информационных системах. Бумажные документы будут поэтапно исключаться из системы.

Цифровая карта введена с начала текущего года, и на ее базе ежедневно проводится оценка уровня социального благополучия семей и граждан. По ее итогам наше министерство направляет SMS-сообщения гражданам. С 1 января текущего года более 81 тыс. граждан получили уведомления о том, что они имеют право на получение пенсий, пособий или адресной социальной помощи. На сегодняшний день 53 тысячам из них назначены и уже выплачиваются государственные выплаты.

Конечно, могут возникнуть и ошибки в данных семей, имею­щихся в цифровой карте. Это связано с тем, что некоторые информационные системы имеют неактуальные данные о семье либо сведения о семье могут быть недоступны, которые во многом связаны с периодом внедрения информационных систем в отдельных сферах.

Вот, к примеру, в прошлом году к нам обратилась многодетная семья с жалобой на то, что они не получили от нас уведомление и им не выплачивают пособие. В ходе проверки выяснилось, что первенец в семье родился в 2006 году. Оцифровка органов РАГС началась в 2008-м, и в базу данных включены сведения о детях, родившихся позже этой даты. В таких случаях граждане могут обновить информацию в центрах обслуживания населения и внести изменения в цифровую карту семьи.

В настоящее время Министерство цифрового развития разрабатывает сервисное приложение, которое позволит гражданам исправлять подобные ошибки через свои мобильные телефоны.

Еще одной важной новацией Социального кодекса является новая парадигма государственной поддержки. Она будет предусматривать сначала адрес­ные меры для упреждения социальных рисков, только затем адресную помощь, направленную на борьбу с последствиями социальных рисков.

Для наглядности приведу пример. Цифровая карта семьи показала, что семья с высоким потенциалом в начале года через пять месяцев перешла в категорию семьи с низким потенциалом. Анализ показал, что пенсионные взносы на лицо, получившее кредит, не поступали уже три месяца, то есть он остался без работы. Поэтому мы отправили SMS-сообщение о возможности трудоустройства с учетом профессии этого гражданина. Сейчас он устроился на работу, проблема с возвратом кредита разрешена. Как видите, государство предотвратило социальный риск, используя адресную меру, а не финансовую помощь.

В текущем году мы реализуем эту возможность через цифровую карту семьи. Надеюсь, что в дальнейшем такая адресная работа госорганов с семьями будет усилена, что обеспечит новый уровень коммуникации с населением.

Следует также отметить, что если семья уже находится в трудной жизненной ситуации, то ей будет оказана и адресная финансовая помощь, и адресные меры для выхода из этой ситуации.

Например, семья ежемесячно будет получать адресную социальную помощь, а трудоспособным ее членам помогут в обучении, поиске работы, получении грантов и льготных кредитов.

Есть еще одно важное изменение в этом направлении: черта бедности для предоставления адресной социальной помощи будет определяться с 2025 года не по прожиточному минимуму, а через уровень медианного дохода.

При разработке этой меры изучался опыт стран ОЭСР. Такой подход используют восемь государств – членов организации.

Сегодня черта бедности эквивалент­на в США – 40% медианного дохода, в Канаде – 50%, в Швеции, Норвегии, Дании, Австрии, Германии и Франции – 60%. Мы также намерены внедрить эту практику.

Под защитой государства

Одной из уязвимых категорий населения являются люди с ограниченными возможностями. Главным для них, конечно же, является их социальное обеспечение. Хочу отметить, что мы завершили формирование многоуровневой системы социального обеспечения для данной категории граждан. Они сейчас получают выплаты из трех источников: государственное базовое пособие по инвалидности – из бюджета, социальные выплаты – из Государственного фонда социального страхования (ГФСС) и страховые выплаты из страховых компаний.

Кроме того, во исполнение поручения Главы государства, с 1 июля текущего года размер выплат, производимых из бюджета и ГФСС, будет повышен на 14,5%. Учитывая повышение размеров пособия в начале года на 8,5%, в совокупности размер выплат в годовом выражении увеличится на 23%.

Теперь, что касается специальных социальных услуг, предоставляемых для данной категории граждан. Сегодня 43% граждан с инвалидностью проживают на селе. Их обслуживают социальные работники местных акиматов, а вот специализированные социальные услуги для них по-прежнему остаются недоступными. Поэтому в кодексе предусмотрена полная трансформация системы социального обслуживания. Это третья новация кодекса.

Основная цель – повышение доступности специальных социальных услуг для граждан с инвалидностью путем привлечения неправительственных организаций, частного сектора и членов их семей.

Хочу рассказать подробнее о некоторых изменениях.

Во-первых, к обслуживанию лиц с инвалидностью будут максимально привлекаться члены их семей. При этом они будут оформляться в качестве индивидуальных помощников. Труд их будет оплачиваться, из этих доходов будут осуществляться пенсионные взносы и социальные отчисления. Таким образом, незанятые члены семей будут обеспечены работой в период трудоспособного возраста и социально защищены при наступлении возможных социальных рисков.

Во-вторых, будут полностью пересмотрены стандарты протезов и компенсаторных технических средств реабилитации. Главное, чтобы каждое предоставляемое устройство, будь то инвалидная коляска или слуховой аппарат, было хорошего качества и соответствовало индивидуальным потребностям гражданина. К сожалению, есть проблемы с качеством технических средств, предоставляе­мых лицам с инвалидностью местными акиматами.

В данный момент в министерстве работают шесть рабочих групп. До 1 июля они пересмотрят перечень всех таких устройств, их виды, сроки использования и размер гарантированной государством суммы, направляемой на их приобретение, и внесут свои предложения.

В-третьих, планируется введение подушевого норматива. Его размер будет классифицироваться в виде индивидуального норматива на услуги и лимита цен на компенсаторные технические средства.

Эти изменения приведут, с одной стороны, к поэтапной монетизации отдельных видов средств или товаров. С другой стороны – широкое вовлечение частного сектора в предоставление специальных социальных услуг позволит сделать инфраструктуру отрасли доступной и в сельской местности.

Данный проект будет запущен в пилотном режиме с 1 июля в пяти регионах по опыту программы «Балапан», успешно реализованной в сфере образования.

Также под защитой государства всегда будут находиться мать и ребенок.

Действующая система поддержки семей с детьми соответствует меж­дународным стандартам. Так, осуществляются выплаты, связанные с беременностью и родами, уходом за ребенком. Предоставляются пособия многодетным семьям, матерям, родившим шестерых и более детей, а также семьям, имеющим детей-инвалидов. Малообеспеченные семьи получают адресную социальную помощь.

В Социальном кодексе предусмотрены изменения основных параметров социальной поддержки семей с детьми с сохранением действующей системы. Новые критерии направлены на расширение спект­ра государственной поддержки семьи.

В частности, по поручению Главы государства начиная с 2024 года половина инвестиционного дохода Национального фонда будет направляться на специальные накопительные счета детям до 18 лет. Этот шаг станет дополнительной поддержкой, своего рода стартовым капиталом для детей по достижении совершеннолетия.

Продолжительность выплат по уходу за ребенком увеличена с 1 года до 1,5 лет. В этом году такие выплаты получат более 760 тыс. семей.

Натуральный пакет для детей в возрасте от 1 года до 6 лет из малообеспеченных семей монетизировали, то есть заменили денежным эквивалентом в дополнение к адресной социальной помощи. За три месяца этого года выплаты произведены уже около 115 тыс. детей.

Будут дифференцированы пособия многодетным матерям, с 1 июля свыше 90 тыс. женщин, награжденных подвеской «Алтын алқа», будут получать повышенный размер пособия. Кроме того, с начала года на 23% увеличат размеры пособий, выплачиваемых 200 тыс. семьям, потерявшим кормильцев.

Надбавки за условия труда

В последнее время в обществе часто обсуждают вопросы досрочного выхода на пенсию граждан, занятых на вредном производстве, а также осуществления им страховых выплат. В целом в стране действуют две специальные системы дополнительной социальной защиты казахстанцев, работающих на таких предприятиях.

Первая – это система обязательного страхования от несчастных случаев, произошедших при исполнении служебных обязанностей. Она внедрена с 2005 года.

Как известно, граждане, работающие на вредных производствах, могут приобрести профессиональные заболевания или получить травмы и потерять профессиональную трудоспособность. В случае утраты профессиональной трудоспособности данной категории работников возмещение утраченного дохода производится работодателем, а в случае установления инвалидности соответствующие выплаты осуществляются страховыми компаниями до достижения пенсионного возраста.

Вторая – профессиональная пенсионная система, обеспечивающая гражданам, занятым во вредных условиях труда, возможность досрочного выхода на пенсию. С 2014 года работодатели за свой счет ежемесячно перечисляют 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов на счета около 600 тыс. работников.

Глава государства поручил рассмотреть вопрос введения специальных выплат гражданам, работающим на вредных производствах или занятым во вредных условиях труда, с учетом международного опыта.

Мы изучили зарубежную прак­тику в этой сфере. Во многих странах установлены предельные сроки труда на вредном производстве. Кроме того, страховые взносы используются по трем направлениям – на профилактические, реабилитационные и компенсаторные мероприятия. В Швейцарии, Финляндии, Франции, Бельгии, России, Беларуси, Италии страховые компании производят специальные выплаты гражданам, утратившим от 5–10% трудоспособности.

Сопоставив опыт Казахстана и других стран, мы подготовили следующие предложения:

Первое. Гражданам, проработавшим в общей сложности 35 лет, в том числе 25 лет на вредном производстве и имею­щим перечисление профессиональных пенсионных взносов не менее 7 лет, предлагается назначать пенсионные выплаты. При этом предполагается выплаты осуществлять за счет 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов, поступивших на счета работников. 
Второе. В случае установления степени утраты профессиональной трудоспособности от 5 до 29% указанной категории граждан предлагается назначать, дополнительно к вышеуказанной профессиональной пенсии, страховые выплаты из страховых компаний. Размер этой выплаты определяется путем умножения степени утраты профессиональной трудоспособности и дохода.

Эти выплаты будут выплачиваться до достижения пенсионного возраста. При достижении пенсионного возраста выплата будет продолжена как разница между суммой специальной выплаты и пенсионными выплатами.

Третье. В целях улучшения условий труда на рабочем месте предлагается осуществлять профилактические мероприя­тия. На эти цели планируется направлять до 6% взносов работодателей, отчисляемых в страховые компании.

Четвертое. Предлагается также усилить реабилитационные меры по восстановлению здоровья граждан, имеющих профессиональные заболевания или производственные травмы. На эти цели предполагается направлять еще до 6% поступлений взносов.

Эти меры должны обеспечить повышение уровня социальной защищенности и улучшить условия труда работников, занятых на вредных производствах.

Достойная пенсия

Еще один актуальный вопрос касается пенсионного обеспечения граждан. Изменения в этой сфере можно назвать четвертой новацией кодекса.

Действующая система включает три поколения пенсионеров.

Во-первых, это старшее поколение. К указанной категории относятся пенсионеры с полным трудовым стажем, вышедшие на заслуженный отдых до 1 января 1998 года. Более 300 тыс. человек данной категории получают базовые и трудовые пенсии из государственного бюджета. Большинству из них выплачивается пенсия в размере от 120 000 до 160 000 тенге.

Второе, нынешнее поколение – это граждане, достигшие пенсионного возраста после 1 января 1998 года. Они также получают трудовую и базовую пенсии из государственного бюджета. Сейчас в этой группе 1,9 млн пенсионеров. По нашим оценкам, к 2030 году их число достигнет 2,6 млн человек.

В дальнейшем ожидается снижение размера трудовой пенсии у данной категорий граждан в связи с сокращением трудового стажа до   января 1998 года. Пенсионных накоп­лений в фонде по-прежнему недостаточно, чтобы компенсировать эту разницу. И причины этого известны.

Третьи – будущие пенсионеры. Это лица, которые дос­тигнут пенсионного возраста после 2038 года. Граждане этой категории будут получать базовую пенсию от государства и пенсию за счет своих сбережений из Единого накопительного фонда.

И здесь мы видим, что с пенсией нынешнего поколения и будущих пенсионеров могут возникнуть значительные проб­лемы. Поэтому в кодексе предусмотрено поэтапное увеличение размера базовой пенсии для пенсионеров нынешнего поколения в ближайшие 5 лет. Его минимальный размер будет увеличен с 54 до 70% от прожиточного минимума, а максимальный – до 120%.

Также будет увеличен размер максимального дохода, используемого для расчета трудовой пенсии, с 46 до 55 месячных расчетных показателей, или до 70% от средней заработной платы.

Эти меры вступили в действие с 1 января т. г., в результате минимальный размер базовой пенсии 2,3 млн наших пенсионеров увеличился на 21%, средний размер – на 16%, а максимальный размер – на 8,5%. Кроме того, размер трудовой пенсии увеличен для всех на 10,5%.

В итоге в этом году средний размер пенсии превысил 120 тыс. тенге, а для получающих накопительную пенсию – 147 тыс. тенге.

С 1 января 2024 года будут введены дополнительные пенсионные взносы со стороны работодателей для будущих пенсионеров, пенсии которых формируются за счет собственных накоплений.

Этот взнос составляет основу условно-накопительной пенсионной системы, предусмотренной действующим законодательством. Таким образом, граждане этой группы, как и нынешние пенсионеры, будут получать три вида пенсий (базовую – за счет государства, условно-накопительную – за счет средств работодателей, накопительную – за счет собственных накоплений). Все эти меры направлены на обеспечение граждан достойной пенсией.

Кроме того, в кодексе предус­мотрено расширение прав вкладчиков по управлению своими активами. То есть вкладчикам предоставляется право передавать не более 50% своих пенсионных накоплений в компании по управлению активами и выбирать компанию самостоятельно. Однако следует отметить, что государство гарантирует сохранность пенсион­ных накоплений только той части сбережений, которые находятся под управлением Национального банка.

А компания, выбранная вкладчиком, отвечает за сохранность переданных ей пенсионных накоплений и их доходность. Поэтому каждый вкладчик должен тщательно взвешивать возможные риски при выборе частной управляющей компании.

Занятость

В ходе расширенного заседания Правительства Президент уделил особое внимание вопросам занятости населения. Социальным кодексом предусмотрены следующие новые подходы.

Первый – это признание всех видов гибкой занятости, в том числе и занятость через платформы, формальной занятостью.

Эти изменения направлены на защиту самозанятых граждан от наступления социальных рис­ков, а при наступлении рис­ков – на их социальную поддержку.

В этих целях уже введено понятие «независимого работника» – как лица, занимающегося трудовой деятельностью, приносящей ему доход, но не имеющего официальной государственной регистрации в соответствующих уполномоченных органах.

Деятельность таких работников будет признаваться формальной занятостью в случае присоединения их к оферте онлайн-платформ или заключении публичного договора.

К примеру, таксисты, присоединившиеся к онлайн-платформе «Яндекс такси», курьеры, присоединившиеся к онлайн-платформе Glovo, будут отнесены к категории таких работников.

Стоит отметить, что вводимые оптимальные режимы не требуют дополнительной регистрации для сегодняшних «независимых работников» и не несут дополнительной финансовой нагрузки на них. Социальные отчисления за них будут осуществлять операторы платформы.

Второе – повышение квалификации рабочей силы. Сегодня необходимо признать, что наличие диплома не является доказательством уровня квалификации на момент трудоустройства. И в большинстве случаев наличие опыта, стажа работы является одним из требований, предъявляемых работодателями к соискателям. И это, к сожалению, становится препятствием для трудоустройства, особенно молодежи.

Для устранения этих барьеров вводится оценка навыков и компетенций, или система сертификации.

Третье – цифровые центры занятости. Сегодня процессы поиска гражданами работы, постановки на учет в качестве безработных, подачи заявлений на специальные выплаты при потере работы полностью оцифрованы и осуществляются через Электронную биржу труда.

С учетом специфики регионов рассматривается внедрение региональных мобильных центров и цифровых центров занятости, которые будут координировать все инициативы и программы развития региональных рынков труда.

Кроме того, в кодексе особое внимание уделяется новой миграционной политике. Ее цель – обеспечение экономики Казахстана востребованными и квалифицированными кадрами.

Здесь также будет решаться ряд вопросов.

Во-первых, планируется привлечение на рынок труда вост­ребованных иностранных кад­ров. Предлагается привлечь в нашу страну лучших преподавателей, сильных ученых, освоивших востребованные в экономике технологии, и тех специалистов, которых у нас не хватает, предоставив им упрощенные визы и право на проживание на территории страны до 10 лет.

Во-вторых, иностранным предпринимателям, вложившим в экономику Казахстана не менее 300 тысяч долларов США, предлагается выдавать «визу инвестора».

В-третьих, будет сделан важный шаг к использованию потенциала казахов, проживаю­щих за рубежом. Для этого предлагается ввести карту «Ата жолы», аналогичную американской грин-карте. Ее получат профессионалы высокого уровня, которые имеют успешные бизнес-проекты в стране проживания и хотят реализовать их в Казахстане. Они смогут оформить упрощенную визу сроком на 10 лет и вести собственный бизнес в Казахстане. При этом будет пересмотрен и механизм приема кандасов. Главное условие здесь – создание условий для трудоустройства и проживания иммигрантов.

Для решения жилищного воп­роса предусматривается выдача сертификатов экономической мобильности (при подтверж­дении наличия рабочих мест), дающих право на возмещение 50% затрат от стоимости жилья.

В-четвертых, мы также должны защищать трудовые права граждан Казахстана, работаю­щих за рубежом. Для этого предус­матривается заключение межгосударственных соглашений, гарантирующих защиту прав казахстанских трудовых мигрантов в государствах, в которых работают многие наши граждане.

Эти изменения в сфере занятости являются пятой новацией кодекса.

Все предложенные новеллы кодекса направлены прежде всего на реализацию взаимной ответственности сторон. Государство должно оказывать свое­временную социальную поддержку, работодатель должен участвовать в повышении социальной защищенности своих работников. Граждане должны воспользоваться поддержкой государства, чтобы выйти из сложной жизненной ситуации, устроившись на работу или начав собственное дело.

Одним словом, чтобы построить справедливый Казахстан, мы должны проводить справедливую социальную политику. Принятый нами Социальный кодекс – важный шаг на пути ее успешной реализации.

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]