Расширение налогооблагаемой базыКак известно, в нашей стране основным источником доходов госбюджета остается корпоративный подоходный налог, обеспечивающий порядка 43% всех доходов государственного бюджета с учетом Национального фонда. Поступления индивидуального подоходного налога составляют незначительную долю – 6%. Это делает бюджет зависимым от корпоративного сектора, успех которого, в свою очередь, зависит от совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на главную составляющую деловой активности бизнеса – прибыль.
Между тем бюджеты развитых стран в основном формируются за счет налогов с физических лиц, финансовая состоятельность которых поддерживает стабильность и равновесие государственной казны, что накладывает свой характерный отпечаток на формат политики по отношению к потенциальным налогоплательщикам. Отсюда фактор покупательской состоятельности рядовых граждан, как правило, играет определяющую роль в формировании ключевых векторов развития в развитых странах.
Согласно данным экспертов, поступления индивидуального подоходного налога в консолидированном бюджете США составляют порядка 60%, в Великобритании, Швейцарии, Швеции – по 40%. В странах ОЭСР этот показатель не меньше 30%, а с учетом взносов на социальное страхование, взимаемых с общей налогооблагаемой базы, он достигает 55%.
Таким образом, нынешняя амнистия капитала в Казахстане, связанная с легализацией жилых и коммерческих объектов, долей участия в компаниях, ценных бумаг и других активов граждан, может во многом способствовать росту индивидуального фактора в экономике страны.
Современные реформы, связанные с совершенствованием общественно-экономических отношений, всегда начинаются с концентрации внимания к самым актуальным проблемам экономики. И в этом плане характерным является то, что сегодня государство определило малый и средний бизнес как одну из главных величин процесса диверсификации национальной экономики. Более того, Глава государства дал поручение Правительству республики ввести единую бюджетную программу по развитию предпринимательства в регионах. Речь идет о масштабной поддержке казахстанского бизнеса и генерации новой волны предпринимательства в стране, а значит и более обеспеченной средней прослойки социума, активность которой в рамках текущей приватизации объектов квазигосударственного сектора явно высока.
Согласно данным Комитета госимущества МФ РК, на сегодня в рамках приватизации передано в конкурентную среду 82 из 311 объектов, запланированных к приватизации на 2014 год. При этом 4 объекта – это республиканская собственность, 35 – коммунальная, 30 – социально-предпринимательских корпораций и 13 – национальных холдингов.
– В целом при стартовой цене 3 миллиарда тенге цена продажи составила 4,6 миллиарда тенге, что примерно в 1,51 раза больше исходной стоимости, – отмечает председатель Комитета госимущества Эдуард Утепов.
Между тем в структурном плане 44 из 82 реализованных объектов – это доли в ТОО, которые были приобретены участниками товариществ по преимущественному праву в соответствии с законодательством. То есть основную часть ТОО государственно-коммунального сектора, СПК и холдингов, функции которых – предоставление различных видов сервиса, в том числе гостиничных, языковых и спортивно-оздоровительных услуг, капитализировали люди из числа непосредственных и косвенных управленцев этих же структур. И, как отмечают в Минфине, почти все они являются членами Национальной палаты предпринимателей РК, следовательно, представителями малых и больших деловых кругов страны.
Между тем, согласно Концепции перехода на всеобщее декларирование доходов, к 2017 году в Казахстане предполагается полный переход на всеобщее декларирование, когда каждый гражданин страны будут обязан представлять в налоговые органы полную информацию о своих доходах. С указанного периода будет обеспечен всеобъемлющий налоговый контроль доходов и имущества физических лиц. При этом ожидается, что реализация данных мер может способствовать не только эффективному противодействию теневой экономике, но и снижению уровня коррупции в государственных органах, а также расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога. Считается также, что это заложит основу для формирования в Казахстане цивилизованной фискальной культуры, на которой, в сущности, и держится благополучие развитых стран.
Введение всеобщего декларирования позволит обеспечить полноценный охват казахстанского общества налоговым администрированием, включая тех, чьи доходы растут не по дням, а по часам, но не служат источниками роста национальной экономики. В связи с этим примечательно, что на сегодня, в рамках проводимой легализации теневого капитала, инвесторов, купивших облигации национальных холдингов, компаний, институтов развития, а также банков и тем самым вложивших легализованные деньги в экономику, оказалось негусто.
Согласно данным Минфина РК, в настоящее время в банках страны в общей сложности открыто 17 сберегательных счетов на легализацию капиталов на сумму порядка 2 млрд тенге. При этом, как ни парадоксально, сумма инвестиций в экономику составила не более 1 млн тенге, то есть капля в море. Между тем легализаторы уже успели снять со сберегательных счетов 372 млн тенге, или более трети от совокупной суммы легализации.
Спрашивается, куда ушли снятые деньги? Но этот вопрос пока остается коммерческой тайной банков и самих участников акции, раскрыть которую, судя по всему, они не торопятся. В целом от легализации пока выиграли лишь бюджеты регионов, пополнившиеся в результате взимания 10-процентного сбора за легализацию на 37,2 млн тенге.
Что касается легализации недвижимости, то, судя по данным Комитета госимущества Министерства финансов, на сегодня около 60% всех заявок на оформление объектов недвижимости – это частные домостроения из числа "самостроев". Остальные 40% приходятся на долю коммерческих строений. При этом к данному моменту комиссиями на местах рассмотрено порядка 20% от всех поданных заявок на легализацию. И эта процедура, как отмечает директор департамента контроля Комитета госдоходов МФ Аргын Кипшаков, предположительно растянется на два последних месяца года, в течение которых заявки будут рассмотрены в полном объеме. При этом следует учесть, что, согласно существующим нормам законодательства, легализации подлежат только те здания, строения и сооружения, которые построены на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности.
Напомним, что концептуально акция легализации направлена на развитие отечественной экономики и получение выгоды гражданином, легализующим деньги. Такое отсутствовало при ранее проведенных акциях.
Кроме того, по аналогии с акцией 2006–2007 годов, предлагается легализовать, кроме денег, еще и имущество, как движимое, так и недвижимое. В денежном выражении эффект от той акции в прошлом составил порядка 845 млрд тенге, или почти 7 млрд долларов, то есть 8,3% к ВВП того года. Особенностью второй акции также был сбор за легализацию. В бюджет поступило порядка 60 млрд тенге. При этом объектов недвижимости было легализовано порядка 1,5 млн на общую сумму 236 млрд тенге.
Активный заделВ отличие от легализации процесс приватизации объектов квазигосударственного сектора проходит куда динамичнее. При этом в полку отечественного предпринимательства, участвующего в этой акции, наблюдается заметный приток. Так, среди 44 из 88 проданных объектов львиную долю занимают организации, выступающие в секторе услуг и СМИ, затем идут объекты сельского хозяйства и промышленности. Все эти объекты приобретены 45 физическими и 35 юридическими лицами, а также двумя индивидуальными предпринимателями. Все они являются представителями отечественного бизнеса.
Между тем, судя по тому, как на последующих этапах приватизации солидность реализуемых объектов возрастает, можно говорить о некоей тактике организаторов акции, которые явно придерживают "козыри" на потом. И если до октября продавались в основном активы компактных организаций, то уже в октябре из 24 проданных объектов два являются специализированными объектами республиканской собственности. В частности, это АО "Племенное хозяйство "Астана кус" и ТОО "Институт проблем комплексного освоения недр". Объектов коммунальной собственности в этой группе 13, из которых 11 – доли пакетов акций в ТОО, 2 объекта – это активы двух госпредприятий.
Дочерних предприятий ФНБ "Самрук-Казына" здесь оказалось целых пять – ТОО "Марс", ТОО "Ертыс Сервис", ТОО "МАК Экибастуз", ТОО "Казыгурт Юг" и ТОО "Биоинжиниринг".
Самым дорогим объектом, проданным в октябре, а следовательно, наиболее прибыльным, является ТОО "МАК Экибастуз". Стоимость этого предприятия при проведении торгов по английскому методу составила 1 млрд 21 млн тенге. Самым многочисленным по числу претендентов (5 покупателей) и числу шагов увеличения цены на торгах, что свидетельствует о накале страстей (50 шагов), оказалось ТОО "Казыгурт Юг". Оба объекта принадлежали ранее АО "Казахстан темир жолы" и осуществляли деятельность в сфере ремонта железнодорожного подвижного состава, путевой техники, железнодорожных кранов, изготовления запасных частей, а также промывки вагонов и специальных контейнеров.
– К числу интересных производственных объектов можно отнести продажу акций АО "Кандыагашская ГТЭС", принадлежавших СПК "Актобе". Предприятие занимается производством и реализацией электрической и тепловой энергии, – отметил руководитель Комитета госимущества.