Цифровые «фишки» «Правительства для граждан»

5898
Фарид Юмашев

Сегодня в республике действуют три способа получения государственных услуг: через ЦОН, с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП) на портале электронного правительства или по номеру официально зарегистрированного телефона. Однако недалек тот день, когда в повседневную жизнь казахстанцев войдет электронная система, позволяющая получить необходимую выписку или справку по биометрическим данным.

Как она будет введена в действие, почему гражданам не стоит переживать за безопасность своих данных, скоро ли в сфере госуслуг появится искусственный интеллект – об этом и многом другом в интервью «Казахстанской правде» рассказал председатель правления НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Аблайхан Оспанов.

– Аблайхан Есенович, люди нередко сетуют на большие очереди в ЦОНах, приходится тратить много времени на то, чтобы получить одну-единственную справку. Расскажите, как бороться с этой проблемой?

– Сегодня ЦОНы переходят на цифровой формат. Многие, наверное, не знают, но после того как клиент взял талон в ЦОНе, этот факт сразу фиксируется нашей информационной системой. И через ситуационный центр в режиме онлайн мы отслеживаем каждый талон: во сколько получен, в каком ЦОНе и сколько времени прошло от момента его получения до времени предоставления госуслуги. Максимальное время ожидания не должно превышать 20 минут. Если все же оно превышено, операторы центра связываются с руководителями ЦОНов и выясняют причины задержки.

Но следует оговориться, что превышение установленного времени ожидания происходит не так часто. Кроме того, с развитием тренда цифровизации в ЦОНах в электронный формат было переведено свыше 450 услуг, теперь задача НАО – научить граждан получать эти услуги самостоятельно. Ведь уже сегодня до 60% площадей во фронт-офисах занимают Connection point – зоны самообслуживания.

Именно здесь образуются очереди. Остальные 40% – места, где клиентов принимают наши операторы, что называется, по старинке – с бумажными документами, которые нужно сдать, подписать, поставить печать…

– Вы говорите о зонах самообслуживания, но не все граждане обладают навыками цифровой грамотности, зачастую это становится препятствием при самостоятельном получении услуг, ведь так?

– Новые глобальные тренды требуют от каждого постоянного совершенствования своих цифровых навыков. Наша задача, как я уже сказал выше, помочь в этом гражданам.

Ежегодно около 8 миллионов посетителей проходят через секторы самообслуживания. Если возникают какие-то вопросы, консультанты всегда придут на помощь. Мы хотим, чтобы как можно больше казах­станцев научилось самостоя­тельно пользоваться порталом электронного правительства.

Помимо упрощения и автоматизации госуслуг мы также открываем цифровые ЦОНы. Они есть в Астане, Алматы, Шымкенте и скоро появятся в каждом областном центре. От обычных они отличаются полным самообслуживанием и наличием классов для обучения.

Любой гражданин может прийти и научиться пользоваться электронными услугами, порталом госзакупок, электронной коммерцией, делать заказы. Все это совершенно бесплатно. В сельской местности, где нет специальных офисов, есть 70 мобильных ЦОНов.

– Какие услуги сейчас у граж­дан самые популярные?

– Одна из самых популярных услуг – выдача справок: о месте проживания, наличии или отсутствии недвижимости, несудимости, пенсионных накоплениях.

Сегодня не обязательно приходить за ними в ЦОН. Вы можете получить их на портале электронного правительства с помощью ЭЦП или одноразового смс-пароля. Используя лишь мобильный телефон, можно получить свыше 40 справок на

Egov.kz, через мобильное приложение или телеграм-бот.

Более того, работодатели, например, могут сами запросить адрес­ную справку, вам нужно лишь дать согласие через смс-сообщение. Для этого нужно быть зарегистрированным в базе мобильных граждан. Сделать это можно в любом ЦОНе или в личном кабинете на портале электронного правительства. На сегодня в базе более 5 миллионов граждан, которые зарегистрировали свои мобильные номера.

– В личном кабинете на сайте Egov.kz содержится вся информация о человеке, начиная с того, когда он менял удостоверение, до штрафов и наличия недвижимости. Что Вы можете сказать по поводу безопасности персональных данных казахстанцев?

– Можно закрыть доступ к персональным данным для других структур, даже государственных, но при этом не нужно забывать, что, когда вы будете получать какие-то услуги, доступ должен быть открыт. Многие негодуют по поводу того, что электронная цифровая подпись выдается всего на год. Но ведь это именно из-за безопасности, так как она является ключом ко всем вашим персональным данным.

Ближе к истечению срока ее можно продлить, не обращаясь в ЦОН, через сайт pki.gov.kz. В текущем году мы планируем внедрить получение информации и услуг по биометрическим параметрам – с помощью вашего лица или отпечатков пальцев.

Это будет делом добровольным, но значительно облегчит жизнь – в любом месте сможете получить необходимые услуги. Ваши данные будут храниться в специальном цент­ре, обеспечивающем их 100-процентную безопасность.

– Доступ к личным данным по биометрическим параметрам… интересно. Опыт каких стран вами учитывался при внедрении этой технологии?

– Это новый тренд в сфере государственных услуг, и, скажу откровенно, ни одна страна данные технологии еще полноценно у себя не внедрила. Но все работают, мы, например, в рамках цифровизации проводим встречи с представителями самых ведущих в этой области стран – Эстонии, Великобритании, Южной Кореи, Сингапура.

Это очень удобно: вы всегда сможете выбрать «вход по биопараметрам», не имея ничего на руках. Вас просканируют, и вы получите доступ к любой госуслуге.

– Есть ли какой-то прорывной отечественный проект, с которым приезжают познакомиться из других стран?

– Очень хороший проект – спецЦОНы. Они уникальны. Многие междуна­родные эксперты приезжали и перенимали опыт их работы. Это очень эффективный инст­румент по борьбе с коррупцией. При получении водительских удостоверений полностью исключен человеческий фактор, то есть система допускает вас в случае прохождения балла на экзамен в автодром.

После того, как вы сдали экзамен, сведения передаются на изготовление прав. Недавно мы открыли такой ЦОН в Уральске, скоро запус­тим в Атырау, всего их 15. Также для автолюбителей совместно с МВД планируем в июле внедрить механизм купли-продажи автомобилей в электронном формате.

Машина автоматически будет проходить проверку. Вам даже не придется следить за всем процессом. Можно просто заехать за новым техпаспортом и новыми номерами, если хотите. Для удобства мы привлекли Казпочту, если у вас нет времени, они могут взять на себя заботу по доставке приобретенного автомобиля до места назначения.

– Аблайхан Есенович, много было разговоров о внедрении так называемых проактивных услуг. Что это означает и как работает?

– Это означает, что государство само будет вас информировать и предлагать какие-либо услуги. Например, изменился адрес объекта недвижимости из-за переименования улицы, после этого человек вынужден обращаться в госструктуры. Теперь базы данных автоматически корректируются.

Внедряются проактивные услуги и в сфере социального обеспечения. После того как человека выписывают из больницы, все данные отправляются в акимат в электронном формате, комиссия принимает решение о необходимом лекарственном назначении, о выделении необходимого оборудования, затем все передается в Министерство труда и социальной защиты, где уже будет произведено начисление пособия или выдача тех или иных аппаратов, гарантированных государством.

Один из ярких примеров, когда государство «думает» за гражданина, – документирование факта рождения ребенка: от изготовления свидетельства до постановки в очередь в детский сад. Казахстан пока единственная страна в СНГ, где внедрен проактивный принцип оказания государственных услуг.

– Планируете ли вы внедрять в работу ведомства искусственный интеллект, чтобы разгрузить сотрудников? И будут ли в ЦОНах электронные консультанты, такие как Куаныш и Сауле в Казпочте или Кенес – в Едином контакт-центре?

– Мы работаем над внедрением искусственного интеллекта, когда машина возьмет на себя часть монотонной работы, позволяя сотрудникам заниматься более важными вещами. Первого робота планируем анонсировать в июле текущего года. Вы не просто сможете проконсультироваться у него, но и получить нужные документы.

Он сможет вам помочь, но только в том случае, если идентифицирует, поэтому очень важно внедрение биометрии. Со временем мы хотим, чтобы граждане получали всю необходимую информацию через смартфон, ведь он есть практичес­ки у каждого, и если вам все же потребуется поговорить с живым оператором, это можно будет сделать, позвонив видеоконсультанту.

– По каким направлениям сейчас еще ведется работа в «Правительстве для граждан»?

– Для обеспечения комфортных условий мы решили в нынешнем году в пилотном режиме открыть миграционный ЦОН в Астане. Планируем также открыть аналогичные центры в Алматы и Актобе.

Кроме того, сейчас стремимся авто­матизировать сферу земельных отношений. Будет создана единая национальная геоинформационная система. Совместно с местными исполнительными органами оцифруем все объекты, чтобы создать общую электронную карту.

Также будем использовать дроны и снимки из космоса для того, чтобы контролировать освоение земельных участков, самовольные пристройки или незаконный захват земли.

Популярное

Все
В Алматы прибыл первый туристский поезд из Сианя
В Алматы на месте старого здания возвели современный центр для детей
Команда Казахстана по настольному теннису завоевала семь медалей на турнире в Ташкенте
Хоккейный клуб «Барыс» объявил об уходе семи легионеров
Дело Шерзата: прокурор запросила для обвиняемых от 1,5 до 23 лет лишения свободы
Более 20 незаконных установок для забора воды обнаружили в Туркестанской области
Как проходила спецоперация на крупном предприятии Карагандинской области, показали в МВД
Находившегося 20 лет в розыске казахстанца экстрадировали из России
Возврат активов: более 570 млн тенге ​​​​​​​ направили на водоснабжение сел области Ұлытау
Велопробег «От Алтая до Урала» дошел до Астаны
Глава государства направил видеообращение по случаю 70-летия космодрома Байконур
Большинство казахстанцев имеют от 2 до 9 близких друзей - опрос
Сельскую школу построят на возвращенные государству деньги в Атырауской области
В Астане более 2,5 тысяч человек признаны банкротами
Перспективы поставок пшеницы в Нигерию рассмотрели в правительстве
В области Жетысу дети ждут ваучеры на занятия в творческих кружках
Вейпы на 1,6 млрд тенге изъяли в Павлодарской области
Цифровую платформу для отбора молодых педагогов запустили в «Келешек мектептері»
«Опералия-2025»: болгарский скрипач-виртуоз выступит с концертом в Астане
Музыкальный фестиваль пройдет под открытым небом Астаны
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
Бои человекоподобных роботов провели в Китае
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Срезан склон холма, жди оползня…
Ферма, где роботы доят коров
Токаев принял нового акима Алматы
Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
Музей космонавтики откроют в Байконыре
Первый урожай дынь отправили из Туркестанской области в Россию
ORDA: триумф во Франкфурте-на-Майне
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
ChatGPT стал плательщиком НДС в Казахстане
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Будущее – за цифровыми активами
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Жару сменят дожди в Казахстане
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название

Читайте также

Верховный Суд разъяснил порядок рассмотрения уголовных дел …
Капитальный ремонт теплотрасс проводится в Сатпаеве
Синергия возможностей в формате ЦА+
Поступательное развитие казахстанско-итальянских отношений

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]