
Сегодня в республике действуют три способа получения государственных услуг: через ЦОН, с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП) на портале электронного правительства или по номеру официально зарегистрированного телефона. Однако недалек тот день, когда в повседневную жизнь казахстанцев войдет электронная система, позволяющая получить необходимую выписку или справку по биометрическим данным.
Как она будет введена в действие, почему гражданам не стоит переживать за безопасность своих данных, скоро ли в сфере госуслуг появится искусственный интеллект – об этом и многом другом в интервью «Казахстанской правде» рассказал председатель правления НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Аблайхан Оспанов.
– Аблайхан Есенович, люди нередко сетуют на большие очереди в ЦОНах, приходится тратить много времени на то, чтобы получить одну-единственную справку. Расскажите, как бороться с этой проблемой?
– Сегодня ЦОНы переходят на цифровой формат. Многие, наверное, не знают, но после того как клиент взял талон в ЦОНе, этот факт сразу фиксируется нашей информационной системой. И через ситуационный центр в режиме онлайн мы отслеживаем каждый талон: во сколько получен, в каком ЦОНе и сколько времени прошло от момента его получения до времени предоставления госуслуги. Максимальное время ожидания не должно превышать 20 минут. Если все же оно превышено, операторы центра связываются с руководителями ЦОНов и выясняют причины задержки.
Но следует оговориться, что превышение установленного времени ожидания происходит не так часто. Кроме того, с развитием тренда цифровизации в ЦОНах в электронный формат было переведено свыше 450 услуг, теперь задача НАО – научить граждан получать эти услуги самостоятельно. Ведь уже сегодня до 60% площадей во фронт-офисах занимают Connection point – зоны самообслуживания.
Именно здесь образуются очереди. Остальные 40% – места, где клиентов принимают наши операторы, что называется, по старинке – с бумажными документами, которые нужно сдать, подписать, поставить печать…
– Вы говорите о зонах самообслуживания, но не все граждане обладают навыками цифровой грамотности, зачастую это становится препятствием при самостоятельном получении услуг, ведь так?
– Новые глобальные тренды требуют от каждого постоянного совершенствования своих цифровых навыков. Наша задача, как я уже сказал выше, помочь в этом гражданам.
Ежегодно около 8 миллионов посетителей проходят через секторы самообслуживания. Если возникают какие-то вопросы, консультанты всегда придут на помощь. Мы хотим, чтобы как можно больше казахстанцев научилось самостоятельно пользоваться порталом электронного правительства.
Помимо упрощения и автоматизации госуслуг мы также открываем цифровые ЦОНы. Они есть в Астане, Алматы, Шымкенте и скоро появятся в каждом областном центре. От обычных они отличаются полным самообслуживанием и наличием классов для обучения.
Любой гражданин может прийти и научиться пользоваться электронными услугами, порталом госзакупок, электронной коммерцией, делать заказы. Все это совершенно бесплатно. В сельской местности, где нет специальных офисов, есть 70 мобильных ЦОНов.
– Какие услуги сейчас у граждан самые популярные?
– Одна из самых популярных услуг – выдача справок: о месте проживания, наличии или отсутствии недвижимости, несудимости, пенсионных накоплениях.
Сегодня не обязательно приходить за ними в ЦОН. Вы можете получить их на портале электронного правительства с помощью ЭЦП или одноразового смс-пароля. Используя лишь мобильный телефон, можно получить свыше 40 справок на
Egov.kz, через мобильное приложение или телеграм-бот.
Более того, работодатели, например, могут сами запросить адресную справку, вам нужно лишь дать согласие через смс-сообщение. Для этого нужно быть зарегистрированным в базе мобильных граждан. Сделать это можно в любом ЦОНе или в личном кабинете на портале электронного правительства. На сегодня в базе более 5 миллионов граждан, которые зарегистрировали свои мобильные номера.
– В личном кабинете на сайте Egov.kz содержится вся информация о человеке, начиная с того, когда он менял удостоверение, до штрафов и наличия недвижимости. Что Вы можете сказать по поводу безопасности персональных данных казахстанцев?
– Можно закрыть доступ к персональным данным для других структур, даже государственных, но при этом не нужно забывать, что, когда вы будете получать какие-то услуги, доступ должен быть открыт. Многие негодуют по поводу того, что электронная цифровая подпись выдается всего на год. Но ведь это именно из-за безопасности, так как она является ключом ко всем вашим персональным данным.
Ближе к истечению срока ее можно продлить, не обращаясь в ЦОН, через сайт pki.gov.kz. В текущем году мы планируем внедрить получение информации и услуг по биометрическим параметрам – с помощью вашего лица или отпечатков пальцев.
Это будет делом добровольным, но значительно облегчит жизнь – в любом месте сможете получить необходимые услуги. Ваши данные будут храниться в специальном центре, обеспечивающем их 100-процентную безопасность.
– Доступ к личным данным по биометрическим параметрам… интересно. Опыт каких стран вами учитывался при внедрении этой технологии?
– Это новый тренд в сфере государственных услуг, и, скажу откровенно, ни одна страна данные технологии еще полноценно у себя не внедрила. Но все работают, мы, например, в рамках цифровизации проводим встречи с представителями самых ведущих в этой области стран – Эстонии, Великобритании, Южной Кореи, Сингапура.
Это очень удобно: вы всегда сможете выбрать «вход по биопараметрам», не имея ничего на руках. Вас просканируют, и вы получите доступ к любой госуслуге.
– Есть ли какой-то прорывной отечественный проект, с которым приезжают познакомиться из других стран?
– Очень хороший проект – спецЦОНы. Они уникальны. Многие международные эксперты приезжали и перенимали опыт их работы. Это очень эффективный инструмент по борьбе с коррупцией. При получении водительских удостоверений полностью исключен человеческий фактор, то есть система допускает вас в случае прохождения балла на экзамен в автодром.
После того, как вы сдали экзамен, сведения передаются на изготовление прав. Недавно мы открыли такой ЦОН в Уральске, скоро запустим в Атырау, всего их 15. Также для автолюбителей совместно с МВД планируем в июле внедрить механизм купли-продажи автомобилей в электронном формате.
Машина автоматически будет проходить проверку. Вам даже не придется следить за всем процессом. Можно просто заехать за новым техпаспортом и новыми номерами, если хотите. Для удобства мы привлекли Казпочту, если у вас нет времени, они могут взять на себя заботу по доставке приобретенного автомобиля до места назначения.
– Аблайхан Есенович, много было разговоров о внедрении так называемых проактивных услуг. Что это означает и как работает?
– Это означает, что государство само будет вас информировать и предлагать какие-либо услуги. Например, изменился адрес объекта недвижимости из-за переименования улицы, после этого человек вынужден обращаться в госструктуры. Теперь базы данных автоматически корректируются.
Внедряются проактивные услуги и в сфере социального обеспечения. После того как человека выписывают из больницы, все данные отправляются в акимат в электронном формате, комиссия принимает решение о необходимом лекарственном назначении, о выделении необходимого оборудования, затем все передается в Министерство труда и социальной защиты, где уже будет произведено начисление пособия или выдача тех или иных аппаратов, гарантированных государством.
Один из ярких примеров, когда государство «думает» за гражданина, – документирование факта рождения ребенка: от изготовления свидетельства до постановки в очередь в детский сад. Казахстан пока единственная страна в СНГ, где внедрен проактивный принцип оказания государственных услуг.
– Планируете ли вы внедрять в работу ведомства искусственный интеллект, чтобы разгрузить сотрудников? И будут ли в ЦОНах электронные консультанты, такие как Куаныш и Сауле в Казпочте или Кенес – в Едином контакт-центре?
– Мы работаем над внедрением искусственного интеллекта, когда машина возьмет на себя часть монотонной работы, позволяя сотрудникам заниматься более важными вещами. Первого робота планируем анонсировать в июле текущего года. Вы не просто сможете проконсультироваться у него, но и получить нужные документы.
Он сможет вам помочь, но только в том случае, если идентифицирует, поэтому очень важно внедрение биометрии. Со временем мы хотим, чтобы граждане получали всю необходимую информацию через смартфон, ведь он есть практически у каждого, и если вам все же потребуется поговорить с живым оператором, это можно будет сделать, позвонив видеоконсультанту.
– По каким направлениям сейчас еще ведется работа в «Правительстве для граждан»?
– Для обеспечения комфортных условий мы решили в нынешнем году в пилотном режиме открыть миграционный ЦОН в Астане. Планируем также открыть аналогичные центры в Алматы и Актобе.
Кроме того, сейчас стремимся автоматизировать сферу земельных отношений. Будет создана единая национальная геоинформационная система. Совместно с местными исполнительными органами оцифруем все объекты, чтобы создать общую электронную карту.
Также будем использовать дроны и снимки из космоса для того, чтобы контролировать освоение земельных участков, самовольные пристройки или незаконный захват земли.