На мемориальной доске, установленной на могиле, – фамилии 16 артиллеристов 302-й стрелковой бригады. Морской пехотинец, семнадцатый, так и остался неизвестным солдатом. Их останки обнаружены в прошлом году поисковым отрядом имени Маншук Маметовой под руководством учителя школы из Таскалинского района Сергея Лапшина. Много лет он с учениками-подвижниками ведет поиски останков солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, чтобы вернуть неизвестным бойцам имена и захоронить их с почестями. Отряд был в экспедициях в Новгородской и Тверской областях РФ, на Кавказе. Но, как оказалось, и в западноказахстанских степях лежат сотни воинов, которых необходимо найти и вернуть из забвения.
В официальной истории Великой Отечественной войны Казахстан всегда считался глубоким тылом Советского Союза. Сюда эвакуировали заводы и фабрики вместе с коллективами и их семьями, здесь размещались курсы подготовки младших лейтенантов, аэродромы, склады, мастерские, госпитали. Между тем часть Западного Казахстана входила в состав фронтового тыла, то есть непосредственно относилась к зоне боевых действий. Именно здесь проходит Приволжская железная дорога, которая в те времена называлась Рязано-Уральской. По ней на запад доставлялось все необходимое – военная техника, продовольствие, медикаменты, одежда. Шли эшелоны с людьми. Немецкая авиация бомбила все, что находилось вдоль железнодорожного пути. Чаще всего, до пяти раз в день, бомбардировкам подвергались станции Сайхин, Шунгай и Джанибек, прилегающие села и аулы, разъезды железной дороги. Земля здесь до сих пор испещрена глубокими воронками, а местные жители то и дело находят следы огненных лет. Так, только осенью 1942 года на Бокейординский район было совершено порядка 140 авианалетов, сброшено свыше 500 бомб. В связи с приближением линии фронта в тот год, 12 августа, для западных районов Западно-Казахстанской области было введено военное положение.
Эшелоны не просто бомбили. В пустынной местности негде было укрыться, и самолеты опускались к самой земле, расстреливая уцелевших после бомбовых ударов из пулеметов практически в упор.
По мнению историков, в целом на железнодорожные перегоны Западного Казахстана было совершено 398 авианалетов, сброшено более 8,5 тыс. бомб. При этом, по неполным данным, погибло около 300 мирных жителей и военнослужащих. Около 250 человек были ранены. Согласно архивным данным, вдоль казахстанского участка Приволжской железной дороги в братских могилах всего похоронено 297 человек. На сегодня известно о пяти могилах.
Поиски останков солдат и их перезахоронение в Бокейординском районе ведется с 1982 года. К этой работе местных краеведов подтолкнуло письмо из Москвы от оставшегося в живых после одной из таких бомбежек ветерана, который интересовался, установлен ли памятник его погибшим однополчанам. И хотя на братских могилах долгие годы не было даже таблички, старожилы помнили о них. Здесь не играли дети, не пасли скот.
Об одном из таких захоронений местные жители рассказали поисковикам в 1984 году. Тогда были обнаружены останки 97 воинов 196-й Краснознаменной гатчинской стрелковой дивизии. Эшелон с солдатами – участниками Сталинградской битвы попал под авиаобстрел 2 октября 1942 года в четырех километрах от с. Сайхин. Точных данных о погибших до сих пор нет. Останки воинов перезахоронили в братскую могилу во дворе спортшколы с. Сайхин. Не так давно на памятнике появилась табличка с именами похороненных. Поисковики смогли установить только 42 из них.
Несколько лет назад в 16 км от с. Сайхин поисковики под руководством Сергея Лапшина и краеведа Жубана Гумарова обнаружили останки 17 морских пехотинцев.
– Первое захоронение было в 200 метрах от железной дороги в глубокой воронке, засыпанной бытовым мусором, – рассказывает командир поискового отряда. – В ней были похоронены два солдата. Мы нашли пуговицу с якорем, что говорило в том, что это останки морского пехотинца. Дальше пошли в направлении к железной дороге. Ориентировались на глубокие воронки. В следующей были останки еще двух солдат. Третья воронка на долгие годы стала могилой для 13 морских пехотинцев. Документы и медальоны смерти так и не были найдены. Возможно, старший по званию забрал документы для составления списков и сдал по месту прибытия. У морпехов медальоны были не эбонитовые, а деревянные. Так что если они и были, то давно сгнили. Через архивы мы выяснили, что это были моряки Тихоокеанского флота. Их перебрасывали на запад. Всего в октябре 1942 года на разъезде № 365 в результате бомбежки эшелона погибли 38 морских пехотинцев. Возможно, остальные похоронены рядом. Их обязательно нужно найти.
В прошлом году поиски на этом месте продолжились. Были обнаружены останки еще 17 солдат. Поисковый отряд отправил запросы в военкоматы. Но за год так никто из родных не откликнулся, и было решено останки солдат предать земле в канун Дня Победы.
В торжественном мероприятии по этому случаю приняли участие руководство и общественность района, члены поискового отряда, общественные объединения области и города Нур-Султана, офицеры Летно-испытательного центра им. В. Чкалова Российской Федерации, а также полиции и отдела ЧС Бокейординского района. Отдав последние почести героям войны, участники мероприятия побывали в музее боевой славы в школе им. М. Маметовой, за круглым столом обсудили роль Бокейординского района в годы Великой Отечественной войны как прифронтовой зоны и ту работу, которая проводится сегодня, чтобы передать потомкам память о самой страшной войне. Так, к 75-летию Великой Победы в с. Сайхин в отреставрированной водонапорной башне был открыт музей. Установлен мемориал «Қаhарман ауданы» как признание заслуг жителей района в военное лихолетье.
От имени акима района Нурлана Рахимжанова поисковому отряду и ученикам двух школ, помогавшим в работах, были вручены благодарственные письма и памятные сувениры.
– За последние 5 лет в районе обнаружены и перезахоронены останки более 50 солдат, погибших в годы Великой Отечественной, – отметил руководитель отдела внутренней политики акимата Бокейординского района Аскар Ажгалиев. – Планируется, что в июне поисковые работы в районе будут продолжены. Также на месте, где найдены останки солдат, будут установлены ограждение и памятный знак.
Летом на новой братской могиле установят оградку, ее изготовили члены отряда. А на могиле морпехов появится настоящий корабельный якорь. С ним помогло Уральское речное пароходство.