![](/media/news/2022/default.png)
Еще Гиппократ говорил, что гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Роль массового спорта в жизни современного человека трудно переоценить. Спорт привносит основное для человека – здоровье, а это личный капитал, от чего зависит многое: карьера, благополучие, наконец, будущее.
Подмена понятий
На предприятиях и организациях физкультминуты, производственная гимнастика остались в «далеком» советском прошлом, они напрочь забыты, а исключение – отдельные энтузиасты.
Сложилась тенденция привлечения внимания молодежи, в первую очередь посредством СМИ, к экстремальным высоко травматичным видам спорта, к силовому фитнесу, а доступные, массовые виды активности, например пешие и велосипедные прогулки, оздоровительный бег, спортивная ходьба, простые гимнастические упражнения остаются без внимания. Возможно, некоторым экстрим нужен, но в такой широкой пропаганде, как массовый спорт, он явно не нуждается. Массовый спорт не должен быть связан с опасностью и ассоциироваться с травмами.
А массовые забеги и марафоны один раз в год, проводимые в крупных городах, – замечательная форма популяризации здорового образа жизни, но это еще не массовый спорт.
Плюс статистика
Сделать спортивные объекты доступными для населения – одна из приоритетных задач социальной модернизации. Пока статданные о доступности объектами спорта в стране неутешительны: 25,7% школ не имеют спортивных залов, свыше 9 000 спортивных сооружений организаций образования построены до 1991 г., более 2 000 – в период с 1998 г., из них только 69% в удовлетворительном состоянии, 6% требуют капитального ремонта, более 1% бездействуют, находясь в аварийном состоянии.
Агентством по делам спорта и физической культуры совместно с местными исполнительными органами в сентябре 2012 года был проведен анализ материально-технической оснащенности школьных организаций спортивным инвентарем. Оснащенность организаций образования составляет в среднем около 40%.
По данным Агентства, сегодня доля охваченных занятиями в спортивных секциях школьников составляет всего 27%, в то время как в мировой практике этот показатель находится на уровне 80%. Оставляет желать лучшего и оплата учителям физкультуры за ведение секций. И хотя законодательно предусмотрена доплата в размере 45% от базового оклада педагогов (это немногим менее 8 000 тенге), даже такую мизерную доплату получают чуть больше 40% учителей.
В соответствии с постановлением Правительства РК «О президентских тестах физической подготовленности населения в Казахстане» ежегодно проводится месячник по их сдаче, где принимают участие ученики 5–11 классов. Так вот, в 2012 году президентский уровень тестов среди учеников 5 класса успешно сдали 3% от общего числа принявших участие, среди учеников 10 классов всего – 3,8%.
У молодежи мало стимулов для занятий массовыми видами спорта, мало популярных спортивных программ в СМИ. Одними массовыми забегами, что называется, сыт не будешь, и массовый спорт не разовьешь. Это все же разовые мероприятия.
Массовый спорт предполагает регулярные системные занятия. Нужна подготовка кадров, достойная оплата их труда, нужны энтузиасты своего дела, необходимо креативное информирование общества. В каждом районе должен быть спортивный комплекс. Например, массовый хоккей – это хоккейная коробка в каждом городском дворе, в каждом селе.
К сожалению, спорт становится дорогим удовольствием, а за спортивные секции выдаются фитнес-центры с приличной оплатой.
Опыт – лучший учитель
Государство должно быть заинтересовано в трудоспособном, а значит здоровом населении.
Известно, что в США спорту, как массовому, так и высших достижений, традиционно уделяется огромное внимание. Спорт считается там одной из основных составляющих образования, и каждый шестой урок в американских школах – это урок физкультуры. К спортивному досугу детей вплотную привлекаются родительские комитеты, которые оказывают помощь в организации секций. Почти в каждой школе работают около 20 спортивных секций: по американскому и европейскому футболу, легкой атлетике, баскетболу, волейболу, бейсболу и т. д. Бюджет, который руководство школы решает потратить на спорт, поступает в спортивный департамент, который есть в каждой школе. Если выделенных сумм недостаточно, то такие департаменты могут привлечь добровольные пожертвования.
В Китае создано несколько научно-исследовательских институтов по изучению спорта. Спортивная инфраструктура строится повсеместно по стране. Результаты известны: число людей, занимающихся спортом, по крайней мере, два-три раза в неделю, перед пекинской Олимпиадой составило 41% от общего населения.
Объединить усилия
Массовый спорт и спорт высоких достижений неразрывно связаны. Если в стране не создано благоприятной среды для развития массового спорта, то нет базы и для развития спорта высших достижений, значит, высокие результаты будут показывать легионеры из других стран, выступающие за национальную сборную.
Массовый спорт и физическая культура для большинства казахстанцев пока не стали их личной ценностью. Но для занятий физической культурой и спортом одного только желания людей недостаточно. Без поддержки государства и бизнеса, реальных вливаний в развитие инфраструктуры, без участия СМИ его развивать сложно.
Затраты на развитие массового спорта и физической культуры понижают расходы на медицинское обслуживание. Люди меньше болеют.
В Стратегии-2050 здоровый образ жизни назван ключом к здоровью нации. И именно поэтому Правительством РК принимаются системные меры по развитию физкультуры, массового спорта и строительству физкультурно-оздоровительных объектов по типовым проектам, в том числе дворовых. Так, в бюджете 2014–2016 годов заложены средства на строительство физкультурных комплексов в ряде регионов Казахстана. Работы по всем направлениям предстоит много, а результаты совместных усилий всего общества принесут каждому из нас огромную пользу!
Гульнар ИКСАНОВА, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции НДП «Нур Отан»