Яркий элемент спонтанности

524
Наталия Хомс

Такой необычной оказалась премьера спектакля-импровизации «Братья Гримм» в малом зале столичного Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького.

В этот вечер зрители стали частью уникальной, живой и совершенно непредсказуемой истории, рождавшейся прямо на их глазах. Они творили вмес­те с актерами и были полностью вовлечены в действие, разворачивающееся на сцене.

Такой совершенно новый формат представления, основанного на спонтанном сюжете, предложил режиссер-постановщик спектакля из Санкт-Петербурга Тимофей Ткачев.

Основой для сказочного дейст­вия на сцене может послужить любая из актуальных новостей – их зачитывают перед началом спектакля актеры, давая публике право выбрать тему представления.

– «Братья Гримм» – самая настоящая актерская импровизация, которая уже никогда не повторится, и ни одна шутка не прозвучит снова, ибо все сущест­вует только здесь и сейчас, – отмечает режиссер Тимофей Ткачев. – Следуя структуре сказок братьев Гримм, называя героев старыми немецкими именами, актеры рассказывают и играют сказку с совершенно новым сюжетом. Ведь мы отталкиваемся от того, что предлагает зритель.

Конечно, в процессе подготовки создатели спектакля опирались на оригинальные сказки Вильгельма и Якоба Гримм, но не на те, к которым мы привыкли, – в популярной обработанной версии, а на их народный вариант, собранный фольклористами. В них много юмора, но много и мрачных моментов, отмечает режиссер, как, впрочем, и в самой жизни, которая никогда не бывает односторонней. Также помогала книга Владимира Проппа «Морфология волшебной сказки», где известный филолог и фольклорист описывает структуру, которая, как позвоночник в теле человека, соединяет все элементы волшебных сказок, к коим относится большинство материалов братьев Гримм.

– Импровизация в целом вещь не новая, но сейчас она переживает возрождение. Я ей очень сильно интересуюсь еще с тех пор, как учился в Баварской театральной академии Августа Эвердинга. Там импровизации посвящен отдельный предмет. Многие упражнения похожи на те, что делают в нашей теат­ральной школе, но им уделяют чуть больше внимания и как бы доводят до цельных, но коротких произведений, – рассказал Тимофей Ткачев.

Есть еще большая форма импровизации. Режиссер признает­ся: было интересно, как она работает, но многие театры не решались принять его предложение и поставить актеров в такое, можно сказать, шаткое положение перед зрителем. Воплотить замысел помог­ла совершенно случайная, но поистине судьбоносная встреча: во время пандемии у Тимофея не было возможности улететь домой после постановки в Усть-Каменогорске, и однажды, гуляя по Нур-Султану, он увидел драмтеатр им. М. Горького.

Намерение наладить контакт с коллегами вылилось в продуктивное сотрудничество, а смелое «да» директора ГАРТД Айболата Жаудыра на вопрос о «Братьях Гримм» подарило столичному зрителю действительно незабываемые постановки. Их, к слову, даже можно снимать на видео и выкладывать в Сеть под хэштегом #ГРИММеры, ведь каждый спектакль-импровизация уникален.

Безусловно, работать в таком жанре актерам одновременно и легко – ибо есть контакт со зрителем здесь и сейчас, и сложно – без сценария и заранее подготовленных реплик, выкручиваясь из самых курьезных и необычных ситуаций, в которых герои оказываются в том числе и по воле зрителя. Однако, по словам режиссера, импровизация не означает неподготовленность.

– Это сложная старинная техника. Ее правила актеры изучали в ходе репетиций, чтобы научиться играть, на ходу сочиняя историю. Нелегко, конечно, но возможно, – заметил Тимофей Ткачев.

В такой постановке доля волнения актеров все же передается зрителям, поскольку и они часть спектакля, в какой-то степени помощники режиссера, вплетающие в канву повест­вования зачастую комичные сюжеты. На премьерном показе спектакля, к слову, главного героя, что называется, «помотало» по свету – благодаря пуб­лике он побывал и в Австрии, и в Австралии, и в Африке, хотя основное действие разворачивалось в Германии…

Была возможность у зрителей в этот вечер и пообщаться с актерами после самого спектак­ля, поделиться впечатлениями, эмоциями. Сидя в большом кругу, каждый мог высказаться о том, что ему больше всего понравилось, что хотелось бы увидеть в следующий раз. Такая обратная связь, считает труппа, необходима при внедрении нового жанра в репертуар театра, ведь зрителю важно видеть то, что интересно и «цепляет за душу».

– Я бы хотел сказать большое спасибо зрителям, ведь на самом деле без вашей отдачи, слов, спонтанности и реакций «что же сейчас будет?» – никак. Мы же сидим за кулисами и смотрим в зрительный зал, наблюдаем... И отдача, реакции и глаза подталкивают на создание чего-то более интересного, – обратился к зрителям актер ГАРТД им. М. Горького Данил Хомко.

Нужно сказать, что спектакль был встречен громкими и долгими овациями, несмотря на то что публика в силу эпидемиологических обстоятельств была немногочисленной. Впечатления и эмоции зрителя были видны и после на тренинге: каждый вышел из зала в приподнятом настроении, получив позитивный заряд на весь вечер. Ведь в спектакле-импровизации есть место и юмору, и драме, и детективу, и глубокой философской морали, но главное – яркому элементу спонтанности, украшающему все повествование.

Популярное

Все
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Детей растить и Родину защищать
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
Злые языки страшнее пистолета
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Сумками выносили деньги из хранилища глава филиала и кассир банка в Степногорске
Полиция Казахстана, Украины и Чехии ликвидировала две группы интернет-мошенников
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
Казахский обретает статус языка межнационального общения
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Генпрокурор Берик Асылов отчитался перед президентом
1 мая: историю появления праздника напомнили казахстанцам
Багдат Мусин освобожден от должности министра цифрового развития
Авиапассажирам необходимо заблаговременно приезжать в аэропорты - КГА
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан

Читайте также

В Президентском центре РК открылась тематическая выставка, …
С молитвой о мире, добре и благополучии
Наполнить жизнь благодатным светом
Не бойся дороги, были бы кони здоровы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]