За созданием спектаклей стоит большой труд целой команды профессионалов, где каждый выполняет важную и ответственную миссию

5374
Дина Есетова

Начальник отдела звукового сопровождения и звукозаписи театра «Астана Опера» Евгений Шпаков уже одиннадцать лет отвечает за качество аудиопотока музыкального материала, представленного вниманию публики не только на оперных, балетных постановках, концертах, но и в аудиозаписи основного репертуара. Впрочем, его профессиональный путь начинался еще со школьной скамьи. С тех пор прошло более двадцати пяти лет.

фото предоставлено пресс-службой театра «Астана Опера»

– Обычно на школьные праздники дети приносили из дома угощения и подарки, а я на санках привозил музыкальный центр и модные на то время записи для организации танцевальной прог­раммы. Будучи старшеклассником, первые деньги я заработал тем, что под контролем руководителя музыкального кружка в родном сельском Доме культуры изготавливал громкоговорители и усилители, монтировал оборудование. В студенческие годы подрабатывал диск-жокеем в ночных клубах и ресторанах. Мне всегда было интересно изучать только появившиеся в то время компьютерные программы для написания музыки, создавать аранжировки, минусовки для певцов. Тогда еще не было Интернета, и минусовку невозможно было скачать – ее надо было изготовить, полностью переиграв все партии похожими звуками, многократно переслушав готовую песню, и правильно расставить звуковые акценты, – вспоминает собеседник.

Как известно, звукорежиссура включает в себя множество профессий, востребованных в киноиндустрии, концертной дея­тельности, театрах, на радио, телевидении, производстве музыки, интернет-контента и компьютерных играх.

Так, саунд-дизайнер создает звуковые эффекты, призванные усиливать атмосферу происходящего на экране или на сцене. Звукооператор отвечает за запись, монтаж и обработку аудиоматериала, подбирает и настраивает оборудование в случае работы на концертных площадках.

Евгений Шпаков подчеркивает, что общие требования к уровню и качеству проводимых мероприя­тий в свете роста технологий и средств реализации задумок режиссеров постоянно растут – развиваются и специалисты. Например, шум ветра, применяемый в операх «Қыз Жібек», «Біржан – Сара», или шторм в балете «Корсар» усиливают восприятие зрителей от происходящего на сцене. Такие звуковые эффекты обычно создают из нескольких файлов, взятых из библиотек. Вначале их пробуют применить на репетициях, после чего режиссер вносит корректировки и утверждает к применению.

Для молодых специалистов в приоритете наличие музыкального и технического, а лучше всего специализированного образования. Эта востребованная специальность находится на стыке музыкального искусства и современных звуковых технологий. В нашей стране возможно получить диплом по специальности «звукорежиссура» в Казахском национальном университете искусств, Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, появляется большое количество курсов, обу­чающих азам профессии.

– Новичкам необходимо слушать много разной музыки, анализировать ее, делить на инструменты и партии, развивать музыкальный слух, применять при прослушивании одного и того же произведения разную аппаратуру, делать выводы о том, как изменяется звучание, пробовать вносить свои корректировки. Сейчас доступно множество программ и плагинов для работы со звуком, в Интернете есть тысячи часов видеоуроков от разных экспертов. Специалисты должны уметь разделить произведение на его составляющие, знать, как звучат инструмен­ты по отдельности, в чем их отличия, особенности, техники звукоизвлечения. В этом смысле звукорежиссер – сотворец, поскольку нужно понимать и уметь с помощью технических средств передать характер произ­ведения и нюансы звучания слушателям. Неправильно примененные или неверно настроенные приборы обработки звука могут ухудшить или испортить всю картину, – пояс­няет Евгений Шпаков.

Кроме того, многие музыканты записывают любимые или авторские произведения, чтобы зафиксировать во времени свою музыкальную форму или звук своего инструмента.

Для организации этого процесса обычно привлекается группа специалистов – звукооператор, инженер звукозаписи, режиссер записи и его ассистент. После окончания записи наступает пора монтажных работ, где из самых удачных дублей собирается проект, который в последующем уже проходит этап обработки звуковых дорожек и сведения в готовый файл.

По мнению Евгения, самое важное – сохранить целостность музыкального произведения при сведении фонограммы.

– Существует понятие «сессионный музыкант». По набору своих качеств такой музыкант способен по команде исполнить записываемый материал, что очень, на самом деле, нелегко. Кто-то после команды «запись» начинает излишне волноваться и «прятать» свое исполнение в группе инструментов или, напротив, старается показать себя. Запись оркестра – сложный, творческий процесс, к которому готов не каждый музыкант. Помимо точного выполнения указаний дирижера и режиссера звукозаписи для максимально качественного исполнения произ­ведения нужно слышать свою группу и весь коллектив оркестра как бы со стороны. Конечно, это бывает относительно сложнее, чем выступать на концерте, где небольшие помарки и нюансы естественны, – рассказывает Евгений Шпаков.

Однако в отличие от студийной версии в концертные записи проникают гул от работы световых приборов, экранов, шумы, издаваемые зрителями, шорохи, аплодисменты и крики «Браво!».

– «Чистка» такого материала – процесс очень трудозатратный. При работе с многоканальным проектом обнаружить локализацию источника шума или помех несколько проще, чем при работе с готовым аудиофайлом. Слишком вычищенная запись теряет пространство и глубину, исчезает атмосфера зала, звуки не затухают так естественно, как это должно быть, возможно изменение частотных характеристик. Поэтому целесообразность проведения работ по реставрации и чистке аудиоматериала нужно обсуждать применительно к каж­дой конкретной записи. Если в записи присутствует брак, где шум полностью подавляет сигнал, необходимо решать вопрос о перезаписи или монтаже такого материала. В связи с этим концертная запись потому и выходит с пометкой live, чтобы зритель ощутил всю атмосферу мероприятия, – говорит звукорежиссер.

По его словам, современные компьютерные технологии и возможности искусственного интеллекта теперь поражают даже профессионалов.

– Двадцать лет назад с помощью специальных программ было возможно отредактировать запись тембра голоса, просто попросив спеть любого человека. Но это была кропотливая работа, сродни рисованию мультфильмов на бумаге, где часы монтажного времени тратились на минуту звучания. Сегодня до определенной степени это делается автоматичес­ки, в реальном времени. Получается, что из любого желающего можно «сделать» певца, вопрос только в том, что он всегда будет петь под фоно­грамму, – прокомментировал он.

В заключение Евгений Шпаков отметил, что с развитием индустрии подкастинга и появлением блогеров многие поняли важность роли звукоряда, способного улучшить неудачное видео или, наоборот, испортить восприятие зрителем даже гениально отснятого видеоматериала. Очевидно, аудиоэффекты и даже просто правильно записанный и смонтированный аудиоматериал помогают вывести контент на новый уровень.

Популярное

Все
Кремль опубликовал заявление по итогам переговоров в Эр-Рияде
Отбор на ЧМ - 2026: Казахстан обыграл Лихтенштейн
Правительству США предоставят в аренду землю в Алматы
Три медали завоевали казахстанцы в первый день ЧА по греко-римской борьбе
Президент Словении посетит Казахстан
Юношеская сборная Казахстана U-17 переиграла сверстников из Литвы
Как в Казахстане решают проблему ТБО
Лукашенко стал президентом Беларуси в седьмой раз
Иммунитет, освобождение от налогов, право на создание фондов – изменения в деятельности СВМДА
Средства на нужды недееспособных нерационально расходовали в Карагандинской области
Аида Балаева опровергла слухи о «Казахфильме»
Рекордную компенсацию получит ожидавший полвека казнь японец
Депутат Мажилиса обратила внимание на развитие цифровых активов в Казахстане
До 500 тыс. евро получат работники Mercedes за добровольное увольнение
Девушка повредила позвоночник на батуте в Караганде
Казахстан и Кыргызстан будут поощрять и защищать взаимные инвестиции
Гвардейцы предотвратили распространение пожара в Астане
На 14 млрд тенге нарушили экологическое законодательство за два года в Казахстане
Группу профессиональных щипачей разоблачили в Алматы
Угрозу подтопления 25 домов устранили в Акмолинской области
Точкой роста должен стать туризм
Более 16 млн тонн продукции АПК экспортировал Казахстан в 2024 году
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Декада Наурызнама: День национального спорта отмечает Казахстан
К другим прицениться, свое показать
Так звучит дружба
Укрепляя обороноспособность страны
Семипалатинец Василий Фоминых – участник Парада Победы
Глава государства осмотрел ярмарку ремесел в этноауле
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
Сегодня казахстанцы отмечают Жаңару күні
Ерлан Аккенженов назначен министром энергетики РК
Образ будущего страны
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
От прямого субсидирования к льготному кредитованию
«Поменять коленку» можно в Улытау
День сближения сердец
Юбилейная выставка к 120-летию Урала Тансыкбаева открылась в Алматы
Переселение должно быть под контролем
Массаж и ЛФК с доставкой на дом
Актау будет расширяться вдоль побережья Каспия
Овечкин вплотную приблизился к «вечному» рекорду Гретцки
Мария Мудряк выступит с концертом в Павлодаре
В МСХ – новое назначение
Новая услуга появилась в мобильном приложении eGov Mobile
Какие лекарства станут выдавать бесплатно в Казахстане
Закон и порядок должны быть аксиомой жизни
Цех с суррогатным алкоголем выявили в Костанайской области
Көрісу – день радости, встреч и прощения
Казахстанцы всё чаще жалуются на китайский автопром
Премьер: Необходимо сократить расходы, лишние структуры через цифровизацию
Көрісу: Праздник весны, прощения и уважения в Казахстане
На участке «Болашак» в Мангистауской области будут добывать нефть
Принять, адаптироваться и научиться правильно реагировать
Новый аким области Абай проверил строительство моста в Семее
На ремонт Дворца культуры в Атырау потратят почти миллиард тенге
Молодые ученые на особом счету
В столице прошел ежегодный зимний фестиваль «Бұрқасын-2025»
Падёж скота произошёл в Актюбинской области
Путь творчества – путь новаторства

Читайте также

Новый исторический сериал покажут на республиканском телека…
Аида Балаева опровергла слухи о «Казахфильме»
Оперу «Кыз Жибек» покажут в праздничные дни в Астане
Cолист столичного театра отличился на международном фестива…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]