Уже  давно ни один номер мировых СМИ не обходится без тревожных сообщений о  военных действиях, террористических актах, прочих инцидентах массового  кровопролития в различных уголках мира. Если раньше эти сообщения  приходили в основном из различных горячих точек, в своей массе  сконцентрированных на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке,  странах к югу от Сахары, то теперь множатся аналогичные вести и из  других стран и регионов, прежде казавшихся бастионами стабильности и  безопасности.
В мировых экспертных кругах расхожим  оборотом стала так называемая «новая нормальность», означающая  привыкание к условиям, которые хуже или значительно хуже предшествующих.  В области мировой политики такой «новой нормальностью» становится  силовой способ решения конфликтов, будь то межгосударственные или  гражданские. В памяти поневоле всплывают давно забытые термины из  мировой практики XIX – начала XX века: «дипломатия канонерок», «политика  большой дубинки» и так далее. 
Самое печальное,  что эта логика войны и насилия сейчас, когда XXI век уже набрал полный  ход, действительно становится чем-то обыденным. Нас уже трудно удивить  сообщениями о все новых столкновениях, терактах, массовых казнях  «иноверцев», «санкционных войнах», «геополитических разломах». 
Обрели  былую актуальность войны за передел границ на суше и на море, которые,  казалось, окончательно и бесповоротно сошли с мировой повестки дня.  Многочисленные военные инциденты последних лет влекут за собой серьезные  риски непреднамеренной и непропорциональной эскалации. Эти риски  отчетливо видны на примере серьезных разногласий и напряженности на  Корейском полуострове, в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, в  отношениях между Россией и Турцией, Ираном и Саудовской Аравией, Индией и  Пакистаном.
Уже вполне буднично воспринимаются и  данные о росте мировых расходов на вооружение, даже на фоне столь  неблагоприятной конъюнктуры в мировой экономике. Например, на днях  Стокгольмский институт исследования проблем мира SIPRI обнародовал  доклад, согласно которому в 2015 году мировые расходы на вооружение  выросли на 1% и достигли 1,7 трлн долларов. Таким образом, мир находится  на пороге очередного витка гонки вооружений. В качестве обобщения можно  привести выводы доклада к Мюнхенской международной конференции по  безопасности в феврале 2016 года, в котором отмечалось, что мировое  сообщество столкнется с возрастающими рисками, в том числе международных  военных конфронтаций, а также с усиливающейся нестабильностью. Более  того, аналитики говорят о наступающем «периоде неясности и  фундаментальной трансформации», возвещающем о начале более нестабильной  эры для мирового сообщества.
В этих условиях  Манифест Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Мир.  XXI век» показал, насколько опасно и деструктивно привыкание к этой  «новой нормальности». Обращение Главы государства стало своего рода  «ударом в набат», мощно прозвучавшим на вашингтонском Саммите по ядерной  безопасности с целью пробуждения международного сообщества от  охвативших его летаргии и безучастности. 
Как  отметил Президент в своем Манифесте, «планета уже начала балансировать  на заново отточенном острие «холодной войны» с губительными  последствиями для всего человечества». Действительно,  недоговороспособность ведущих глобальных игроков, страдающих от  неудовлетворенных амбиций, стратегической близорукости, взаимной  подозрительности и фобий, привела мир к «ренессансу войны». Текущая  ситуация в мире характеризуется кардинальной сменой парадигм глобального  и регионального развития, сопровождающейся беспрецедентным в  современной истории кризисом доверия между ведущими игроками, наличием  фундаментальной полярности интересов сторон по вопросу выстраивания  новой архитектуры мирового порядка. Это тревожная реальность, и  здравомыслящие силы во всех частях мира серьезно обеспокоены.
И  здесь наш Президент не понаслышке знает, что такое война и вызванное ею  людское горе. Мы хорошо помним его активную посредническую дипломатию  во всех конфликтах на постсоветском пространстве – от Карабаха до  Донбасса. Именно этот тяжелый опыт сподвиг Нурсултана Назарбаева на  поистине титанические усилия по поддержанию и укреплению межэтнического и  межконфессионального мира в Казахстане, сохранению стабильных  межгосударственных отношений в достаточно противоречивом  Центрально-Азиатском регионе. Наша страна по праву стала активным  модератором в диалоге культур, религий и цивилизаций. Теперь настало  время для новых, еще более масштабных и действенных коллективных мер, и  Манифест Лидера Казахстана задает четкий алгоритм практических действий,  долгосрочную стратегию мира для международного сообщества.
Другой  трагический опыт, на этот раз среди бывших советских республик,  затронувший исключительно Казахстан, – а именно десятилетия  разрушительных для физического и морального здоровья нации ядерных  испытаний на Семипалатинском полигоне – побудил Главу государства  выдвинуть нашу страну в авангард международного антиядерного движения. К  сожалению, на сегодня общепризнанным фактом стал тупик в сфере ядерного  разоружения. В связи с этим большой интерес у международного сообщества  вызвала озвученная Главой государства в ходе юбилейной сессии  Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 года важная инициатива о  достижении безъядерного мира к 2045 году, то есть к 100-летию ООН.
Важным  шагом в этом направлении, серьезным вкладом в укрепление глобальной  стратегической безопасности стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН в  декабре 2015 года Всеобщей декларации о построении мира, свободного от  ядерного оружия. В рамках вашингтонского саммита лидеры Великобритании,  Германии, Китая, США, Франции, Японии и целого ряда других стран приняли  Совместное заявление, в котором отметили особый вклад Казахстана в  ядерную безопасность мира путем создания Банка низкообогащенного урана  МАГАТЭ на своей территории. Астана также оказала политическую и  практическую поддержку в реализации Совместного всеобъемлющего плана  действий по иранской ядерной программе.
Далее на  Саммите по ядерной безопасности угроза ядерного терроризма была названа  одним из главных вызовов международной безопасности. В связи с этим  весьма своевременным и востребованным стало озвученное с высокой трибуны  ООН предложение казахстанского Лидера о создании единой мировой  антитеррористической сети борьбы с этим злом.
Думаю,  что выражу общее мнение моих коллег по Парламенту Казахстана о  готовности каждого депутата внести свой вклад в продвижение духа и буквы  Манифеста Главы государства средствами парламентской дипломатии.  Убежден, что полноценная реализация этого концептуального документа  стала бы весомым вкладом в претворение в жизнь Стратегии  «Казахстан-2050», идеи «Мәңгілік Ел», концепции вхождения нашей страны в  число 30 наиболее развитых государств мира. Решение этих исторических  для Казахстана задач Президента требует создания благоприятных внешних  условий для политических, экономических и социальных преобразований,  защиты национальных интересов на международной арене. Без смены нынешней  «логики войны и конфронтации» на «логику созидания и партнерства»  решение этой задачи будет непростым.