Приключения Белоснежки

2985
Флюра Мусина

Для будущих балетоманов

В репертуаре театра уже есть грандиозные хиты мирового балетного репертуара. Однако в этом осознанном стремлении собрать в главном театре страны лучшие образцы классического наследия и шедевры XX и XXI веков как-то выпала из поля зрения такая важная составляющая репертуара, как балеты для детей.

Разумеется, в Astana Opera никогда не забывали о маленьких зрителях, из которых и формируется будущее поколение грамотной и искушенной публики. Для них на камерной сцене постоянно проводятся образовательные программы. «Белоснежка и семь гномов» на музыку венгерского композитора Тибора Кочака по либретто и в хореографии Дюлы Харангозо стал первым полнометражным балетным спектаклем для детей на главной сцене.

Постановка осуществлена при содействии Министерства культуры и спорта. Предложение поставить именно этот спектакль исходило от художественного руководителя балетной труппы Алтынай Асылмуратовой, которая ранее видела спектакль в Европе и считает, что это лучший выбор.

Дюла Харангозо, известный в прошлом танцовщик, после окончания сценической карьеры 10 лет был руководителем балета Венгерской оперы. В творческом багаже хореографа постановки балетов «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Коппелия». Яркий детский балет – особенный, он рожден в содружестве с единомышленниками – композитором Тибором Кочаком и сценографом Кентавром (творческий псевдоним художника, правнука основателя Венгерской оперы Ференца Эркеля).

Идея была такова: поставить балет в стиле мюзикла, и так, чтобы он был интересен не только малышам, но и сопровождающим их взрослым. Чтобы от происходящего на сцене действия невозможно было оторваться, чтобы музыка легко запоминалась, а сам балет еще долго вспоминался после посещения театра. И конечно, спектакль должен учить тому, как важно в жизни быть смелым, добрым и иметь много друзей.

Как рождается спектакль

В этом балете трудно отделить музыку от движения. Здесь нет общих мест, обыгрывается каждый такт, каждый звук, порой совсем не оркестровых инструментов. Нап­ример, автомобильного клаксона начала ХХ века, под резкие звуки которого проделывает акробатичес­кие кульбиты гном Простак. Каж­дая партия имеет свою яркую, но простую и запоминающуюся тему. Постоянные репризы усиливают этот эффект, и уже к середине первого акта зрители, услышав тему гномов, начинают прихлопывать в ладоши.

В музыке есть приемы мюзикла с цитированием песенных хитов, динамикой развития, использованием симфоджаза. Такой же микс представляет собой и хореографический язык спектакля. Здесь и задорный народный танец, и классические дуэты, и пластический гротеск с элементами акробатики и модерна, и свинговые джазовые элементы, использованные в знойном танго Мачехи и Охотника.

Многое становится понятным, когда узнаешь от хореографа историю создания балета:

– Когда я предложил известному композитору и моему другу Тибору Кочаку написать музыку к балету, он сразу согласился, так как уже начинал писать мюзикл по этой сказке. Но в мюзикле поют, а в балете танцуют. Поэтому мы начали работать вместе: сначала я объяснял ситуацию, показывал движения, говорил, сколько времени должна длиться та или иная сцена. Тибор писал музыку, и при следующей встрече я танцевал под нее поставленные фрагменты. Затем мы вносили коррективы – и так была написана вся партитура. Музыка была рождена из движения.

Несмотря на кажущуюся легкость, балет требует от исполнителей предельной музыкальности и внимания. Оркестр театра под управлением дирижера Армана Уразгалиева легко и изящно представил музыкальную часть спектакля, которая является залогом хорошего настроения как артистов, так и публики.

Сценография балета рождалась также в соавторстве с хореографом. Кентавр – популярный оформитель мюзиклов, оперных и драматичес­ких спектаклей – славится своей неудержимой фантазией и не­ожиданными решениями.

– В основе сценического решения спектакля лежит идея книги. Перелистывая страницы сказки, мы как будто смотрим фильм, – объяснил свой замысел сценограф. – Конечно, все можно было решить с помощью видеопроекций. Но я построил сценографию на мягкой и полужесткой классической декорации. Нам важна динамика действия, поэтому декорации могут с легкостью поворачиваться, двигаться. Даже если они огромные – они сделаны из легких материалов. В балете 28 картин, и все это происходит без закрытия занавеса, на глазах у пуб­лики. Видео использовано только в сцене с оживающим зеркалом. Хотелось, чтобы мир сказки был реалистичным, а не виртуальным. Как будто мы читаем настоящую бумажную книгу, а не смотрим видео в смартфоне.

Сценограф Кентавр считает, что в Astana Opera получилась лучшая из существующих ныне редакций балета, а их в мире шесть. Размеры сцены и техническое оснащение театра давали дополнительные возможности. Гигантские задники, боковые кулисы, натянутые на каркас полужесткие декорации площадью около 4,5 тыс. кв. м были расписаны вручную. Дремучий лес, уютный домик гномов, живые голуби, множество оригинальных бутафорских деталей заставляют поверить в происходящее на сцене и детей, и взрослых.

Все партии – главные

Искренне восхищена уровнем балетной труппы, возможностями театра и Дюлы Харангозо. Примечательно, что в спектакле занято много молодых артистов. Для них это очень хороший опыт актерской игры, перевоплощения. Хореограф ориентировался на индивидуальность каждого исполнителя, позволял импровизировать, но в жестких рамках сценического рисунка и музыки.

Все образы получились яркими, не похожими один на другой. Самые гротескные партии у гномов, чей характер заявлен уже в имени: Ворчун, Весельчак, Соня, Умник, Скромный, Чихун и самый юный и озорной – Простак. Но разных характеров получилось не 7, а 14, так как Ворчун Куата Карибаева разительно отличался от Ворчуна Бахытжана Талгатулы, а гном Чихун в исполнении Евгения Рыбкина и Олжаса Анурбека тоже имеет совершенно разные характеры…

Пластический язык, предложенный хореографом, нельзя назвать легким. Основа – все-таки классический танец, но партии гномов, ведьмы и чертиков решены средствами современного танца, акробатики и пластического гротеска. Самая сложная партия и, судя по реакции, самая любимая зрителями – у Простака. Артисту надо иметь легкий прыжок, растяжку, делать акробатические пируэты, жонглировать тарелками, кружками – и ни на секунду не выходить из образа, все время быть в ансамбле. У Султанбека Гумара и Бейбарыса Акарыса (исполнивших партию в премьерных спектаклях) это отлично получается. Как и у молодых артисток балета, которые танцуют свиту Мачехи – чертиков.

Партию Мачехи в разные дни виртуозно исполнили заслуженные деятели РК Анель Рустемова и Гаухар Усина. Казалось бы, в этой гротесковой партии сложно блеснуть примам театра, но ведущие солистки в очередной раз доказывают, что нет маленьких ролей. Тем более роль выписана хореографом с пластическим шармом. Дюла Харангозо не персонифицирует зло, его Мачеха – мультяшный персонаж, от которого (даже перевоплотившегося в злую ведьму) можно легко избавиться, просто захлопнув книгу.

Еще одну характерную партию – Охотника – представили ведущий солист балета Олжас Тарланов и молодой солист Айбар Токтар. Каждый из них нашел свои нюансы в психологической характеристике образа.

Ну и какая же сказка без принца и милой скромной девушки, которая в финале становится принцессой! Далер Запаров и Данияр Жуматаев предстают в балете настоящими сказочными принцами, благородными и мужественными. Галант­ными партнерами, которые умеют исполнять и сложные классические пируэты. Белоснежка в разные дни была блестяще исполнена примой театра, заслуженным деятелем РК Мадиной Басбаевой и молодой артисткой Аделиной Тулеповой.

Свои танцевальные сцены есть практически у всех персонажей, и они непростые. Правда, все они так мастерски вписаны в сюжет, что о технической стороне зритель просто не успевает подумать. У Принца и Белоснежки есть два развернутых дуэта, стильно пос­тавленных Дюлой Харангозо. И маленькие зрители, которые, конечно, не разбираются в структуре академических балетов и не знают, как сложно артистам делать высокие поддержки, начинают неистово аплодировать всякий раз, как только балерина взлетает ввысь или падает вниз в классической «рыбке».

Вот так, наверное, и должно в идеале происходить знакомство детской аудитории с высоким искусством балета. Есть уверенность, что из этих маленьких почитателей Белоснежки вырастут отличные балетоманы.

Популярное

Все
Ломать - не строить: водоканал в Шымкенте хотят вернуть государству
Путь к «зеленому» будущему
Жезказган увеличит потребление питьевой воды из подземных источников
«Золотой человек» в Китае
В Астане прошел открытый турнир по боксу среди юношей
Сохранить чистоту языка
Цена родительской беспечности
Поддержание мира требует слаженности действий
Обычный насморк может привести к тяжелым недугам и даже к летальному исходу
Программа нового этапа экономического развития
Так торговать нельзя!
Социальное страхование: кто за что должен платить?
Нужен принцип справедливости и разумности
Досрочно снять пенсионные накопления обещали жителям юга
Вознаграждение в обмен на оружие
На дорогах – недоучки
Идет по городу троллейбус-юбиляр!
Безбарьерная среда с… бордюрами
Матчи пройдут в Линце и Алматы
Семь сел остались без жителей
В Атырау появится дендрологический парк
Схрон оружия нашли по маршруту кортежа Токаева в Туркестанской области
«Атомный» прирост. Почему в мире активно строят АЭС
Не столкнуться бы с тотальным дефицитом
Русская девушка с казахским менталитетом
Люди эвакуируются, школы закрываются: мощный ураган приближается к Флориде
«Нерушимое братство - 2024»: войска ОДКБ прибывают в Казахстан
Стали известны все четвертьфиналисты ЧМ-2024 по футзалу
В Атырау ТОО «Интаго Казахстан» освоило производство полиэфирных геосинтетических материалов
Ставки по кредитам в Казахстане пошли вниз
Астанинское дежавю
Вакцинация девочек против ВПЧ стартовала в Казахстане
Приучат ли тарифы к экономии?
Дайте бизнесу работать!
Казахстан занял 74-е место в глобальном рейтинге по индексу знаний
Реинкарнация туранских «больших кошек»
Полсотни жертв мопедов
Тонкое искусство выстраивания коммуникаций
Новые звезды «Үркер-2024»
«Скорая помощь» будет работать по-новому в РК
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Труба пока не готова
На энергетической безопасности экономить... опасно
Снег ожидается в некоторых регионах Казахстана на выходных
Отбасы банк и акимат области Жетісу запускают жилищную программу для жителей районов и сел
Паралимпиада: расписание на субботу
Не нужно путать атомную бомбу и мирный атом!
Перуашев прокомментировал задержание своего заместителя
Шоу мирового уровня: иностранцы поделились впечатлениями от концерта Димаша Кудайбергена в Астане
В АЭС – наше развитие, наше будущее!
Группа общественников побывала на экскурсии в учебном центре Института ядерной физики
Совещаются молодые атомщики
Школьница находилась в секс-рабстве в Кызылорде: стали известны подробности дела
Президент назначил новых послов Казахстана в ряде стран
В Таразе начали подготовку специалистов для химической промышленности
«Сам просил»: подростки грозились сбросить ребенка с балкона в Астане
Члены Народного штаба за строительство АЭС провели встречи с жителями Туркестанской области
Во избежание идентификации астанчанин заклеивал бумагой госномер авто
Иностранные гости – о ВИК в Астане: «Это удивительно, невероятно и круто»
ВИК - 2024: определился первый чемпион по қазакша курес

Читайте также

Госслужащие ЦА, Кавказа и Азиатско-Тихоокеанского региона и…
Как освоить новую профессию и наладить beauty-бизнес в коло…
Концерт мастеров искусства: пожилых людей поздравили в Аста…
В Алматы обсуждены новейшие достижения в области детской ан…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]