ДетствоЭто было перед войной. Алма-Ата. 1941 год. В семье казаха Джабаша Мальбекова и украинки Федосии Никифоровны Черной родился сын.
– Отца не помню: он ушел на фронт в начале войны, приезжал на побывку, когда мне было полтора года, и больше не вернулся. Погиб в Латвии, в местечке Вистыня. А в 1947-м в нашей жизни появился другой человек – Иван Васильевич, который стал впоследствии супругом мамы, – вспоминает Эдуард Джабашович.
Решив начать жизнь с чистого листа, мама планирует отправить сына в Одессу, к своему брату. Эдик, как сын погибшего офицера Советской армии, мог без экзаменов поступить там в Суворовское или Нахимовское училище. Но случайно на глаза попадается объявление о наборе в хореографическое училище.
– В 1949 году меня приняли. Без особого восторга. Благо поддержал Александр Владимирович Селезнев – легендарный педагог, выпестовавший не одно поколение первых казахских танцовщиков и балерин. А поскольку мы жили на Алма-Ате-1, в районе железнодорожной станции Пятилетка Турксиба, откуда крайне редко ходил единственный трамвай № 6, мне даже предоставили место в интернате.
В балетных кругах Эдуарда Мальбекова чтут не только как танцовщика и педагога-методиста, но и высокого интеллектуала. Таким, по словам друзей, он был с детства. «Все время читал. Если в школе были сложные задания, мы – к Эдику. Хотя и хулиганили тоже: яблоки воровали в саду, хлеб из столовой, дрались до крови с городскими шайками – были мальчишками послевоенной поры, – вспоминает друг детства, артист балета Самигулла Зайнуллин. – Однако рвение к знаниям всегда его отличало».
Благодарен за это Эдуард Джабашович своим учителям. Владимир Николаев, педагог по народно-сценическому танцу, в тяжелое полуголодное время заставил мальчишку читать, обнаружил, раскрыл и направил его характерно-гротесковое дарование. А педагог по общему фортепиано Людмила Лазарева привила потребность учиться, читать, слушать музыку.
– Это я пытаюсь передать своим ученикам, ведь большими художниками становились только те, кто широко образован, – говорит Эдуард Джабашович.
ПрофессияПереломным моментом в понимании профессии стал 1957 год.
– С несколькими номерами мы приняли участие во Втором съезде хореографических училищ СССР в Москве, – рассказывает юбиляр. – По нашим меркам мы были вполне подготовлены. И вдруг – выступление тогда еще учеников центральных школ: ленинградцев Рудольфа Нуриева, Юрия Соловьева, Никиты Долгушина, молодых москвичей Володи Васильева и Кати Максимовой, парня из Перми, в будущем известного танцовщика Льва Асауляка. Это был шок. Мы впервые увидели столь высокий уровень исполнения и наконец осознали, какой выбрали путь.
В 1958-м распределенный после учебы в оперный театр юный актер был занят в кордебалете и небольших сольных партиях. Танцевал Разбойника в «Докторе Айболите» Морозова, в «Медном всаднике» Глиэра выходил князем Меньшиковым, в то время как ветеран сцены Герман Романович Тростянко играл Петра I. Исполнял принца Фортюне в «Спящей красавице», испанский танец в «Лебедином озере». Через год главный балетмейстер театра Даурен Абиров рекомендовал отправить на стажировку в Московское академическое хореографическое училище при Большом театре СССР трех молодых артистов – Сонмаса Бурханова, Салиму Акбарову и Эдуарда Мальбекова.
– Нам очень повезло: мы учились в классах Асафа Мессерера, а позже – Николая Тарасова. Занятия в одном зале с его учениками – Михаилом Лавровским, Николаем Тогуновым, Александром Прокофьевым – помогли нам понять до конца и глубоко, что есть балет, – вспоминает Эдуард Джабашович. – После стажировки в Москве, где мне посчастливилось видеть спектакли Большого театра с участием таких мастеров, как Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Эсфандьяр Кашани, Борис Хохлов, поначалу было очень грустно смотреть спектакли нашего театра. Но потом все встало на свои места, и началась работа.
Дебютом в качестве солиста было соло Мальбекова в краковяке, мазурке и в тройке военачальников татарской пляски балета «Бахчисарайский фонтан». Появились проблески в бытовой жизни: какое-никакое жилье в общежитии, надбавка к зарплате. Пришло время налаживать личную жизнь, тем более что любовь уже завладела сердцем молодого человека. Ее звали Тамара.
Тамара– Тамара Закировна окончила хореографическое училище в 1961 году и пришла в театр. Была невероятно скромной девочкой, и это мне импонировало. Начался период взаимного притяжения. Я стал слегка «приударять за ней», – смеется Эдуард Джабашович. – А в 1963-м на гастролях в Караганде мы поженились. На колено не вставал, все произошло вполне буднично. Просто понимал, что дальнейшая раздельная жизнь невозможна, нам хотелось быть вместе.
– Сначала было очень сложно, – делится воспоминаниями Тамара Закировна. – Поженились, не имея за душой ничего. Оклады мизерные. У Эдика только место в общежитии, где они жили вшестером, с другими ребятами. Он привел меня туда. Мы поселились в маленькой комнате – только кровать и тумбочка…
Начав карьеру с кордебалета, Тамара Мальбекова выросла до уровня крепкой солистки: маленькие лебеди, па-де-де и па-де-труа, сольные вариации в различных балетах – все это стало возможным, по словам балерины, только благодаря вере в нее любимого супруга, примеру его отношения к труду.
– Эдик приучил меня работать в балетном зале. На обед из театра не уезжали – смысла не было. Пообедали, отдохнули и – в зал. Закрывали дверь стулом и работали. Появилась уверенность в себе, и я начала танцевать сольные номера.
Родились двое детей – дочь Жанна и сын Динмухамед, которого ласково называли Димаш. Это были театральные дети, детство которых прошло в балетном зале, за кулисами и на гастролях.
– Как и во всех артистических семьях, – уточняет Эдуард Джабашович. – Если муж и жена работают в одном коллективе, приходится брать малышей с собой. И не только потому, что оставить не с кем. Хотелось, чтобы ребенок находился рядом. Уж очень привязаны были, любили по-настоящему друг друга и дети, и мы.
ТворчествоШестидесятые годы принесли радость совместной работы с молодыми амбициозными выпускниками ГИТИСа Заурбеком Райбаевым и Булатом Аюхановым.
В 1962 году в знаменитой «тройчатке» Райбаева – «Шопениана», «Франческа да Римини», «Болеро» – Мальбеков исполнил партию Юноши в балете «Болеро» и постепенно ввелся в роль Джанчотто во «Франческе да Римини», создав титанический образ зла.
Дипломный «Вечер классического балета» Булата Аюханова 1964 года произвел в Алма-Ате эффект разорвавшейся бомбы – настолько неординарен был каждый из 18 концертных номеров, созданных Аюхановым под впечатлением новых увиденных в Москве работ New York City Ballet Джорджа Баланчина. Мальбеков до сих пор с радостью вспоминает те дни:
– Это была революция. Булат поставил замечательные номера: «Грезы любви» Листа, «Грустный вальс» Сибелиуса. Тамара Закировна танцевала «Мазурку» Скрябина, приняла участие в номере «Голуби» Шостаковича.
Публика и профессионалы открыли для себя нового, самобытного исполнителя Эдуарда Мальбекова в «Рондо каприччиозо» Сен-Санса в дуэте с Сарой Кушербаевой и в трио «Орфей и Эвридика» на музыку 13-го ноктюрна Шопена. Вскоре балетмейстер из Перми Марат Газиев поставил концертный номер «Тореро» Бизе – Щедрина, который вывел Мальбекова в ранг ведущих солистов. Танцовщик начинает исполнять Ротбарта в «Лебедином озере», Короля Черви в «Игре в карты», Эспада в «Дон Кихоте», Вожака в «Барышне и хулигане», Кощея Бессмертного в «Жар-птице», Ганса в балете «Жизель».
В 1973 году Эдуарду Мальбекову присуждено звание «Заслуженный артист Казахской ССР». Но самой большой творческой удачей стал для талантливого исполнителя 1974 год. Заурбек Райбаев ставит балет Арама Хачатуряна «Спартак».
– Номером один был Рамазан Бапов в роли Спартака. Я же станцевал партию Красса. Это был незабываемый период: все, начиная от последней линии кордебалета до ведущих солистов, жили «Спартаком», выкладываясь до предела, – вспоминает Э. Мальбеков.
В 1978-м в театр пришло новое поколение балетмейстеров – Минтай Тлеубаев и Жанат Байдаралин. Не найдя общего языка с новым руководством, часть артистов покинула театр. Мальбеков к тому времени уже имел за плечами 20-летний стаж и перспективу ухода на пенсию. Но дирекция не торопила, и он остался. Как оказалось, для новой интересной работы.
– В балете Тлеубаева «Аксак-Кулан» я исполнил роль Кербуги. Байдаралин поставил на меня сольный номер на музыку Исаака Альбениса «Виктор Хара», посвященный чилийскому певцу и политическому активисту, зверски убитому в 1973 году, – продолжает Э. Мальбеков. – В 1982-м Тлеубаев осуществил постановку балета «Брат мой, Маугли». Фактически я уже был на пенсии, но Минтай меня уговорил. Так родилась последняя в моей творческой биографии яркая, характерная партия Табаки, в которой я составил дуэт Шерхану – Бауржану Ешмухамбетову. Табаки потребовал полной эмоциональной и физической отдачи, но результат того стоил.
НаставникОкончив танцевальную карьеру, Эдуард Джабашович внес свой вклад как руководитель, педагог и балетмейстер в работу Алматинского хореографического училища им. А. Селезнева, Государственного ансамбля танца РК «Салтанат», фольклорно-этнографического ансамбля «Алтынай», Театра современного танца «Самрук» и, конечно, родного ГАТОБа им. Абая. В историю отечественной хореографии вошли такие постановки Мальбекова, как «Половецкие пляски» А. Бородина в хореографии Касьяна Голейзовского для АХУ им. А. Селезнева, «Хикуэлина» Карлоса Монтойя, «Танго» на музыку Луи Армстронга, и многие другие.
Эдуард Мальбеков воспитал замечательных танцовщиков: это Алексей Сафронов, Яссауи Мергалиев, Нариман Бекжанов. Несправедливо рано, в 21 год, ушел из жизни лауреат престижных международных конкурсов, удивительный Дастан Чиныбаев. На устах поклонников казахстанского балета имена нынешних «театральных» учеников – Айдоса Закана, Асета Мурзакулова, Фархада Буриева, Амира Жексенбека…
Наследникам по профессии блистательный Рыцарь танца Эдуард Мальбеков сегодня старается передать свое жизненное кредо: высокий профессионализм и бескорыстное служение делу.
– Именно служение, – подчеркивает Эдуард Мальбеков. – Ибо в театре не работают. Ему служат. Неспроста он назван храмом, где много званых, но мало избранных.