Следуя духу и букве Конституции

824
Беседовала Инеш Бержанова

– Игорь Иванович, Вы неоднократно с разных площадок говорили о том, что Конституция нашей страны не остается застывшим документом, она подвергается корректировкам адекватно современным потребностям общества и международным трендам по мере созревания необходимых политико-правовых, социально-экономических и других условий.

– …Я бы еще добавил, обеспечивая должный уровень конституционализации общественных отношений. Ведь тем самым достигается необходимый баланс между устойчивостью и динамичностью Основного закона, шире раскрываются его созидательные возможности, актуализируется его востребованность обществом и государством.

В целом же нужно отметить, что сущность и значение конституционных реформ в Казахстане, на мой взгляд, следует рассматривать в историческом аспекте. Так, первая Конституция республики была принята после распада СССР и обретения независимости 28 января 1993 года. Многие специалисты называли ее «компромиссной», так как в ней не удалось решить ряд вопросов, связанных с преодолением пережитков советского прошлого, в связи с чем через два с половиной года на республиканском референдуме была принята действующая Конституция Республики Казахстан, которая предусмотрела президентскую форму правления, двухпалатный Парламент, общепризнанные права и свободы человека и другие конституционные ценности.

Ни для кого не секрет, что при определении ее концепции заметную помощь оказали французские специалисты, которые входили в состав Экспертно-консультативного совета при Президенте Республики Казахстан по проекту новой Конституции. Об этом косвенно свидетельствуют наличие в государственном устройстве Казахстана Конституционного совета, существовавшее до недавнего времени право Главы государства издавать законы или указы, имеющие силу законов, и другое. Общеизвестен личный вклад Нурсултана ­Абишевича непосредственно в текст проекта. Он досконально изучил несколько десятков конституций зарубежных стран, а потом в дискуссиях цитировал их по памяти. Поэтому, когда говорят, что это Конституция Назарбаева, так оно и есть.

– Вы один из не­многих, кто принимал участие во всех конституционных реформах страны. Расскажите о них подробнее.

– Да, мне довелось принимать участие практически во всех проведенных по инициативе Первого Президента реформах Конституции. За прошедшие 25 лет с момента принятия нашей Конституции можно выделить три крупные реформы: 1998, 2007 и 2017 годов. Были и другие поправки в Конституцию, но они не носили такого сис­темного характера. Обращает на себя внимание тот факт, что практически сразу после принятия новой Конституции, еще в 1995 году, Первый Президент заявил, что по мере создания соответствующих экономических, социальных, политических основ будет происходить процесс децентрализации и передачи властных полномочий от Президента Правительству и Парламенту. Тогда это обещание было воспринято некоторыми скептиками как традиционная риторика, но уже в 1998-м были сделаны первые существенные шаги по выполнению данной программы. Тогда, в частности, был увеличен срок полномочий депутатов Сената и Мажилиса, увеличена численность Мажилиса.

Кроме того, были усилены контрольные полномочия палат Парламента за деятельностью Правительства, был подтверж­ден конституционный статус Правительства в качестве самостоятельного коллегиального органа, а в уголовное судопроизводство был включен институт присяжных заседателей.

Конституционные изменения 2007 года продолжили эту линию Елбасы. В процедуру назначения Премьер-министра были введены предварительные консультации Главы государства с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, обогатилась представительская функция Парламента. Помимо прочего был изменен порядок формирования Мажилиса Парламента – избрание 98 депутатов осуществляется по пропорциональной избирательной системе, а 9 депутатов Мажилиса стали избираться Ассамблеей народа Казахстана, которая получила конституционный статус.

Однако, самые глубокие за все эти годы преобразования в государственном механизме были, по мнению как отечественных, так и зарубежных экспертов, осуществлены в результате конституционной реформы 2017 года. Давая общую оценку этой реформе, Европейская комиссия за демократию через право Совета Европы (Венецианская комиссия) в своем заключении отметила, что конституционные изменения Казахстана представляют собой шаг вперед в процессе демократизации государства. Реформа задает правильный вектор в дальнейшем развитии страны и свидетельствует об очевидном прогрессе. По мнению членов комиссии, повышение роли Парламента в целом и палат Парламента в частности, передача некоторых функций Президента республики Правительству, усиление механизмов его подотчетности и подконтрольности Парламенту является позитивным изменением, которое соответствует логике предыдущих конституционных реформ, проведенных в 1998 и 2007 годах.

Учитывая особую значимость принятых новаций, Президент республики направил обращение в Конституционный совет о рассмотрении закона на соответствие Конституции, в том числе установленным ею ценностям, основополагающим принципам деятельности и форме правления республики. Конституционный совет подтвердил, что закон согласуется с Конституцией и не посягает на отмеченные институты и ценности.

– Может быть целесообразно, коротко остановиться на отдельных положениях этого закона?

– В таком случае важно отметить поправки, вызвавшие наиболее оживленные дискуссии в обществе. Так, большой интерес вызвал вопрос о гражданстве. Согласно этой поправке, лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан, что соответствует конституционным критериям и основаниям ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также международным актам, принятым ООН.

А вот новая редакция пункта 3 статьи 4 Конституции принята с учетом накопленного опыта взаимодействия национального права и международных актов. Теперь она гласит: «Международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казах­стан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством республики». Данные конституционные положения обеспечивают выполнение республикой взятых на себя международных обязательств и согласуются с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года, к которой Казахстан присоединился в марте 1993 года, в частности, с установленным ею принципом «pacta sunt servanda» – каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.

Большой интерес у бизнес-сообщества и юристов, в том числе зарубежных, вызвало дополнение статьи 2 Конституции положением о том, что в пределах столицы республики города Астаны (ныне Нур-Султана) может быть установлен особый правовой режим в финансовой сфере в соответствии с Конституционным законом. Сделано это было для придания особого статуса Международному финансовому центру «Астана» (МФЦА), созданному для привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана путем формирования благоприятной среды в сфере финансовых услуг, дальнейшего развития рынка ценных бумаг и обеспечения его интеграции с международными финансовыми рынками.

Дополнение пункта 2 статьи 39 Конституции, согласно которому признаются неконституционными любые действия, способные нарушить не только межнациональное, но и межконфессиональное согласие, логично вытекает из содержания таких основополагающих принципов деятельности республики, как общественное согласие и политическая стабильность, казахстанский патриотизм и дополняет другие гарантии мирного сосуществования различных наций и конфессий.

Законом расширен перечень и особо охраняемых конституционных ценностей: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности респуб­лики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными». Как отметил в своем решении Конституционный совет, тем самым конституционно подтверждается историческая миссия ­Нурсултана Абишевича ­Назарбаева в качестве Основателя нового независимого государства Казахстан, обеспечившего его единство, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина, внесшего, благодаря своему конституционному статусу и личным качествам, решающий вклад в становление и развитие суверенного Казахстана, в том числе конституционных ценностей Основного закона и основополагающих принципов деятельности рес­публики. Законом предусмотрено обязательное получение заключения Конституционного совета о соответствии изменений в Конституцию указанному требованию до их вынесения на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента.

– Поправками существенно был усилен и правозащитный потенциал государства.

– Да, и об этом, в частности, свидетельствует наделение Президента страны правом направления обращения в Конституционный совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции республики, что связывается с интересами защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства. Это уже вытекает из конституционно-правового статуса Главы государства, закрепленного в статье 40 Конституции.

Кстати, по инициативе Главы государства был исключен пункт 4 статьи 73 Конституции, который предусматривал право Президента вносить возражения на решение Конституционного совета и регулировал порядок и последствия их рассмотрения. Принятое решение, направленное на усиление Конституционного совета, было воспринято юридической общественностью как проявление высокой степени доверия к нему. Как отмечают многие зарубежные эксперты, благодаря этим конституционным поправкам Конституционный совет Казахстана теперь по своей компетенции становится равным конституционным судам ряда европейских стран.

Стоит также отметить и придание конституционного статуса уполномоченному по правам человека в республике. Регулирование порядка его назначения и освобождения корреспондируется с положениями пункта 1 статьи 1 и пункта 2 статьи 12 Конституции, согласно которым Республика Казахстан утверж­дает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Напомним также, что законом проведена демократическая модернизация президентской формы правления. Это осуществлено посредством усиления роли, самостоятельности и ответственности Парламента и Правительства, перераспределения отдельных полномочий Президента между Парламентом и Правительством.

Как известно, поправками в Конституцию была расширена роль Мажилиса Парламента при формировании Правительства. Премьер-министр после консультаций с Мажилисом Парламента вносит представление Главе государства о кандидатурах членов Правительства. Исключение предусматривается для должностей министров иностранных дел, обороны и внутренних дел, которые назначаются и освобождаются Президентом самостоятельно.

Принципиальным нововведением является и норма, устанавливающая сложение Правительством своих полномочий перед вновь избранным Мажилисом Парламента, а не перед вновь избранным Президентом республики, как это было раньше, что вполне логично, когда Правительство формируется при активном участии политических партий, представленных в Мажилисе.

Существенно усилены и конт­рольные полномочия Парламента и его палат за деятельностью Правительства и его членов. С этой целью установлено, что Правительство в своей деятельности ответственно перед Президентом и Парламентом. Премьер-министр теперь обязан докладывать об основных направлениях деятельности Правительства и его важнейших решениях не только Президенту, но и Парламенту.

Помимо прочего упразднено право Президента республики отменять либо приостанавливать действие актов Правительства и Премьер-министра, что повышает самостоятельность и в то же время ответственность Правительства. Кроме того, Правительству переданы полномочия Главы государства по утверждению государственных программ, единой системы финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета, которые будут осуществляться Правительством по согласованию с Президентом.

В статье 86 Конституции введено новое требование, согласно которому полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом республики после консультаций с Премьер-министром и председателями палат Пар­ламента. Полномочие по определению порядка назначения или избрания на должность, а также освобождения от должности акимов иных административно-территориальных единиц передается в известной мере от Главы государства Парламенту, который будет осуществлять его путем принятия закона.

И еще. Этой реформой корректировались конституционные основы судебной системы и прокуратуры. С этой целью в пункте 3 статьи 79 Конституции установлено, что требования к судьям судов республики определяются конституционным законом.

В принятой редакции пункта 1 статьи 83 Конституции закреп­лено, что прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за соблюдением законности в установленных законом пределах и формах, а также прямо указано, что она представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование. Тем самым более четко очерчены контуры прокурорского надзора, пределы которого определяются законом.

Все эти меры позволяют снять проблемы, периодически возникающие при модернизации правоохранительной системы, а также создать конституционную основу для углубления преобразований.

– А если сравнить конституционное развитие Казахстана и России? Ведь у наших конституций, как и большинства постсоветских республик, изб­равших президентскую форму правления, много общего...

– При этом нередко совпадают и тренды развития: от сильных президентских республик к президентско-парламентским и другим. Особенно наглядно это прослеживается на примере осуществленной недавно конституционной реформы в Российской Федерации. Ряд поправок в Конституцию РФ преследует те же цели, что и некоторые нормы Конституции Казахстана, хотя по способам решения проблем они и отличаются.

Так, некоторые новеллы российской Конституции по замыслу их разработчиков направлены на так называемую «суверенизацию» отечественного права, недопущение ущемляющего суверенитет государства приоритета международных договоров над национальным законодательством. В казахстанской Конституции предусмотрен приоритет над отечественным законодательством не всех международных договоров, а только договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, а поскольку у нас ратификация производится путем принятия соответствующего закона, то приоритет ратифицированных международных договоров вполне логичен, так как закон о ратификации принимается Парламентом и подписывается Президентом, то есть тем самым опосредованно выражается воля народа, а это значит, что ни о каком нарушении суверенитета страны не может быть речи. При этом в нашей Конституции с самого начала был зафиксирован ее безусловный приоритет, закреплена ее высшая юридическая сила. В практике Конституционного совета рес­публики был факт признания не соответствующим Конституции даже ратифицированного международного договора.

В новой редакции Конституции Российской Федерации устанавливается неотчуждаемость ее территории. У нас же еще в 1995 году был сформулирован перечень особо охраняемых конституционных ценностей, которые невозможно изменить даже путем внесения поправок в Конституцию, в который были включены унитарность, территориальная целостность и форма правления Республики Казах­стан. Сегодня этот перечень, как сказано выше, расширен.

Многими российскими юрис­тами отмечалось, что конституционная реформа в Российской Федерации весьма похожа на конституционные реформы, проведенные в Казахстане. Между тем хотелось бы отметить одну особенность нашей Конституции. В нашем Основном законе к числу неизменных конституционных ценностей прямо отнесен принцип казахстанского патриотизма. Разумеется, для воплощения в жизнь этой, да и большинства других конституционных ценностей недостаточно их провозглашения. Необходима настойчивая целеустремленная работа всего государственного аппарата и общества. Решающую роль здесь сыграла деятельность национального лидера Казахстана.

Современные темпы развития Казахстана в контексте проводимых реформ порождают необходимость глубокого осмысления идей и принципов конституционализма, степени их распространения и динамики реализации в национальном законодательстве. Действующий Президент Республики Казах­стан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своей предвыборной программе провозгласил преемственность своего политического курса. «Преемственность, – сказал он, – это эффективное продолжение курса Елбасы на новом этапе развития страны. Это укрепление независимости, суверенитета и национальной безопасности. Это стабильность, гражданский мир и согласие. Это динамичная экономика и сильная социальная политика».

Конституция как основная форма воплощения этих правовых постулатов является высшим политико-правовым актом, регулирующим основополагающие общественные отношения, и ее совершенствование в соответствии с глобальными вызовами и потребностями развития государства является необходимым и востребованным.

Сегодня Основной закон Казахстана отражает как общечеловеческие, так и национальные идеалы, соответствует запросам социально-экономической, политической, культурно-гуманитарной и других сфер жизнедеятельности общества и государства. Поэтому главной задачей всех государственных и общественных структур, всех граждан является строгое следование духу и букве Основного закона, наполнение содержащихся в нем конституционных ценностей реальным содержанием.

Популярное

Все
Ирригационные системы области Абай восстановят полностью до 2028 года
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Незнание законов не освобождает от... профессии
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Взорвавшая мировые чарты башкирская группа Ay Yola удостоена почетных званий
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Астана становится центром ивент-туризма
Говорят правнуки солдат Победы
Нет дружбы крепче фронтовой
В Астане открылась выставка «Художник своего времени»
Рекордные заморозки зафиксировали в Турции
Как убивали Шерзата Болата
В ВКО из-за дефицита сырья под вопросом оказалась реализация важных инвестпроектов
Более тысячи вывесок демонтировали в Астане
Автомобилисты жалуются на километровые пробки в Алматинской области
Любовь сильнее времени: история Козы Корпеша и Баян Сулу
Планами по развитию казахстанского спорта поделились в министерстве
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике

Читайте также

Мангистауская область должна стать образцом динамичного раз…
Движение вперед по ключевым направлениям
Ориентиры внутренней политики
Продолжается подготовка к посевной

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]