Astana Media Week: СМИ в эпоху трансформации

5025
Юлия Полонская

Традиционные медиа не сдают своих позиций в производстве качественного контента, изменяются лишь способы его доставки потребителю. Такой вывод можно сделать по итогам первого дня Astana Media Week 2023, в ходе которого ведущие эксперты медиаиндустрии обсуждали актуальные вызовы современного рынка информации.

 

фото Игоря Бургандинова

Тема седьмой медианедели, открывшейся вчера в казахстан­ской столице, сформулирована следующим образом: «Сила медиа: тенденции, изменения, этика». Организатор мероприятия – Министерство культуры и информации РК – решило в этот раз сфокусировать обсуждение на вопросах, касающихся построе­ния работы СМИ в ближайшем будущем, свободы слова, регулирования блогосферы в медийном законодательстве, этики и ответственности в информационном пространстве, противостояния дезинформации.

Диалог с отечественными экс­пертами поддержали приглашенные гости – главы национальных ведомств и телеканалов, известные журналисты и продюсеры из Турции, Южной Кореи, Азербайджана, Кыргызстана, Узбекистана и России. Ну а ежегодная выставка «Контент-маркет» традиционно собрала представителей продакшн-компаний и телеканалов.

Планируется, что открытый и закрытый питчинги дадут возможность контентмейкерам презентовать свои новинки главам ведущих СМИ и корпораций. Впервые на этой площадке появятся независимые авторы подкастов и диджитал-контента.

Приветствуя участников масштабного медийного события, министр культуры и информации РК Аида Балаева отметила, что Astana Media Week стала традиционным мероприятием, имеющим большое значение не только для отечественных СМИ, но и для всего региона.

– Доказательством тому служит ежегодное участие в нем иностранных авторитетных экспертов, квалифицированных медийных специалистов, – подчеркнула она. – Особое внимание нашим государством уделяется модернизации законодательства в сфере СМИ. В нынешнем году принят концептуальный в этом ключе документ – Информационная доктрина, определяющая главные направления реализации госполитики в отрасли. Медиасфера затрагивает все сферы общественной жизни, а в ней самой постоянно меняются методы непрерывной транс­формации и цифровизации, появляются новые платформы, средства коммуникации, передачи сообщений. Это вынуждает адаптироваться к инновациям, постоянно развиваться и возрождаться. Поэтому я очень ценю плодотворное влияние Astana Media Week на развитие отечественной медиа­индустрии.

Кроме того, министр отметила, что в быстро меняющемся и динамично развивающемся информационном мире традиционные средства массовой информации стали уникальной площадкой для обсуждения актуальных вопросов с зарубежными экс­пертами.

– Уверена, что Astana Media Week будет и впредь играть важную роль в организации конструктивных и содержательных дискуссий, находя позитивные решения актуальных проблем отрасли, – пожелала успехов участникам мероприятия Аида Балаева.

Вице-министр культуры и информации Евгений Кочетов в ходе пленарного заседания более подробно остановился на новшествах в казахстанском законодательстве, регулирующем медиасферу. Так, совсем недавно в стране был принят Закон «Об онлайн-платформах», на рассмотрении Мажилиса находится еще один очень важный документ, относительно которого не стихают дискуссии в профессиональном сообществе, – законопроект «О масс-медиа».

В законодательном регулировании информационной сферы Казахстан во многих отношениях выступает первопроходцем в Центрально-Азиатском регионе. Так или иначе свою блогосферу регулируют все государства, но профильного Закона «Об онлайн-платформах» нет еще нигде.

– Я хочу остановиться на самом главном вопросе, или даже заблуж­дении, связанном с регулированием блогинга, который заключается в том, что вступивший в действие закон якобы будет обязывать блогеров проходить государственную регистрацию, – отметил вице-министр. – Это не так... Закон просто вводит понятие «инфлюенсер» – это субъект, который осуществляет предпринимательскую деятельность на базе онлайн-платформы. Многие блогеры и так открыто ведут свой бизнес, никаких страхов у них быть не должно.

Кроме того, новый закон призван поддерживать развитие государственного языка, на котором с каждым днем становится все больше контента.

– Нам очень приятно, что участие в процессе принимают и международные онлайн-платформы. Телеграм ввел в свой интерфейс казахский язык, такую же работу проводит «ТикТок». Появилась возможность автоматического перевода на казахский в «Инстаграме» и «Фейсбуке», – отметил Евгений Кочетов.

Еще один системный вопрос касается этики и безопасности. Речь идет о распространении вредонос­ной информации и откровенной лжи. Законодательство вводит частичную декриминализацию наказания в этой сфере, переводя распространение дезинформации в сферу административных правонарушений. При этом закон содержит инструменты, способные защитить общество от соответствующего контента.

Ну и последний важный пункт – маркировка рекламы. Правила еще находятся в разработке, но этот инструмент, бесспорно, позволит сделать рынок онлайн-рекламы более цивилизованным.

Достоверность и качество

Что же позволяет традиционным СМИ держаться на плаву, когда со всех сторон их теснят медиа нового формата? Отвечая на этот вопрос, спикеры пленарного заседания оказались солидарны в одном: главное – качество производимого контента.

Так, заместитель председателя МТРК «Мир» Екатерина Абрамова отметила, что сохранять свои позиции и постоянно расширять аудиторию можно лишь при условии подачи актуальной и проверенной информации. Межнациональная компания, учрежденная СНГ, имеет в этом тридцатилетний опыт и не собирается уступать блогингу и журналистике короткого кадра.

– Во всех странах присутствия мы работаем в соответствии с национальными законодательствами. Сюжеты, которые выходят в эфир, – стопроцентно достоверны главным образом благодаря тому, что контент создается непосредственно в странах СНГ. Журналист ведет репортаж с места события, наблюдая за происходящим свои­ми глазами, а не опираясь на найденную в открытых источниках информацию, – отметила она. – Кроме того, в нашем эфире нет места анонимности – у каждого сюжета есть автор, а значит, он несет ответственность за все, что говорит с экрана.

Да и вообще, требований профессионализма при создании контента развитие новых средств связи не отменяет. Интернет – это просто новый способ его доставки до потребителя. Доказательством доверия аудитории служит тот факт, что за последние десять лет посещаемость сайта МТРК «МИР» выросла на 110%, он имеет 52 млн постоянных читателей.

Традиционные СМИ сегодня активно используют и социальные сети, и мессенджеры.

– Наш информационный телеграм-канал выигрывает благодаря оперативности, достоверности и экспертности информации. На мой взгляд, это главные составляющие запроса аудитории, и только традиционные средства массовой информации способны их удовлетворить, – считает Екатерина Абрамова.

Директор представительства Турецкой радиотелевизионной корпорации в Казахстане Мехмед Захид Чалышкан согласен с коллегой. ТРК формирует аудиовизуальную память Турции, находясь в эфире уже сто лет. И ее контент, оперативно реагирующий на вызовы информационного мира, по-прежнему востребован аудиторией. Одним словом, это и память, и будущее тюркского мира.

– Для того чтобы соответствовать изменению коммуникативных тенденций, был создан специальный креативный отдел, который отвечает за развитие телеканала на новых медиаплатформах, включая веб-сериалы, подкасты и видео­блоги, – поделился деталями глава представительства Турецкой радиотелевизионной корпорации в Казахстане.

По мнению директора Кыргызского национального информационного агентства «Кабар» Медербека Шерметалиева, СМИ должны работать так, чтобы информация была актуальной и достоверной.

– В условиях геополитической нестабильности мы все больше понимаем, что государственность связана с информационной безопасностью. И там, где преобладают внешние игроки, зачастую медиаполе формирует чужая информационная повестка. В Кыргызстане с попытками дестабилизации общества через информационные вбросы мы сталкиваемся регулярно. Но свобода слова и распространение фейков – это не одно и то же. Поэтому пришло время задуматься о выработке общей стратегии для региона в противодействии дезинформации, – отметил спикер.

Аудитория только растет

Дискуссия была продолжена в ходе панельных сессий, участники которых в первый день Astana Media Week говорили о необходимости трансформации и рекламе в цифровом контуре современного телевидения.

По мнению спикеров, казахстанское телевидение сейчас переживает необычный период переформатирования, когда традиционные каналы распространения информации сочетаются с диджитализацией. По мнению председателя правления РТРК «Казахстан» Ляззат Танысбай, этот процесс происходит интенсивно и успешно.

– Говорят, что традиционные СМИ умирают, но число наших зрителей увеличивается каждый день. Просто они смотрят наш контент через телефон и планшет, – отметила она, подчеркнув, что 32% нынешней аудитории телеканала – молодые люди до 35 лет, благодаря которым и данный государственный телетранс­лятор впервые входит в отечественный топ-3.

Кроме того, с рекламой «на телевизор» сегодня заходят и диджитал-гиганты, которые привыкли работать только в Интернете.

– Но теперь они готовы платить телеканалам, чтобы продвигать свои услуги, – отметила Ляззат Танысбай.

Однако, чтобы расширять аудиторию каналов, необходимы постоянные изменения с откликом на запрос зрителей, а также работа с Digital-технологиями.

Как это может работать, рассказала первый заместитель председателя АО «Агентство «Хабар» Ляззат Жунусова. Она продемонстрировала возможности искусственного интеллекта, обратившись к своему 3D-аватару на экране, который повторил текст выступления спикера.

Ляззат Жунусова рассказала, что «Хабар» сейчас работает над внедрением в свою производственную деятельность искусственного интеллекта для того, чтобы создавать виртуальные копии людей и внедрять их в телевизионный контент, который производит агентство.

Можно сколько угодно говорить о трансформации медиа, но без повышения профессионального уровня журналистов она невозможна, считает депутат Сената Парламента, президент Клуба главных редакторов Бибигуль Жексенбай.

– И главным образом нужно заботиться об этом в регионах, чтобы там журналисты имели возможность не отстать от мировых тенденций, – отметила она.

По мнению журналиста и медиаменеджера Арманжана Байтасова, трансформация в медиа – процесс постоянный. Если СМИ не развивается, не преображается, не отвечает тенденциям в мире и обществе, оно просто становится частью истории.

– Телевидение на сегодняшний день – это создатель контента. И большие конгломераты создают более качественный контент потому, что им позволяет делать это бюджет и человеческий ресурс, – считает он. – Поэтому государственные холдинги дают много рабочих мест, высокооплачиваемых, кстати. Сегодня там работает наша интеллигенция, которая задумывается о будущем нации, а не о хайпе.

Поговорить как раз про хайп и не только участники Astana Media Week имели возможность на неформальной конференции Media Talks на тему «Критическое мышление: почему мы больше не верим всему, что видим, слышим и читаем». Cреди спикеров конференции – представители современной креа­тивной и медиаиндустрии: режиссер и сценарист, обладатель награды «Лучший режиссер музыкального клипа» Cannes World Film Festival Малик Зенгер, продюсер Bult House, Derekos, Qarabayr Асхат Халимов, президент фонда «Әділ сөз» Карлыгаш Жаманкулова, популярный сторителлер Диас Камериданов и другие.

Популярное

Все
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Актау станет международным курортом
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Полевые работы в интерьере проблем
Где можно будет увидеть военный парад 7 мая
Всегда на линии огня
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
На острие волны – соломенные тюки
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
Промышленные роботы ускорят автосборку
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатпаева
Не прошедшие модернизацию рынки Алматы будут закрыты с 2026 года
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика
Потребителей приучат к бережливости
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»

Читайте также

TurkісSkills-2025: первый чемпионат профмастерства пройдет …
Они освобождали Европу
В Минобороны обратились к казахстанцам
КНБ сделал заявление о фейке в соцсетях

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]