
Как отметил, открывая заседание председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Сената Аскар Бейсенбаев, Глава государства в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» заявил о необходимости превратить аграрный сектор в новый драйвер экономики. По многим позициям Казахстан может стать крупным экспортером. Прежде всего это должна быть экологически чистая продукция под брендом Made in Kazakhstan. Особую роль в экономическом развитии страны, как подчеркнул Аскар Бейсенбаев, может сыграть рыбное хозяйство.
Было отмечено, что, несмотря на проводимую работу, в отрасли имеется ряд проблем. В частности, речь идет об отсутствии программных документов по развитию, большие объемы приобретает теневой оборот рыбной продукции, не хватает квалифицированных специалистов в сфере рыбоводства. Также вызывают вопросы низкие зарплаты инспекторского состава, отсутствие социальных льгот, недостаточное материально-техническое оснащение инспекций. Эти проблемы, как отметил Аскар Бейсенбаев, должны стать предметом детального обсуждения.
С основным докладом выступил вице-министр сельского хозяйства Ерлан Нысанбаев. Он отметил, что у страны при наличии более 3 млн га площади внутренних водоемов (и это без Каспия) есть все условия для развития рыбного хозяйства.
Развитие рыбной отрасли в Казахстане вынесено в число приоритетов отечественного агропромышленного комплекса. Такой подход уже дал определенные результаты: за последние несколько лет страна нарастила экспорт и снизила импорт рыбной продукции. По словам Ерлана Нысанбаева, в составе импорта преобладает морская и океаническая рыба: сельдь, скумбрия, семга, лосось, тресковые и морепродукты – креветки, кальмары, мидии, морская капуста.
– Они пользуются спросом на нашем рынке, так как во внутренних водоемах не вылавливаются, – пояснил вице-министр.
Сегодня 17 казахстанских предприятий соответствуют требованиям Европейского союза к качеству экспортируемой рыбной продукции, а в реестр КНР включены 52 отечественных производителя. Казахстанская рыбная продукция экспортируется в более чем 10 стран – Австрию, Германию, Грузию, Канаду, Кыргызстан, Литву, Нидерланды, Польшу, Россию, Румынию, Таджикистан, Узбекистан, Украину, Чехию.
По итогам 2017 года экспорт рыбной продукции из Казахстана составил 26,9 тыс. тонн на общую сумму 52,8 млн долларов, тогда как в 2016 году было экспортировано 23,7 тыс. тонн на 50,2 млн долларов. При этом снижается импорт: в 2017 году в Казахстан было импортировано 27,2 тыс. тонн рыбной продукции, тогда как в 2016 году – 29,8 тыс. тонн.
Основной объем приходится на Атыраускую, Алматинскую, Восточно-Казахстанскую и Кызылординскую области, где мощность переработки составляет 87 тыс. тонн рыбы в год. Казалось бы, цифры оптимистичные, однако загруженность предприятий сырьем не превышает 43%. Посему для развития товарного рыбоводства предусмотрена поддержка государства: возмещение 30% расходов при инвестиционных вложениях на приобретение техники и оборудования для рыбоводных хозяйств, возмещение 30% стоимости затрат на корма для рыб при выращивании осетровых, лососевых и карповых видов рыб. Также подготовлены предложения по расширению мер господдержки путем субсидирования расходов на рыбопосадочный материал. Кроме того, для более эффективной работы вводится автоматизация государственных услуг в области рыбного хозяйства.
– Восемь видов услуг уже оказываются через информационную систему «Е-лицензирование» и госкорпорацию «Правительство для граждан». Таким образом можно получить разрешение на ввоз на территорию Казахстана редких видов флоры и фауны, получить марку икры осетровых для торговли на внутреннем рынке, справку о происхождении вылова рыбы и ряд других, – отметил Ерлан Нысанбаев.
Также уже в нынешнем году планируется цифровизировать процедуру проведения конкурса по закреплению рыбохозяйственных водоемов и участков посредством веб-портала реестра государственного имущества. Кроме того, принимаются меры по внедрению мониторинга продвижения на рынке рыбной продукции в целях пресечения ее теневого оборота, для чего прорабатывается вопрос создания автоматизированной системы контроля за оборотом рыбной продукции.
– Автоматизированный учет приведет к сокращению количества разрешительных документов, а также позволит исключить коррупционные риски, что создаст благоприятные условия для участников рынка – рыбаков, перевозчиков, производителей, экспортеров. В связи с этим будут переведены в электронный формат распределение квот между субъектами рыбного хозяйства, учет выловленной рыбы, а также отпадет необходимость переработчикам и экспортерам рыбной продукции подтверждать законность ее происхождения. Хозяйствующие субъекты самостоятельно заполняют электронные документы – сведения о выловленной рыбе и об объемах перемещаемой рыбы, тем самым контроль будет полностью автоматизирован, человеческий фактор будет исключен, – сказал Ерлан Нысанбаев.
Свое мнение, не совсем совпадающее с мнением госорганов, на встрече высказали и непосредственные участники рынка. Так, заместитель председателя правления республиканской ассоциации общественных объединений рыболовов и субъектов рыбного хозяйства «Казрыбхоз» Серик Тимирханов заявил, что, по его мнению, рыбное хозяйство Казахстана в настоящее время находится в… странной позиции.
– Наиболее ценные ресурсы естественных водоемов практически исчерпаны, экспорт рыбной продукции, базировавшийся на поставках филе судака в ЕС и Северную Америку, сократился в натуральном выражении в 3 раза, в стоимостном – в 1,5. С импортом произошли аналогичные изменения. Аквакультура не развита, и государство не совсем стремится ее поддерживать, – констатировал он.
По словам Серика Тимирханова, достигнуть поставленных в программе развития АПК целей в части развития рыбной отрасли можно только за счет развития аквакультуры. Один из предлагаемых «рыбной» ассоциацией путей – создание озерно-товарно-рыбных хозяйств (ОТРХ).
– ОТРХ – это преимущественно малый фермерский бизнес, который в основном создает рабочие места в сельской местности и ведет к увеличению доходов жителей негородских территорий. Кроме этого, он вносит существенный вклад в увеличение производства рыбы. Если в 2018 году лимит вылова рыбы в водоемах местного значения составил 6,3 тысячи тонн, то при достижении средней продуктивности в 100 килограммов на гектар можно произвести на этих же площадях около 40 тысяч тонн рыбы. В южных регионах, например в Аральском районе Кызылординской области, рыбопродуктивность может быть еще выше, – сказал он.
Что же касается развития промысла морских видов рыб на Каспии, то необходимо провести научно-исследовательские работы (НИР) по определению современного состояния запасов морских видов рыб: кильки, сельди, кефали. Но проблема в том, что существующий объем финансирования НИР по Каспию, отметил Серик Тимирханов, совершенно недостаточен для решения задачи определения размеров квот вылова этих видов. Решение – в частичном финансировании НИР за счет средств недропользователей.
Нужно менять и способы промысла, бичом которого Серик Тимирханов назвал китайские сети, которые наносят колоссальный ущерб рыбным запасам.
Одним из выходов может быть возврат к неводному лову рыбы, при котором сетные звенья являются дополнением неводных бригад для облова зарослевых и труднодоступных участков водоемов. Невода и ставные орудия лова имеют ряд преимуществ: лучшая контролируемость со стороны госорганов, снижение трудозатрат, возможность выпуска рыбы в живом виде. Однако, намекнул Серик Тимирханов, переход на этот способ промысла не выгоден некоторым участникам рынка. Тем, кто осуществляют лов с нарушениями законодательства…
Есть проблемы и с маркетингом. В казахстанских водоемах около 75% улова составляют коммерчески малоценные виды рыб мелких размеров. Примерно треть из них продается в живом виде и около 20 тыс. тонн практически не продается, а в лучшем случае перерабатывается в рыбную муку.
– Но эта группа рыб также является источником белка, который мы не умеем извлечь и продать. При этом мы завозим рыбные полуфабрикаты из-за рубежа, хотя могли бы сами их производить и даже экспортировать в Юго-Восточную Азию. Здесь не хватает технологических разработок. Между тем в Российской Федерации, например, такие разработки ведутся весьма активно, в том числе и в прикаспийском регионе, – сказал Серик Тимирханов.
Депутат Сената Сарсенбай Енсегенов также высказал ряд критических замечаний и предложений, направленных на поддержку рыбоводства. По его мнению, продуктивному развитию отрасли препятствует отсутствие эффективной системы госуправления рыбными ресурсами.
– Сегодня Министерство сельского хозяйства совмещено с Комитетом лесного хозяйства и животноводства. Отсутствует соответствующий комитет по рыбному хозяйству. Учитывая социально-экономическую важность рыбного хозяйства, я предлагаю создать соответствующее агентство, – отметил сенатор. – Нет в управлении рыбной отраслью научно обоснованных программ и планов развития.
– Было создано 9 госпрограмм, однако некоторые их условия до сих пор не реализованы. Так, в Госпрограмме 2017–2018 годов по развитию АПК вопросы рыбохозяйства представлены только в 3 абзацах. Я думаю, что в будущем нужно принять специальный план или программу по развитию рыбного хозяйства в стране. Необходимо совершенствовать меры господдержки к таким предприятиям, причем не только в плане производства, но и помочь с выходом на экспорт, – сказал депутат.
По итогам встречи будут приняты рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего рыбное хозяйство, и определению мер поддержки отрасли соответствующими госорганами. В качестве одного из шагов предложено разработать и утвердить специальную отраслевую программу «Сохранение и устойчивое использование биологических ресурсов».