– Отец Иманжусупа – Кутпан в 17-летнем возрасте на 10 лет стал сарбазом Кенесары. После подавления восстания, скрываясь от преследований, он пришел на берега Иртыша, батрачил у известного бая и через десяток лет был известным, почитаемым человеком в округе. После рождения младшего из четверых детей, Иманжусупа, он переехал в родные места, на Акмолинщину. В Государственном архиве РК хранится текст прошения Кутпана Дайрабаева на имя степного генерал-губернатора, где он упоминает, что прежде жил в станице Песчаной Павлодарской области. Об этом периоде жизни семьи достаточно подробно написано в романе Зейтина Акишева «Иманжусуп».
К сожалению, о Кутпане Дайрабаеве сохранилось немного сведений. Но даже то, что он прошел весь путь с Кенесары, чудом выжил, потом отправился вслед за сыновьями в ссылку и пробыл там шесть лет, говорит о его богатырской силе и несгибаемом духе. Он жил, оставаясь непокоренным, считая главной ценностью свободу и независимость родной земли, воспитывал детей на примере Кенесары. Кутпану было судьбою назначено иметь двоих отцов – знаменитого батыра Дайрабая, воина Кенесары, павшего в одной из первых схваток с царскими войсками, и пансата Турганбая, наместника Туркестана, погибшего в борьбе за освобождение родного края от кокандского ига. В истории этот эпизод известен как Шиликское событие.
– Получается, что три поколения ваших предков жили идеями независимости, боролись и погибали за свободу своей земли. Можно только догадываться, сколько бедствий пришлось пережить потомкам, скрывая свое родство с сарбазами Кенесары, с наместником Туркестана, прежде чем их имена вернулись к народу. Вы, Раушан Нурхановна, сами немало для этого сделали – своими публикациями, диссертацией, посвященной жизни и творчеству Иманжусупа, вашими экспедициями по областям, связанным с именем батыра и акына, – Павлодарской, Акмолинской, Кызылординской, Жамбылской…
– Считаю немыслимым везением, что мне посчастливилось в начале своих исследований 30-летней давности встретиться с живыми свидетелями, записать их рассказы. Сегодня уже их дети пересказывают воспоминания отцов, справедливо полагая, что это их гражданский и сыновний долг. В селе Жибек Жолы, так теперь называется прежнее имение Кутпановых, три аксакала оставили свои воспоминания, причем закрепив их печатью и подписью акима. Я хранила эти записи, даже не подозревая, какую великую службу они могут сослужить. Дело в том, что недалеко от села находится родовое кладбище Кутпановых. И когда аксакалы мне говорили, что я должна защитить родные могилы, то по наивности думала: «Да кто их тронет?» Время показало, что старики были провидцами.
Сегодня, когда мне приходится доказывать, что родовое кладбище – это памятник культуры XIX века, я предъявляю в качестве неоспоримого аргумента документы от бесконечно уважаемых мной аксакалов села. Вот что они посчитали нужным записать: «Семья Кутпановых действительно проживала с 1865 года сначала в урочище Кюгенжар, потом в Карасу, ныне село Александровка. Дальше от их дома, примерно в восьми километрах, находится родовое кладбище Кутпановых, где, по свидетельству очевидцев – наших отцов и других аулчан, захоронены Кутпановы: сам Кутпан, его жена, дети, снохи, внуки и другие члены семьи Кутпана Дайрабаева. Также подтверждаем, что являемся родственниками Иманжусупа по линии Дайрабая, отчима Кутпана». Их уже нет на белом свете, но благодарная память о Хамите Нуртазине, Хамите Жалмухамметове живет в моем сердце. А Жалмагамбетову Кабдыуахиту, 90-летнему аксакалу, желаю здравствовать и радоваться жизни.
– Во всех регионах вас воспринимают как хранительницу наследия Иманжусупа и поэтому спешат поделиться тем, что хранили в памяти, что не решались никому передать.
– В начале прошлого года зазвонил телефон: «Я из Моинкумов. Живу в ауле Кумозек. Иманжусуп жил у нас. Мой отец был его доверенным лицом и первым помощником. Исполняя волю отца, хочу встретиться с вами и передать материалы о вашем деде». Аманбай Мукатаев приехал в село Жибек Жолы, участвовал в акции «Мәңгілік Ел» и передал записи своего отца, а также уздечку и попону коня Иманжусупа. Летом я побывала в Моинкумах и в сопровождении Аманбая проехала по всем местам, где бывал мой дед.
Оказалось, что аул Кумозек не вымер от голода благодаря тому, что Иманжусуп, отведя на станцию аулчан, зарегистрировал их как возчиков саксаула, раздав всем своих верблюдов. И люди в конце каждого дня имели порцию супа и кусок хлеба, который им выдавали по талонам. Когда же его арестовали и четверо детей батыра, старшему из которых было всего 10 лет, остались одни, жители помогли им выжить. Мой отец Нурхан, тот самый 10-летний мальчик, вместе со взрослыми собирал саксаул и добывал себе и трем сестренкам еду. Об этом я часто слышала от отца.
И еще говорили старики о мужестве Иманжусупа, его несгибаемой воле. Ни словом не обмолвился батыр на допросах об их селе, не назвал ни одного человека.
– Вы рассказываете, как память об Иманжусупе передавалась из поколения в поколение, закреплялась в сознании тысяч людей, чтобы сегодня молодые знали, какой ценой досталась независимость. А есть ли какие-то новые находки для создаваемого вами музея Иманжусупа?
– В песках Моинкумов жители села Кумозек во главе с неутомимым энтузиастом Аманбаем-ага нашли часть ветряной мельницы, которую когда-то поставил Иманжусуп. Скоро бесценный экспонат будет доставлен в музей. А недавно родившемуся внуку Аманбай-ага дал имя Иманжусуп... Из села Шилик привезены хранившаяся долгие годы в тайне от всех винтовка Иманжусупа, бухарская шаль и серебряный браслет его жены Асемгуль. Внук, сын Нурхана, Сеитбек Иманжусуп, проживающий в Алматы, передал в дар музею седло, которое изготовил Иманжусуп для своего кенже, младшего сына. Трогательные воспоминания об Иманжусупе довелось мне услышать от сестры моей Зулкии из Омска. Она в 11 лет видела Иманжусупа, слышала его песни в Акколе и помнила их всю жизнь. Мы встретились с ней два года назад. Было ей тогда 94 года, и это она назвала меня сестрой, после того как узнала, что я внучка Иманжусупа.
– Большая часть жизни Иманжусупа прошла в акмолинских краях, где батыр, поэт и композитор прожил более полувека. Я знаю, что в Астане есть улица Иманжусупа Кутпанова.
– На этой улочке стоит столичная школа № 25, и мне хочется надеяться, что ее ученики и учителя по примеру гимназий № 2 и 52 займутся исследованиями личности Иманжусупа и будут гордиться, что им посчастливилось учиться и жить на улице народного героя.
В начале 90-х, в свой первый приезд в Астану, я встречалась с аксакалами, которые видели Иманжусупа. Вспоминая о нем, они приговаривали: «Әкеміз болды, он был для всех нас отцом». В 2000 году в Астане состоялся первый вечер памяти Иманжусупа. Один из моих респондентов, Султан Толебеков, был тяжело болен, уже не вставал с постели. Узнав о вечере, он сказал детям: «Если мне суждено будет умереть на концерте, посвященном памяти Иманжусупа, я восприму это как подарок судьбы». Взяв слово, он сказал: «Было время, мы не понимали, почему наш кумир, наш всеобщий любимец, покинув Акмолу, поселился в Кызылорде.
Не скрою, были мы на него обижены тогда. А как мы радовались, когда он в голодном 1929-м пришел с караваном хлеба. Весь город вышел на улицы: смеялись, плакали, молодежь пела его песни… Он всегда был в нашей памяти. Я вижу в зале делегатов со всей республики. Думаю, Иманжусуп мечтал о том дне, когда все мы будем вместе, как одна семья, когда все мы будем свободны. И ради этой благородной мечты он сложил голову».
В 1997 году Абиш Кекилбаев, будучи в ту пору Государственным секретарем РК, при встрече со мной (мы снимали тогда документальный фильм об Иманжусупе) сказал: «Он – одна из романтических и героических личностей недавнего прошлого. По призванию – художник, творец, композитор, великий музыкант. По натуре – настоящий степной рыцарь. Он совершал абсолютно неповторимые, незаурядные поступки, которые до сих пор живо отзываются в сердцах людей разных поколений». Абиш-ага до конца дней своих многое делал для восстановления имени Иманжусупа. Он называл меня «Иманжусуптин жокшысы» и, читая рукопись моей первой книги о деде, говорил: «Ты сделала большое дело, ты достойное семя Иманжусупа». Он помог с изданием книги. Манаш Козыбаев, Сафуан Шаймерденов, Турсынбек Какишев, Рахманкул Бердыбаев, Дукенбай Досжан и многие ныне живущие известные деятели науки и культуры считали Иманжусупа народным героем, символом мужества, чести, благородства.
– Раушан Нурхановна, сейчас вы живете не в Астане, а в десятке километров от столицы, в бывшей Александровке, селе своего деда, живете идеей создания музея-усадьбы Иманжусупа Кутпанова. Как она реализуется сегодня?
– В январе прошлого года, вдохновленная Посланием Президента, в котором Нурсултан Назарбаев обнародовал идею «Мәңгілік Ел», я переехала в Жибек Жолы. Решила реализовать свою давнюю мечту: создать здесь музейный комплекс Иманжусупа, в который бы, кроме музея в традиционном понимании, входили центры верховой езды, прикладного искусства, школа сал и сері. Все, что накоплено мною за весь период исследовательской, просветительской, пропагандистской работы: уникальные материалы, личные вещи семьи Кутпановых, личную библиотеку, насчитывающую более 2 000 экземпляров тематической литературы, – передано безвозмездно в фонд музея. Известный меценат Сапар Искаков оказал помощь в оснащении музея оборудованием, но нужны еще пять миллионов для завершения работ.
В Концепции культурной политики Казахстана говорится: «Астана и ее окрестности станут центром презентации нашей самобытной кочевой культуры и шедевров национального и мирового музыкального, танцевального, театрального искусства в исполнении отечественных мастеров». Надеюсь, что мой труд станет скромным вкладом в это поистине благое дело. По зову сердца и чувству долга перед памятью выдающегося поэта и композитора, певца, народного героя Иманжусупа живу и работаю в школе его имени, веду факультатив «Иманжусуповедение», руковожу научно-познавательными проектами учеников и вместе с единомышленниками мечтаю о том дне, когда распахнутся перед посетителями двери музея, состоится открытие памятника культуры – родовой усыпальницы, в Конгресс-холле в сопровождении симфонического оркестра пройдет концерт песен Иманжусупа, а в театрах – спектакли о жизни народного героя.
Нам всем не хватает сегодня тепла, умения услышать друг друга и почувствовать, насколько мы близки, как глубоко уходят в прошлое наши общие корни. В год 25-летия Независимости, в год 85-летия со дня гибели Иманжусупа пусть возродится былая слава и популярность защитника слабых и сирых, поэта доблести и мужества.