Поэтому на сегодня приоритетными для министерства направлениями являются расширение углеводородной ресурсной базы, повышение эффективности разработки действующих месторождений и подготовка отечественной индустрии к работе в новых условиях, требующих инновационных подходов.
Так, в рамках реализации поручения Главы государства Нурсултана Назарбаева, озвученного в рамках Послания народу Казахстана от 17 января 2014 года "Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее", на стадии разработки находится новая концепция Кодекса о недрах, призванная обеспечить приток необходимых инвестиций в геологоразведку для сохранения динамики развития отрасли. Документ кардинально упростит порядок предоставления права недропользования на геологоразведку и обеспечит расширение международного сотрудничества для разведки новых месторождений нефти и газа.
На интенсификацию геологоразведочных работ национальный оператор "КазМунайГаз" планирует затратить порядка 600 млрд тенге, что обеспечит прирост доказанных запасов компании с 811 млн тонн (факт на 01.01.2014 г.) до 1,26 млрд тонн в 2024 году.
Также ведется поэтапная работа по повышению эффективности разработки и нефтеотдачи месторождений действующего фонда.
Повышение коэффициента извлечения нефти из нефтяных пластов станет одной из главных задач казахстанского нефтегазового комплекса на ближайшие 10–15 лет.
Сейчас около 70% нефти на действующих месторождениях остается в недрах. Конечно, есть объективные причины, связанные со спецификой месторождений, растущими объемами трудноизвлекаемых высоковязких запасов, сернистостью, сроком разработки и т. д. Вместе с тем, например, в Норвегии этот показатель достигает 50%. По подсчетам экспертов, внедрение новых методов нефтеотдачи позволило бы нарастить извлекаемые запасы нефти в Казахстане как минимум на 15–20%.
Такие эффективные технологии, как горизонтальное бурение, гидроразрыв пласта, закачка полимеров или пара в пласт и другие, уже нашли широкое применение среди недропользователей. Однако перечень таких технологий необходимо расширять как за счет привлечения международного передового опыта, так и за счет собственных разработок. В связи с этим министерством ведется работа по формированию современной научно-исследовательской базы. В частности, мы поддерживаем инициативу по созданию специализированного центра по развитию углеводородного комплекса, где будут проводиться как фундаментальные, так и прикладные исследования по углеводородам, в том числе в части повышения коэффициента извлечения нефти. Уже в наступающем 2015 году мы планируем провести серьезное аналитическое исследование "Возможности увеличения КИН на нефтегазовых месторождениях РК, изучение передовых методов и технологий".
Кроме того, в нынешнем году началась реализация "дорожной карты" научно-технологического развития добывающего сектора нефтегазовой отрасли, которая была разработана совместно с компанией "Шелл". В "дорожной карте" определен ряд таких конкретных задач, как оптимизация разработки через методы увеличения нефтеотдачи, борьба с обводнением скважин, развитие геоинформационных систем и мониторинга скважин. Компании "Шелл" и "ЭксонМобил" совместно с "КазМунайГазом" начали работы по созданию геохимической лаборатории, а также оснащению и усовершенствованию лабораторий для оказания услуг по анализу керна на международном уровне.
Одним из основных направлений инновационного развития нефтегазового сектора мы видим глубокую переработку углеводородного сырья 4–5 переделов с полным завершением технологического цикла, начиная от добычи до производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
В этих целях сегодня осуществляется модернизация всех трех крупных нефтеперерабатывающих заводов, реализуются инвестиционные газохимические проекты, на которых будет использоваться высокотехнологичное и энергосберегающее оборудование.
Выпуск новой для Казахстана базовой нефтегазохимической продукции позволит в будущем перейти к реализации "нишевых" проектов по производству продукции высших переделов, таких как полиолефины, терефталевая кислота и полиэтилентерефталат. В свою очередь это даст нам возможность освоить производство полиэфирных волокон, упаковочных материалов, шин, труб и многих других товаров бытового и промышленного назначения.
Вместе с тем особое внимание министерством уделяется вопросам развития местного содержания в отрасли. С принятием закона о недрах и недропользовании в 2010 году было сформировано единое правовое поле для развития и мониторинга казахстанского содержания. Были утверждены Единая методика расчета местного содержания, Правила закупок недропользователей, внесены четкие обязательства по местному содержанию практически во все контракты, а также штрафы за их неисполнение.
Как итог – за четыре года работы наметился стабильный тренд к увеличению местного содержания. Общий объем закупок товаров, работ и услуг (ТРУ) в нефтегазовой отрасли с 2010 по 2013 год увеличился на 80% (с 1,5 трлн тенге до 2,7 трлн тенге), а местное содержание – на 135% (с 0,68 трлн тенге до 1,6 трлн тенге). Что касается процентных показателей, то доля местного содержания в общем объеме закупок увеличилась по сравнению с 2010 годом с 45 до 57%.
В разрезе позиций в прошлом году недропользователями было закуплено товаров на 466 млрд. тенге, то есть доля местного содержания в товарах зафиксировалась на 16% и составила 76 млрд тенге. Выполнено работ на 964 млрд тенге, доля МС в работах составила 54% на сумму 523 млрд тенге. Сервисные компании оказали услуги на 1 292 млрд тенге, доля МС составила 74,4%.
Соответственно, увеличивается загруженность отечественных предприятий. Так, например, по отрасли объем выпуска машиностроительного нефтегазового оборудования с 2008 года увеличился более чем в три раза.
Несмотря на такие положительные сдвиги, приходится констатировать тот факт, что не всеми компаниями полностью выполняются контрактные обязательства по местному содержанию. Так, если в 2012 году процент исполнения составлял 75%, то в 2013 году он пошел на спад и составил 69%. По итогам 2013 года нефтегазовые компании допустили неисполнение обязательств по местному содержанию на сумму 16,5 млрд тенге. С таких нарушителей министерство взыскивает штрафы. По итогам 2013 года сумма штрафов составила 128 млн тенге.
В то же время в результате системной деятельности министерства по мониторингу МС и соблюдению прозрачности закупок снижена динамика закупок недропользователей с нарушениями Правил приобретения ТРУ. Закупки, проведенные с нарушением установленных Правительством правил, в 2013 году составили 3,4% от общего объема закупок, снизившись в 30 раз по сравнению с 2010 годом.
Безусловно, усиление мониторинга и штрафные санкции дисциплинируют, но не решают основной задачи по развитию отечественного производства. Учитывая, что с каждым годом снижается добыча на легкодоступных месторождениях, мы должны сориентировать отечественную индустрию на освоение экономически перспективного сегмента продукции и услуг для работы в агрессивной среде, где сейчас безоговорочно превалируют иностранные компании.
В сфере нефтесервиса доля иностранных компаний составляет 55% (2012–2013 гг.). Здесь необходимо сфокусировать внимание на создании и развитии казахстанских сервисных компаний, способных оказывать такие высокотехнологичные услуги, как наклонное, кустовое бурение (расходы на бурение – 297 млрд тенге), проектирование (77 млрд тенге), геофизические исследования (47 млрд тенге) и т.д.
То есть наряду с выставлением и мониторингом исполнения требований по местному содержанию одним из приоритетов для министерства на данном этапе является также освоение высокотехнологичных услуг и выпуска востребованных товаров с высокой добавленной стоимостью. Здесь ключевая роль отводится трем операторам – ТШО, КПО, НСиОСи и национальному оператору "КазМунайГаз", на которых приходится свыше 70% всего рынка недропользования.
Очевидно, что быстро преодолеть технологическое отставание мы сможем за счет создания совместных предприятий с иностранными лидерами нефтегазовой индустрии. Поэтому в качестве одного из механизмов мы совместно с операторами рассматриваем норму, в соответствии с которой в рамках тендеров, проводимых крупными недропользователями, предпочтение будет отдаваться тем иностранным подрядчикам, которые обязуются создавать СП с казахстанскими предприятиями для выполнения наукоемких и высокотехнологичных работ.
Мы полагаем, что такой подход позволит увеличить участие казахстанских предприятий в качестве партнеров иностранных подрядчиков и обеспечит трансферт необходимых знаний и технологий.
Так, в рамках проекта будущего расширения Тенгиза уже сейчас создано три совместных предприятия – по проектированию (KPJV), по проектированию и строительству вахтового поселка ("Искер" и Bonatti), а также оказанию услуг по бурению ("Тениз Бургылау" и Nabors Drilling). Также достигнуты определенные договоренности по созданию СП для ремонта и технического обслуживания высокотехнологичного нефтегазового оборудования (например: СП General Electric по ремонту турбин, Siemens и Schneider Electric – электрооборудование, Cameron – различное нефтегазовое оборудование).
Аналогичного сценария мы будем придерживаться и на Карачаганаке. Сейчас обсуждается возможность обязательного привлечения иностранными подрядчиками казахстанских производителей в качестве партнеров по определенным контрактам оператора. Уже ведутся переговоры по созданию СП по бурению с итальянской компанией Saipem. Отдельно хотел бы остановиться на новом механизме для казахстанских производителей, который будет внедрен в пилотном режиме КПО. Речь идет о раннем тендере, который предусматривает отсроченную (не более двух лет) поставку товаров/;услуг. То есть потенциальному производителю, который намерен освоить в Казахстане производство/;сервис, будет вручен контракт и дано время на организацию производства товара/;услуг в Казахстане. Таким образом, потенциальный производитель будет обеспечен первым долгосрочным гарантированным заказом. На данный момент рабочей группой формируется перечень товаров и услуг, которые будут закупаться посредством ранних тендеров у казахстанских производителей. Практика ранних тендеров не будет ограничена только лишь КПО, мы планируем транслировать этот опыт и на другие крупные проекты.
И в завершение хотел бы отметить, что комплекс представленных мер позволит нам расширить ресурсную базу за счет развития геологоразведки, увеличить объемы добычи через передовые технологии, обеспечить завершенный технологический цикл путем углубленной переработки с выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью, наладить на базе совместных предприятий производство отечественных высокотехнологичных товаров, получить необходимый опыт по разработке сложных, в т.ч. оффшорных, месторождений.
Все это создаст условия для развития национального кластера по добыче и переработке нефти и газа, нефтегазохимии, связанного с ними машиностроения и сервисных услуг.
Развитие кластера в свою очередь синтезирует значительный мультипликативный эффект для всех отраслей экономики Казахстана.
Узакбай КАРАБАЛИН, первый вице-министр энергетики Республики Казахстан