Ирина Лебсак: Мир спасет только любовь! Свежий выпуск 5 марта 2021 г. 9:01 1763 Елена Брусиловская Писать – и никаких гвоздей!Книга Ирины Лебсак – это действительно монологи, потому что, читая, явственно слышишь не только интонации голоса автора, но и манеру говорить – легко, артистично, ярко и образно.Кроме актерского таланта Ирина Лебсак наделена тонким чувством юмора, а также глубокой самоиронией, что, согласитесь, довольно редко можно встретить в актерской среде. Она рассказывает о своей жизни так, словно играет еще одну роль – писательницы в ею же написанной пьесе.Но сквозь эту иронию и юмор на грани стеба явственно чувствуется ее огромная и вполне серьезная любовь ко всему – к ушедшему детству и юности, к родным и любимым людям и, конечно, к театру, который стал главным делом ее жизни.Что же касается кажущейся легкости, с которой автор перелетает из одной главы в другую, то, мне представляется, это лишь ширма, за которой пытается спрятаться актриса. Ведь это ее первый писательский опыт, вынесенный на всеобщее обозрение. Это как премьера, которая может пройти на ура, а может и провалиться.Да Ирина Лебсак и не рассчитывает на лавры литератора-классика, для нее писательство – лишь еще один способ выразить себя как артистическую натуру. Не случайно она даже изобрела собственную литературную форму, разбив повествование не на главы, а на «лебски», объяснив это так:– Когда я оканчивала театральный институт, мою однокурсницу попросили напечатать программку к дипломному спектаклю, и она элементарно опечаталась, и вместо Лебсак написала – Лебска. Помню, как она буквально выползла из деканата, держась рукой за живот от смеха, говоря: «Ой, ты меня сейчас убьешь». Но я ее не убила, поэтому сейчас она счастливо и благополучно живет в Германии. Мы с ней посмеялись, но что самое интересное – эта опечатка прижилась, и некоторые однокурсники до сих пор зовут меня – Лебска.– А писать я начала очень рано, потому что моя татарская бабушка говорила: «Ирочка, самые плохие чернила лучше самой хорошей памяти». Так я стала записывать все, что происходило в моей жизни и в жизни семьи, – продолжает Ирина Лебсак. – Со временем накопилось достаточно много записей, и я стала думать, как мне все это назвать. Были разные варианты, но потом, вспомнив свою незадачливую подругу, я поняла: конечно же, мне надо назвать это «лебски». Что может быть лучше?! Ведь тем самым я сняла с себя всю филологическую ответственность за градацию на рассказы, повести, новеллы и, не приведи Господи, саги и эпопеи.Как тут не вспомнить Михаила Юрьевича Лермонтова, чье имя носит театр? Поэт, пытаясь подчеркнуть свою непохожесть на других, в одном из стихотворений писал: «Нет, я не Байрон, я другой…» Вот и Ирина Лебсак своими «лебсками» выделила себя из привычного литературного пространства. С одной стороны, словно заявляя – я не претендую на профессиональное писательство, а с другой, необычайно интригуя читателя, которому наверняка очень захочется узнать – а что же такое эти лебски?– Лебски – мои воспоминания детства, юности, рассказы о моей сегодняшней жизни, мои «размышлизмы». Это мой низкий поклон всем людям, которые были в моей жизни, есть и будут всегда, – поясняет она. – Несмотря на то что книга небольшая по объему, она мне очень дорога. Величайший клоун современности Вячеслав Полунин как-то сказал: «Надо заниматься тем, от чего у тебя внутри «дзинькает». Вот у меня по жизни «дзинькает» театром и желанием писать лебски.В книге 38 лебсок, и, как утверждает Ирина, для нее это счастливое и в какой-то степени даже сакральное число. Наверное, поэтому последняя, 38-я лебска, посвящена самой главной любви ее жизни – театру.Чем пахнет театр?«Вы знаете, чем пахнет театр? – пишет Ирина Лебсак. – Это ни с чем не сравнимый запах! Театральная пыль пахнет – кулисами, столярным клеем, свежим деревом, краской, железом…Приближаясь к гримцеху, унюхаешь ароматы разных средств для лица, волос. А знаете, чем пахнет старый грим? Сегодня его, по-моему, уже и не выпускают, на смену пришли более щадящие средства для «красоты лица». Так вот, старый грим пахнет незыблемостью, пусть это уже архаика, пусть этим уже никто не пользуется, но он обязательно должен быть и всегда будет, как театр! В костюмерном цехе смешиваются разные запахи тел, парфюма, дезодорантов, утюга, антистатика…Запах реквизиторского цеха самый вкусный, потому что там к некоторым спектаклям готовят еду. Представляете, зима на улице, а из цеха доносятся запахи лета, там женят помидорку и огурчик, священнодействуют над салатом!А как пахнут коридоры! В начале сезона – свежевыкрашенными стенами. А если я хорошо знаю ароматные пристрастия той или иной артистки или артиста, то со 100-процентной точностью могу сказать, кто минут пять назад проходил по коридору. В принципе, можно прослыть ясновидящей, но я скромна… иногда.Вы уже поняли, чем для меня пахнет театр? Правильно! Он пахнет Счастьем!»Театр для Ирины Лебсак – это и есть счастье. Девочка из маленького казахстанского городка Есиля всегда мечтала стать актрисой.«Если для Брежнева Есиль был воротами целины, то для меня этот городок был центром Вселенной. И когда мой центр Вселенной посещали артисты советского кино, я не пропускала ни одной встречи. В кинотеатре моего детства «Салтанат» я вдавливалась в кресло и становилась с ним одним целым. Я жадно пожирала глазами артисток, запоминала их костюмы, прически, а как же! Мне все это пригодится, когда я поеду в Москву или Ленинград, чтобы покорять всех не только талантом, но и фактом своего существования в этом мире». Покорять Ирина поехала Северную Пальмиру в надежде поступить в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Но, увы, 16-летняя абитуриентка потерпела фиаско.После экзамена один седовласый дядечка, поманив ее пальцем, сказал: «Ты еще маленькая. Давай сделаем так: ты получишь образование, позанимаешься в театральной студии, подрастешь и приедешь снова поступать». Я трясла головой в знак согласия и таращила глаза, чтобы не разреветься, в противном случае потекла бы французская тушь, а это было бы очень стыдно, и допустить этого я никак не могла.Много лет спустя я поняла, что мамуля, разговаривая с седым дядечкой, просила его не ставить крест на моей мечте, поэтому он так витиевато обрисовал мое ближайшее будущее с другим образованием и театральной студией и подарил мне надежду, что когда я все это пройду, меня здесь будут ждать. Но, мне кажется, он искренне верил, что доморощенный талант в зеленом платье никогда больше в ЛГИТМиКе не появится, и моя мечта растает, как снег под жаркими лучами солнца.Откуда мама могла знать, что моя мечта не блажь? Да ниоткуда. Просто она мне верила!»Путь к мечтеПравда, путь к этой мечте оказался не таким уж простым и довольно долгим. Впрочем, кто знает, как сложилась жизнь, если бы мечта сразу исполнилась? И была бы счастливой ее актерская судьба? Но жизнь человеческая, как и история, не имеет сослагательного наклонения.Поэтому и у Ирины Лебсак все происходило в режиме реального времени: филологический факультет сначала Павлодарского, а затем Аркалыкского педагогического института, и лишь потом – Алма-Атинский государственный театрально-художественный институт (ныне Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова).Филфак дал ей богатейший литературный багаж, поэтому в театральном институте Ирина занималась лишь постижением тайн актерского мастерства. Правда, учеба в двух институтах заняла восемь лет жизни, и в театр она пришла уже в 24 года, будучи вполне зрелым человеком. Тем не менее ей удалось «вскочить в уходящий поезд» – роли шли одна за другой, что приносило несказанную радость.– Каждая полученная роль – счастье неимоверное! Счастье – репетиции, счастье – выходить на сцену, счастье – адекватная реакция зрителей, аплодисменты. Счастье, когда приходишь домой после спектакля и перебираешь все пережитое. Счастье, наконец, когда ты понимаешь, что спектакль сыгран не очень хорошо, но у тебя есть еще какой-то промежуток времени, чтобы проанализировать все это и на следующем представлении что-то исправить, – говорит актриса.Ей действительно было над чем подумать, что проанализировать и что вспомнить. Ведь за 30 с лишним лет работы в Лермонтовском театре (она пришла в него в 1988 году) сыграно свыше 70 ролей! Ирина Лебсак словно примеряла на себя не только самые разные женские судьбы, но и самые разные эпохи – Офелия в «Гамлете» Шекспира, Эсмеральда в «Соборе Парижской Богоматери» Гюго, Зина в «Дядюшкином сне» Достоевского, Елена Андреевна в «Дяде Ване» Чехова, Маргарита в «Мастере и Маргарите» Булгакова, Клея в «Эзопе» Фигейредо...Из последних работ – Жижи в комедии «Страсти на Лазурном Берегу» Мишеля Поли, Филумена в одноименной пьесе Эдуарда де Филиппо, Мария Юзефа в «Андалузском проклятии» Гарсиа Лорки, Анна Андреевна в гоголевском «Ревизоре», Валентина в драме Людмилы Разумовской «Что хочет женщина...».– Наша профессия дает потрясающую возможность прикоснуться к прошлому. Например, к чеховским временам. Надеть те платья, обратиться к истории костюма, истории этикета, образа жизни и нравственных ценностей людей той поры. Это такая увлекательная энциклопедия, в которую погружаешься, а когда оказываешься вновь в нашем времени, то становится грустно от того, что не умеем мы сейчас так общаться. А может, не хотим, – размышляет Ирина Лебсак.Для нее подобное осмысление времени и себя в предполагаемых обстоятельствах – работа постоянная.– У каждой роли свой нрав, своя жизнь, и к каждой нужен свой подход. Раньше ведь как было? «Ой, дали роль, еще роль!» Еще и еще – много ролей! И – радость несказанная! Это по молодости, когда ветер в голове, и ты не понимаешь многих вещей. А вот замечательный режиссер Азербайжан Мадиевич Мамбетов, когда ставил у нас «Дядю Ваню», сказал: «Дети мои, ролей сыграть можно много, а образов создать единицы». Не могу утверждать, что я только тогда и уразумела то, что он произнес. Но подумала: «Боже мой, как точно! Можно в жизни сыграть 100 и 200 ролей, но все ли они получат жизнь, как во плоти?» – рассказывает актриса.Критическое отношение ко всему, что она делает – тоже одна из особенностей Ирины Лебсак, ведь, по ее мнению, если сомневаешься, значит ищешь истину. Сомнение – это и есть поиск.Например, весьма критично она оценивает свою работу в спектакле «Мастер и Маргарита», который ставил режиссер Владимир Кузенков. Тогда Ирина была начинающей актрисой – третий год в театре.– Работа над ролью Маргариты шла трудно, со скрипом, несмотря на то, что сам булгаковский роман был и остается одной из моих самых любимых книг. Маргарита от меня ускользала, образ не складывался. Почему? Сейчас, по прошествии лет, вижу причину в том, что слишком рано эта роль пришла ко мне. Нужно было иное, более полное накопление знаний, эмоций, ощущений, необходим зрелый жизненный опыт, – считает актриса.14 лет спустя, в 2004 году, судьба вновь вернула Ирину Лебсак к Михаилу Булгакову. Но не к его фантасмагорической и авантюрной Маргарите, а к Елене Сергеевне, последней жене писателя, послужившей прототипом в спектакле «Сети дьявола», поставленном Рубеном Андриасяном. И здесь, по ее словам, она взяла реванш: «К Елене Сергеевне у меня претензий нет». Совершенно несекретные сведенияВ предисловии к книге Ирина Маратовна «искренне и скромно» охарактеризовала себя, написав «только правду и ничего, кроме правды»:«Лебсак Ирина Маратовна, 1963 года рождения. Истинная метиска, по паспорту русская.Характер не нордический и не выдержанный, порой невыносимый. Хороша собой.С некоторыми коллегами отношения поддерживаю.Безукоризненно выполняю свой служебный, материнский, дочерний и супружеский долг.Беспощадна к лицемерию, лжи, предательству, ханжеству, снобизму и прочим мерзостям.Весьма беспощадна к врагам театра и псевдокритикам.Спортом не занимаюсь и вряд ли уже займусь.В порочащих связях замечена не была, но сплетнями окутана, как паутиной. Любящая мать, верная жена, преданный друг, хорошая дочь и внучка.Отмечена званиями, наградами, признанием зрителей.Периодически чешется спина от прорезающихся крыльев».Эта гремучая смесь ангела с прорезающимися крыльями и дьявольски темпераментной ведьмы (не случайно она играла булгаковскую Маргариту) породила актрису, которой подвластны самые разные, порой противоречивые женские характеры, и она постигает их на каком-то интуитивном, иррациональном уровне. Кто знает, может, разгадка этой «лебской дьяволиады» кроется в смешении многих, голубых и не только, кровей.– Я имею отдаленное отношение к Франции. Моя татарская бабушка – Мария Андреевна Абишева хотела назвать своего сына Маратом, но была убеждена, что в татарском языке нет имени Марат, а есть – Мурат. И с этим она никак не хотела согласиться, поэтому как человек революционно настроенный назвала своего сына в честь Жан-Поля Марата, французского революционера, лидера якобинцев. Что же касается моей фамилии – Лебсак, то она немецкая. Корни этой фамилии уходят в глубокую древность, в петровские времена, когда Петр пригласил на ПМЖ немцев в Россию. Тогда фамилия звучала как Лэйбсак, что в переводе означало «живой мешок», или «мешок жизни». Мне этот перевод очень нравится, потому что в нем есть слово «жизнь», – рассказывает актриса.Жизнелюбие, замешенное на франко-революционной бескомпромиссности и решительности, помогает Ирине преодолевать трудности, без которых жизнь становится пресной и неинтересной. Серые будни – это не про нее. И если драйва не хватает, она его создает.Например, пробует себя в писательстве, тут же, как говорится, по ходу пьесы, «прикидывая» написанное на слушателей, анализируя реакцию друзей и знакомых. И это тоже актерство, которое, как у каждого талантливого человека, стало для нее вторым «я». Как и великая Джулия Ламберт, героиня романа «Театр» Моэма, Лебсак вправе сказать: «Это там, у вас в жизни театр, а у меня на сцене – настоящая жизнь». Уроки Азербайжана Мамбетова для Ирины не прошли даром.В детстве любимой актрисой Ирины Лебсак была Татьяна Доронина. После выхода фильма «Еще раз про любовь» она даже говорить пыталась как Доронина, с придыханием, томно. С тех пор слово «любовь» стало для Лебсак своего рода жизненным кодом, с помощью которого она проверяет все.– Все мои роли замешаны на любви, – утверждает она. – Какую роль ни возьми, главная составная ее – это любовь. Любовь во всех ее проявлениях. Любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине, любовь к Родине и близким. Поэтому я уверена: мир спасет только любовь. Не красота, как сказал Достоевский, а именно любовь. Красота – субстанция возвышенная и чаще всего эфемерная. А любовь – она хоть и возвышенная, но в то же время реальная, земная. …Любви во всех ее проявлениях хочется пожелать талантливой актрисе, автору и просто обаятельной женщине Ирине Лебсак.
28 ноября 2024 г. 19:24 «Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
27 ноября 2024 г. 17:07 Ветер перемен на рынке кровельных материалов: Казахстан делает ставку на шифер
28 ноября 2024 г. 8:05 Совместное заявление президентов РК и РФ об углублении партнерства в условиях нового глобального порядка
11 ноября 2024 г. 14:13 Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
12 ноября 2024 г. 12:56 Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
19 ноября 2024 г. 15:45 Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
19 ноября 2024 г. 10:58 Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов