«Кану я, но будут жить мои стихи…»

12821
Галина Вологодская

Зеркало казахов

…Две белых пирамиды посреди бескрайней семейской степи. Одна чуть выше – символизирует величие мыслителя и поэта Абая. Другая – символ таланта его воспитанника и последователя Шакарима Кудайбердиева. Обоих поэтов, помимо кровных уз, на протяжении всей жизни роднило желание найти ответы на главные философские вопросы: в чем предназначение человека, что следует считать истинными ценностями. Оба оставили литературное наследие, ставшее, по сути, духовным ориентиром для потомков.

Сегодня Абай для каждого казахстанца – «наше все». Произведения классика включены в школьную программу, они разобраны на цитаты, служат источником вдохновения. А вот творчество Шакарима, несмот­ря на историческое признание, известно не так широко. Немудрено. В годы репрессий все, что было связано с именем литератора, в первую очередь его труды, уничтожалось. Если бы не самоотверженность сына поэта, собравшего с риском для жизни часть отцовских рукописей и сумевшего их спрятать, нацио­нальная культура могла быть сегодня куда беднее.

Наследие Шакарима включает историко-этнографические работы «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» и «Традиции мусульманства». Им написаны десятки музыкальных произведений, в том числе к 45 песням Абая. Его перу принадлежат поэмы и переводы «Еңлік – Кебек», «Қалқаман – Мамыр», «Шежіре», «Айслу – Нартайлақ», «Смерть Кодара», «Жизнь забытого», «Лейли и Меджнун», поэтический сборник «Зеркало казахов» – «Қазақ айнасы», повесть «Адиль и Мария», сборник рассказов «Сад роз», философские произведения «Три истины», «Сад подснежников», а также переводы Хафиза, Толс­того, Пушкина, Бичер-Стоу...

По оценке искусствоведов, воспетые поэтом гуманистические ценности еще найдут по-настоя­щему глубокое осмысление. Сам Шакарим пророчески написал: «Кану я, но будут жить мои стихи, молодые все запомнят до строки».

– Философия Шакарима основывается на религии и попытке найти ответ на вопросы: в чем ценность жизни, какую роль играет в мире человек, каким законам подчиняется мироздание, – дала комментарий заместитель директора Восточно-Казах­станской областной библиотеки им. А. Пушкина Бибигуль Шагие­ва. – Он воспевал пользу науки и искусства. Говорил, что поэзия очищает от грязи сердце, а просвещение гасит пламя невежества.

Если людей начинали преследовать беды, мыслитель видел причину этого в человеческих пороках. «Творя крупицу добра, мы пытаемся искупить этим грехи величиной с гору, – восклицал он. – И не стыдно нам после этого называться человечеством?» В каждой притче, приведенной в «Саду подснежников», Шакарим призывал казахов работать над своим духовным ростом. Не останавливаясь, искать, как сделать лучше себя и других. Счастьем он считал жизнь с чистыми помыслами и с окрыляющим чувством любви.

– В своих работах философ учил, что материального благополучия следует добиваться не любой ценой, а честным трудом, порядочностью, добрыми делами, – пояснила литературовед. – Внешние ценности, по его убеждению, приносят лишь временную радость. И это при том, что сам Кудайбердиев был представителем знатного, богатого рода.

В главном философском труде «Три истины» Шакарим предложил свой закон обязательного совершенствования души на основе скромности, справедливости, доброты и нравственнос­ти. То есть на основе совести. По мнению литературоведов, казахский мыслитель продолжил философию Достоевского о вечном сражении добра со злом, где полем битвы является сердце человека.

– Мысли Шакарима – не догма, – отметила Бибигуль Шагиева. – Он и сам считал, что взгляды должны меняться вместе с изменением мира. Именно поэтому для думающего человека его произведения вроде глотка чистой воды. Они помогают раскрепостить мысли. Взглянуть на мир шире.

Пытливый ум и обнаженная совесть

Как это часто бывает, для своих земляков поэт Шакарим был больше, чем поэт. Он родился в 1858 году в степном районе, именуемом сегодня Абайским. Его отец был старшим сыном Кунанбая и, соответственно, старшим братом Абая Кунанбаева. С 7-летнего возраста мальчика начал воспитывать его дядя.

Ребенку была доступна богатейшая библиотека из книг на арабском, персидском и тюркских языках. Он открыл для себя мир истории, философии, религии, естественных наук. Овладел арабским, турецким, русским языками. С малых лет начал писать стихи. По приглашению Абая известный домбрист Биткенбай дал ребенку музыкальное образование. С 14 лет одаренный юноша сам начал сочинять музыку.

От мамы Шакариму передалось мастерство в ремеслах. Он мог выковать из металла любое изделие – вплоть до пуговиц. Мог починить швейную машинку, часы, сделать из дерева домбру и скрипку. Сам придумывал себе одежду, кроил материал и шил. Соз­давал сложные орнаменты. Был искусным охотником-беркутчи, держал породистых скакунов. «Я был очевидцем того, как он делал из стали протез когтя пострадавшему от зубов лисицы беркуту», – оставил записи известный этнограф Садык Касиманов.

Ярче всего в воспитаннике Абая раскрылось литературное дарование. По словам этнографа, во всей округе не было в ту пору человека, который бы не знал наизусть стихов и песен молодого акына.

В 20 лет Шакарим благодаря происхождению был назначен волостным управителем. И вплоть до 40-летнего возраста занимался административными обязанностями: решал споры, отдавал распоряжения, касающиеся имущества, земель, скота. В этот непростой период, описанный позже в поэме «Жизнь Забытого», ему пришлось столкнуться с проявлениями неравенства, чванства, спеси. Сами обстоятельства заставили его задуматься над тем, как избавить общество от пороков, как построить для казахов мир справедливости.

В 1898 году при поддержке своего дяди Шакарим ушел в творчество и науку. В 1903-м он, как этнограф и географ, был принят в ряды Западно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества. Позже отправился в Турцию, где изучал древние тексты в Стамбульской библиотеке, овладел восточной нотной грамотой. Здесь он приобрел для личной коллекции книги и переслал их по почте в Семипалатинск.

Совершил паломничество в Мекку, Медину, побывал в Каи­ре. Во Франции ознакомился с собранием книг в Парижской библиотеке. Его увлекли произведения Хафиза, Физули, Навои. Он прочитал множество произведений английских, американских и русских писателей. Вплоть до 1904 года в жизни поэта и философа продолжался золотой период, когда он мог свободно отдаваться исследованиям и творчеству.

Трагедия октября

Черная полоса в жизни Шакарима Кудайбердиева началась со смерти Абая. Во многом этот отрезок жизни до сих пор остается малоизученным. Сохранились сведения, что чуть ли не 10 лет поэт провел в отшельничестве, в горах Чингистау. Вел жизнь аскета. Охотился, много размышлял. Записывал философские мысли и поэтические строки...

К моменту установления власти большевиков ему было почти 60. Казахский поэт и мыслитель не принял новую идеологию. Тем не менее в Восточно-Казахстанском областном госархиве хранится фотография, которая свидетельствует о благородном стремлении Шакарима продолжать делиться с людьми своими знаниями.

На снимке, датированном 1924 годом, аксакал запечатлен на фоне западных склонов Чингистау. В это время здесь работали гидрологи, проектировавшие систему орошения. И отшельник, знавший местность как свои пять пальцев и владевший русским языком, помогал построить маршрут вдоль реки Баканас. Подсказывал расположение горных ключей и родников.

Уникальный снимок, к слову, был обнаружен только в 2009 году в отчетах специальной комиссии Семипалатинского губернского земельного управления Наркомзема.

Ясно, что для новой власти независимый и пользующийся колоссальным авторитетом поэт был сильнейшим раздражителем. Люди по-прежнему шли к нему за советом, от него, а не от коммунистов ждали наставлений. Скоро Шакарима обвинили в несусветных преступлениях и навесили ярлык врага народа.

Расправа не заставила себя долго ждать. В 1931 году 2 октября Шакарима убили. Вот как описаны страшные события на сайте shakarim.kz. Вместе с друзьями Гылымбаем и Даятом 73-летний аксакал возвращался с охоты. Их поджидали чекисты, устроившие за холмом засаду. Они открыли по людям огонь. Буквально сразу по степи, словно эхо, разнеслась весть, что везут убитого поэта. Люди в ближайших аулах выбегали из юрт, но отряд ГПУ загонял всех обратно пистолетными выстрелами.

Тело поэта привезли в село Баканас и сбросили в высохший колодец Куркудук. Тридцать лет прах великого человека засыпало песком.

В 1961 году, уже когда поэт был реабилитирован, местный житель помог единственному уцелевшему сыну Шакарима Ахату Кудайбердиеву найти место захоронения. Два дня мужчины раскапывали старый колодец. А когда дошли до костей, Ахат увидел на фрагментах истлевшей одежды приметную пуговицу-тана. Сомнений больше не было. Останки были тщательно собраны и перевезены в районный центр. Здесь собравшиеся родственники по канонам ислама сшили саван, зарезали лошадь. И провели погребение…

В 2017 году житель Абайского района передал в музей-заповедник Абая чемодан, в котором переносили прах Шакарима. Более полувека семья Кенжетлеу Доланбекова хранила эту реликвию. Это старый вместительный чемодан 1952 года выпуска. В воспоминаниях Ахата Кудайбердиева подробно описан тот момент: как он откапывал кости, как очищал от грязи. Измерял, указывал места пулевых ранений. Как аккуратно складывал в чемодан, чтобы доставить в село Карауыл.

Сегодня старый чемодан – один из самых ценных экспонатов в музейном комплексе в Жидебае.

Рукописи горят

Все, что было связано с именем Шакарима, в годы сталинских репрессий безжалостно уничтожалось.

Сразу после убийства поэта в его дом отправили немого человека с приказом сжечь книги, рукописи, личные вещи, семейные фотографии. Во время этой черной работы из какого-то документа выпал снимок аксакала. Мужчина улучил момент и спрятал его за пазухой.

Благодаря ему сегодня у казахстанцев есть знаменитая фото­графия поэта, где он один. Долгое время этот портрет хранили в тайне, и только в период оттепели родственники немого истопника передали его Ахату Кудайбердиеву. Остальные работы и документы ушли в огонь. В свое время только чудом Ахат-ага смог сберечь трехтомное рукопис­ное собрание сочинений отца. Сегодня каждая страница из этого трехтомника на вес золота.

Репрессиям подверглась вся семья Шакарима. Первыми, еще до убийства отца, в лагерях сгинули его сыновья Гафур и Кабыш. Тело Кабыша нашли в отдаленном степном уголке. За голенищем сапога была спрятана потрепанная тетрадка с пронзительными стихами о том, как он мечтает наесться вдоволь хлеба, как мечтает увидеть родных. Единственный вопрос, который он в поэтических строках посылал к небесам, за что ему такая мука?

Не уцелел даже младший сын – Зият, которого поэт в отчаянной попытке спасти отправил в Китай. В 1931 году его арестовали в Китае, а в 1935-м он по документам уже числился в пропавших без вести.

Десятки лет провел в ГУЛАГе единственный выживший из сыновей Шакарима – Ахат. Он был арестован в 1929-м. Об испытаниях, которые выпали на его долю, можно судить по трем попыткам самоубийства – в 1931, 1932 и 1937 годах. В последний раз узник вонзил себе в грудь иглу, которая остановилась за миллиметр до сердца. Едва Ахат вышел на свободу, он настойчиво стал добиваться реабилитации отца.

В 1958 году Генеральная прокуратура СССР прислала официальный ответ: дело по обвинению Шакарима Кудайбердиева прекращено за недоказанностью обвинения.

В 1960-х годах Ахат руководил музеем Абая в Жидебае, позже занимался научной работой в Семипалатинском музее Абая. Несмотря на реабилитацию его отца, никто в те годы старался о нем не говорить…

Возвращение

Вновь имя Шакарима зазвучало с началом перестройки. В 1988 году его труды увидели свет. Во многом это заслуга абаеведа, писателя, драматурга Каюма Мухамедханова. Дело в том, что в детстве Каюм не раз слышал от своего отца рассказы о замечательном поэте. Тот был дружен с Шакаримом, принимал его в своем доме в Семипалатинске.

От отца будущий писатель узнал, например, историю знаменитой фотографии мыслителя. Сегодня ею с удовольствием делятся в музее-заповеднике. Как-то утром, попив чаю, Шакарим решил прогуляться по городу. Он предупредил, что вернется к обеду. Но время шло, а друга все не было. И вдруг в дом вошел полицейский с новостью, что хозяина вызывают в участок. Оказалось, стражи порядка приняли за шпиона высокого мужчину с необычной для казаха внешнос­тью и к тому же в нестандартной одежде, которую умелец сам для себя придумал и сшил. Его задержали и в соответствии с правилами сфотографировали в участке. Поместили, можно сказать, в базу данных. Так и появился самый знаменитый фотопортрет мыслителя.

Еще один известный снимок, где Шакарим держит беркута, долгое время имелся в музее только в виде копии. В 2014 году во время работы в архивах в Моск­ве музейщики нашли оригинал. Выяснилось, что снимок был сделан в 1927 году этнографом Федором Фиельструпом. В надписи на обороте так и указано: «Шакарим». В своих записках этнограф оставил сведения, как казахский писатель и философ рассказывал ему об охоте с ловчей птицей, как описывал молочные продукты, которые готовят казахи.

Сегодня в Семее в музейной экспозиции, посвященной Шакариму Кудайбердиеву, собраны рукописи поэта и его личные вещи, сохраненные и переданные в фонд сыном поэта. Всего более 100 экспонатов. Есть, например, костяная табакерка XIX века, деревянная посуда, а также дубинка, которой аксакал, возможно, пользовался во время охоты. Есть образцы национальных орнаментов, придуманных поэтом.

Помимо бытовых вещей в экс­позиции можно увидеть прокурорское письмо на имя Ахата Кудайбердиева с сообщением о прекращении дела в отношении его отца.

В 1988 году в семипалатинской областной газете «Иртыш» вышел очерк Каюма Мухамедханова с красноречивым названием «Возвращение поэта». Читатели узнали о великом наследии философа и поэта, открыли для себя прекрас­ные и трагические страницы его жизни. Следом был создан сценарий к научно-популярному фильму «Шакарим» студии «Казахфильм», вышел художественный фильм «Последняя осень Шакарима» режиссера Тураша Ибраева…

У Шакарима есть такие строки: «Человек похож порою то на волка, то на сыть, и порой от человека зверя все же не отличить. Лишь в одном его отличье – в светлом разуме, в уме». Мыслитель и литератор, похоже, предчувствовал свой трагический уход. Но верил, что свет обязательно победит тьму.

Популярное

Все
Нашим палуанам не было равных
Важная часть жизни общества
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Уборку зерновых завершили аграрии Шымкента
Карагандинский академический театр музкомедии приедет на гастроли в Астану
Определены 100 популярных казахстанских книг
Среднемесячная зарплата выросла в Казахстане
Как будет расти Караганда
Производство китайских грузовиков локализуют в Сарани
День спорта отметят в Казахстане
Мертвые души и трудоустройство
Шапан Танеке Досетулы передан Национальному музею
Встреча Путина и Трампа пройдет в Анкоридже
И цвет окрашивает слово...
Условно-досрочное освобождение стало доступным для новой категории осужденных в РК
Достучаться до сердец
Сегодня – День спорта
По принципу единой образовательной среды
В Семее состоялся айтыс «Адамзаттың Абайы»
EXPO-2025: туристический потенциал Астаны представили на всемирной выставке
В Алматы отметили юбилей великого поэта и мыслителя
Уборка началась на севере страны
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Сильные дожди накроют Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Гвардеец стал призёром конкурса по популяризации наследия Абая
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
В Астане 125 новобранцев дали клятву Родине
Незаконные постройки снесут в Уральске
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»

Читайте также

Последний хан
Жизнь во имя народа
Свой Абай
Эра казахстанской космонавтики

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]