Курс – на безопасность и культуру вождения Статьи,За строкой Послания 24 декабря 2025 г. 1:30 169 Асель Шаяхмет старший корреспондент отдела информации и права Для развития кикшеринга нужна четкая регуляторная база коллаж Павла Цедилина Хотим мы того или нет, но электросамокаты и другие средства микромобильности уже стали неотъемлемой частью транспортной системы крупных городов Казахстана. Эта тема обсуждается всеми давно и весьма активно, а вопросы безопасности пешеходов и пользователей остаются в фокусе внимания государственных органов. В Послании народу Казахстана Глава государства выступил с критикой в отношении кикшеринговых компаний. «Следует обратить внимание и на электросамокаты, эта тема оживленно обсуждается в обществе. Два года назад были внесены законодательные изменения, которые предусматривают ограничения при движении по пешеходным дорожкам. Но ситуация в общественных местах сильно не изменилась, граждане все еще подвергаются опасности», – сказал он. И сообщил, что подготовлены законодательные поправки, регулирующие данную сферу, которые необходимо безотлагательно принять. Руководитель одной из кикшеринговых компаний Мусалав Алибеков говорит, что отрасль внимательно отнеслась к замечаниям Главы государства и активно работает над безопасностью и улучшением инфраструктуры. – В словах Касым-Жомарта Токаева мы находим не столько критику, а скорее призыв к улучшениям. Глава государства дал четкий посыл: необходимо всем обществом формировать культуру вождения. Для нас это показатель того, что микромобильность признана важной частью транспортной системы в крупных городах страны, – комментирует Мусалав Алибеков. Компания совместно с другими мобильными сервисами выступила с рядом инициатив по повышению культуры использования самокатов. – Мы предлагаем создать единую карту безопасных зон вокруг социальных объектов, объектов культуры и отдыха, чтобы пользователи и пешеходы могли чувствовать себя безопасно, – добавляет Мусалав Алибеков. В этом году в кикшеринговой компании разработали специальную стратегию по безопасности. Теперь электросамокаты оснащены информационными подвесами, которые оповещают пользователей о Правилах дорожного движения, условиях аренды и штрафах за их нарушение. В мобильном приложении указаны пешеходные зоны, где ездить запрещено. Например, в Алматы это Арбат, улица Панфилова, парки, набережные городских рек и озера Сайран. При заезде на одну из этих зон электросамокат автоматически начинает снижать скорость до полной остановки. Пользователей информируют о запрете езды вдвоем через мобильное приложение, официальные страницы в соцсетях, информационные подвесы, а также во время рейдов и в школах безопасного вождения. А еще в начале лета компания стала первым оператором кикшеринга, внедрившим систему штрафов на территории Казахстана, разработанную по принципу каскадного увеличения санкций за повторные нарушения. В рамках стратегии по безопасности кикшеринговый сервис проводит кампанию «Паркуйся правильно!». Теперь пользователи постоянно получают уведомления о необходимости соблюдения правил парковки. За три месяца за неправильную парковку было оштрафовано более 4 тыс. человек. Пользоваться сервисом запрещено несовершеннолетним и лицам с потенциальными психическими проблемами. Это значит, что лица, не достигшие 18 лет, не могут ездить на самокатах независимо от того, что в законе о дорожном движении такого ограничения нет. Однако, по словам Мусалава Алибекова, подростки иногда все же умудряются получить доступ к сервису через родителей или родственников, предоставляющих свою банковскую карту или уже имеющийся аккаунт. – Совместно с другими операторами мы разрабатываем механизм интеграции с информационными системами для верификации возраста на основании ИИН и других цифровых инструментов. Тут важно отметить, что доступ к подобного рода сведениям о гражданах должен быть санкционирован на государственном уровне, – пояснил он. В случае ДТП, если речь идет о столкновении с автомобилем, пользователь обязан уведомить кикшеринговую компанию и дорожную полицию, а при столкновении с пешеходами ответственность всегда несет самокатчик. При этом компания предоставляет полиции все имеющиеся данные, и дальнейшее разрешение ситуации осуществляется в административном порядке. Страхование пользователей также является частью комплексного подхода к безопасности. Страховка покрывает компенсацию, связанную с причиненным вредом жизни и здоровью пользователя в результате несчастного случая. – Мы ведем переговоры со страховыми компаниями о подключении дополнительного сервиса страхования гражданской ответственности перед третьими лицами, при этом страховая премия включается в стоимость поездки. Это позволит пострадавшим обращаться напрямую в страховую компанию за возмещением ущерба, избегая длительных претензионных и судебных этапов, – разъяснил Мусалав Алибеков. Важным элементом развития микромобильности является создание инфраструктуры. Совместно с акиматами Астаны и Алматы компания работает над выделением парковочных зон. К примеру, в столице в районе Нура появилось десять размеченных парковок, благодаря чему пользователи начали реже оставлять самокаты на тротуарах и дорогах. Насчет зон движения в кикшеринговой компании надеются, что протяженность велодорожек будет увеличена. В частности, в Алматы, потому как город особенно нуждается в них и дефицит составляет порядка 40 км. – Мы предоставили акимату тепловую карту поездок и список самых загруженных улиц, где отсутствуют велодорожки, а также предложения по местам их устройства. Таблички и указатели тоже необходимо устанавливать, ведь приоритет в стране уделяется автомобилям, а микромобильный транспорт часто остается без разметки и знаков, что провоцирует ДТП, – говорит руководитель компании. Что касается возможного ужесточения регулирования со стороны государства, то Мусалав Алибеков выразил готовность к регистрации и лицензированию операторов. – Мы понимаем важность создания четкой регуляторной базы для развития кикшеринга в Казахстане. При этом важно, чтобы правила были понятными, справедливыми и едиными для всех участников. Только так можно сформировать культуру безопасности и снизить риски. Если Министерство транспорта возьмет на себя координацию развития микромобильности, это позволит интегрировать электросамокаты в жизнь города как часть устойчивой мобильности, а не как проблему для полиции. Опыт других стран показывает, что это работает, – заключил он. #электросамокаты #кикшеринговые компании #кикшеринг
18 декабря 2025 г. 13:40 Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
17 декабря 2025 г. 15:15 Переход к однопалатной модели ускорит процесс принятия законов: политолог о парламентской реформе
20 декабря 2025 г. 10:37 Глава государства предложил создать совместную исследовательскую платформу в сфере устойчивого сельского хозяйства
24 ноября 2025 г. 19:36 Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
24 ноября 2025 г. 14:35 Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области