– Еркин Ануарович, с чем связано внесение изменений и дополнений в Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый еще в 2011 году?
– С момента принятия действующего закона прошло уже 7 лет, это достаточный срок. Именно благодаря развитой базе законодательства в Казахстане была сформирована эффективная модель взаимодействия государства и религиозных объединений.
Однако сегодня мы наблюдаем определенные негативные проявления в религиозной сфере, такие как деструктивная деятельность по отношению к государству, общественным институтам, неприятие отдельными гражданами общепринятых светских норм и правил поведения, манипулирование религиозными понятиями.
Подобные риски могут стать причиной нарушения баланса государственно-конфессиональных отношений. Поэтому совершенствование законодательства в религиозной сфере становится актуальным.
В связи с этим Министерством по делам религий и гражданского общества были своевременно инициированы новые изменения и дополнения в действующее законодательство. Данный законопроект, кстати, уже находится на рассмотрении в Мажилисе.
– Учитывался ли при разработке законопроекта международный опыт?
– Безусловно. Были изучены опыт и практика многих развитых стран мира, законодательная база европейских государств. Учтены и наработки стран СНГ, имеющих сходные с нами процессы развития религиозной сферы.
В соответствии с замечаниями Комитета по правам человека ООН, в законопроект внесены нормы по обеспечению равных прав граждан вне зависимости от отношения к религии, включая неверующих. Данное дополнение соответствует опыту правовых государств, где гарантируется свобода совести, в том числе свобода не причислять себя ни к одной религии.
Сегодня среди казахстанцев порядка 14,5% граждан позиционируют себя как атеисты или агностики. Таким образом, их права должны быть защищены на том же уровне, на каком они обеспечиваются для верующих. Кроме того, поступали многочисленные жалобы от наших граждан по фактам оскорблений и обвинений их в «вероотступничестве» или «неверии» со стороны отдельных представителей различных религиозных течений.
– При обсуждении законопроекта ряд экспертов высказали мнение об отсутствии учета общественного мнения, так ли это?
– Я не согласен с подобным утверждением. Вносимые изменения и дополнения во многом сформированы на основе запросов и предложений общественности. Так, например, при разработке законопроекта поступило более 100 предложений, 80% из которых учтены.
Меня очень радует подобная активная гражданская позиция общественности.
С момента разработки законопроект широко обсуждался на более чем 2 000 разноформатных диалоговых площадках на республиканском и региональном уровнях с участием представителей религиозных объединений, научно-экспертного сообщества, государственных органов, неправительственных организаций и дипломатических представительств, экспертов международного уровня.
Кроме того, Министерство по делам религий и гражданского общества РК продолжает практику проведения с населением мероприятий, направленных на разъяснение содержания вводимых поправок.
– Какие изменения законопроекта коснулись деятельности религиозных объединений?
– Законопроект предусматривает создание более понятных и удобных условий для деятельности религиозных объединений.
К примеру, имеются нормы, направленные на смягчение требований, предъявляемых при регистрации региональных религиозных объединений. В настоящее время для создания такового необходимо наличие местных объединений в двух и более регионах страны. Законопроектом же предусматривается, что будет достаточно наличие представителей местных объединений из одной области.
Новыми поправками также предусматривается возможность совершать религиозные обряды и церемонии бракосочетания только внутри культовых зданий.
В целях усиления работы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма планируется законодательно закрепить прозрачность и открытость источников всего объема финансовых поступлений религиозным организациям как внутри страны, так и из-за рубежа, а также доступность информации об этом.
Также были учтены предложения, касающиеся смягчения видов административных взысканий за нарушения законодательства в религиозной сфере. Так, например, в законопроекте пересмотрены и снижены размеры штрафных санкций. Более того, в рамках гуманизации административно-деликтного законодательства предлагается ввести в качестве альтернативы в санкции за административные правонарушения в религиозной сфере такой вид административного взыскания, как предупреждение.
– Какие вводимые поправки в закон направлены на улучшение религиозной сферы?
– В Казахстане, как и в других государствах постсоветского пространства, в условиях возросшей роли религии в общественных отношениях имеются проблемы. Они касаются религиозной сферы и связаны с распространением псевдорелигиозных идеологий и течений, радикализацией некоторой части верующего населения, попыткой выезда и участия приверженцев деструктивных религиозных течений в вооруженных конфликтах за рубежом, усилением религиозности определенной части граждан, выраженной в отказе от соблюдения светских норм, правил.
Поэтому в законопроекте содержится ряд важных мер, направленных на улучшение ситуации в религиозной сфере. А именно: вводятся поправки, призванные исключить любую возможность использования религии в деструктивных целях. Вводятся такие новые понятия, как «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм», предлагается запрет на ношение в общественных местах предметов одежды, скрывающих лицо. Кроме того, имеются нормы, направленные на совершенствование компетенции государственных органов при организации работы в сфере религии, конкретизацию некоторых религиозных понятий.
По смыслу и содержанию вносимые изменения можно в целом разделить на поправки, направленные на обеспечение верховенства принципов светских основ государства, недопущение распространения в обществе идеологии религиозного радикализма и экстремизма, поправки по определению компетенции государственных органов и поправки по определению ответственности и гуманизации административного законодательства.
Таким образом, нормы законопроекта будут способствовать эффективной реализации государственной политики в религиозной сфере, обеспечению охраны общественной безопасности и порядка, в том числе по вопросам противодействия религиозному радикализму и экстремизму. В целом принятие законопроекта позволит повысить ответственность субъектов религиозных отношений при реализации своих прав на вероисповедание, минимизировать условия для использования религии в деструктивных целях.