«Нахимичил» на TikTok

631
Галия Шимырбаева

Объясняя суть таблицы Менделеева через японское аниме «Наруто» в социальной сети TikTok, молодой учитель (ему 28 лет) инновационной школы High Tech Academy набрал за считаные месяцы больше 240 тыс. подписчиков.

– Я не планировал стать учителем, в педагогику пришел случайно, – признается Улан. – После школы поступил на химический факультет КазНУ, потом учился по обмену в Санкт-Петербурге, стажировался в Японии, оканчивал магистратуру в Алматы... Со своим дипломом вполне мог преподавать в вузе. Другое дело – у меня были планы стать инженером-технологом. И пока ждал даты сдачи документов в японский университет в городе Сайтама, пошел работать в Назарбаев Интеллектуальную школу в Талдыкоргане. Мне вдруг неожиданно понравилось учить детей тому, чего они раньше не понимали и не знали. Я и сам не ожидал, что работа с ними так затянет. И вот я уже шестой год в педагогике.

– А как Вы вышли на TikTok с видеороликами по химии?

– Хронологически это совпало с дистанционной формой обучения, на которую страна перешла в апреле 2020 года, а вообще я давно хотел это сделать и даже уже потихоньку начинал проводить свои первые мини-дистанционные уроки с помощью популярной игры Мinecraft. Это было еще до карантина весны 2020 года, просто я их не афишировал.

Минутные ролики, поданные в игровой форме в жанре аниме в TikTok, стали суперпопулярными во время полного локдауна, в который погрузился весь мир весной прошлого года. Но я сразу хочу сказать – они ни в коем случае не замена и не альтернатива основному обучению, а один из дополняющих его элементов. Целиком и полностью живые уроки эти ролики никогда не заменят, но для некоторых детей они становятся тем самым моментом, когда пробуждается интерес к предмету. Они посмотрят видео, где учитель легко, просто и весело на их языке объясняет самые сложные моменты – и дело начинает идти, ступор исчезает. Но еще раз повторюсь: минутный видеоролик, половина которого состоит из развлекательных моментов, большой академической нагрузки в себе не несет. Это просто дополнительная помощь к основному уроку, который идет как минимум 40 минут.

– А Вы могли бы пойти работать в обычную школу?

– Конечно, мог бы. В моей жизни есть такая составляющая, как удачное стечение обстоятельств. Вначале я оказался в НИШ, где у меня неожиданно появился искренний интерес к педагогике. А что касается способностей детей, то у тех, кто учится в обычной общеобразовательной школе, они такие же, как у их сверстников в НИШ. Я сам, кстати, выпускник обычной школы. Если условия игры, в данном случае обучения, сделать там такими же, как в НИШ, то играть (учиться) им тоже стало бы интереснее.

В рамках того, что я встретил бы в общеобразовательной школе, мои видео, может быть, были бы совсем другого содержания. Не исключаю, что лучше. Поэтому вполне возможно, что в моей жизни может случиться такой период, когда приду работать туда. Это добавит перемен в мою систему обучения. Да, детей в обычном классе будет, конечно, больше, но чем труднее задача, тем больше желания ее решить.

– Каким Вы видите свое будущее в перспективе?

– Ближайшие лет 5–10 оно точно будет связано со школой, а дальше я планирую развиваться параллельно в другом направлении, а может, и по специальности. В моем окружении немало таких людей, которые, не бросая профессию, ушли в предпринимательство. Общаясь с ними, я не могу позволить себе просто ходить на работу, чтобы отрабатывать положенное число часов. Но одно я знаю точно – преподавательскую деятельность, где бы это ни происходило, уже не брошу. Это в моей жизни, как мне кажется, останется навсегда, а в сфере образования в нашей стране есть еще интересные незанятые ниши.

– Вы согласны с тем, что хорошее образование – сегодня удел избранных?

– Человек рождается для счастья, но я не уверен, что высшее образование для всех станет его гарантом. Почему многие переезжают в другие страны и спокойно, нисколько не комплексуя из-за этого, работают в сфере сервиса, водителем автобуса, например, или официантом? Потому что для их личного счастья этого достаточно. Не то что университетский диплом, даже не все школьные предметы пригодятся для этого. И заставлять ребенка учиться только потому, что вы сами когда-то думали, что это сделает вас счастливым, будет неверно. При этом я уверен, что научить можно чему угодно – физике, математике, химии – любого ребенка. Неважно, в какой он школе начинал и какие у него там были оценки. Главное, найти подход к нему. Кому-то везет с такими учителями изначально, а кого-то заклеймили так, что он и сам на себе ставит крест и теряет веру в себя. Поэтому, мне кажется, главная задача учителя, да и любого взрослого, – подтолкнуть ребенка в направлении того, что станет счастьем его жизни.

– А как учеба в режиме онлайн отразилась на успеваемости детей?

– Любое изменение – это всегда выход из зоны комфорта, это всегда больше работы, это всегда стресс, и не каждый из него быстро может выйти. То, что качество знаний в школах за этот год сильно упало, мы видим по предметным олимпиадам. И с этим надо что-то делать, чтобы двигаться вперед. Без этого никак, потому что никто ведь сейчас не исключает, что дистанционное обучение может стать нашей реальностью надолго или даже навсегда. Лично я вижу выход в перенимании опыта тех, кто занимается этим (обучением в режиме онлайн) уже давно. Ведь дети, которые по ряду причин не могли ходить в школу, всегда учились дистанционно. Кроме того, всегда были и есть курсы повышения квалификации, где лектор находится в другой стране. Теперь ситуация всех нас заставила стать специалистами-профессионалами на дистанции, поэтому нужно перенимать опыт тех, кто этим занимался всю жизнь. Не сразу, но это должно получиться.

– Как Вы восприняли новость о том, что стали победителем проекта «100 новых лиц Казахстана»?

– Для меня это стало неожиданностью. Заявку ведь вместо меня на участие в проекте подавала супруга. Она, кстати, тоже преподает химию, только в НИШ. Ей очень нравится система обучения в этой школе, а мне – в моей. Каждого из нас устраивают наши школы, а спорить мы можем по отдельным вопросам химии, но это, наверное, нормально. Когда мне сообщили о том, что я стал одним из победителей проекта, я сказал, что это классно, здорово, суперинтересно! Был приятно удивлен, когда за счет его организаторов пригласили в столицу. Правда, очень переживал, что это отвлекает от работы. Конец года, у нас горячая пора – нужно писать отчеты.

– Как?! И в частной школе тоже нужно писать их?

– Да, они у нас тоже есть, но в отличие от общеобразовательной школы, где все сфокусировано на формальном результате, в школе, где работаю я, сместили акценты с того, чего хотят взрослые, на то, что хотят дети. Поэтому отчеты нацелены на них – чего они достигли за прошедший учебный год и как они должны улучшить себя. Вы бы видели, как бывают рады дети, когда узнают, что нынешняя их школа – это место, где разрешено ошибаться, что здесь наконец-то во главу угла ставят их интересы, проблемы и сложности, с которыми им приходится сталкиваться, а учитель – это человек, который подсказывает, как правильно работать над ошибками. Поэтому наши отчеты объемнее, но это условие, на которое я согласился, когда пришел сюда работать.

– Трудно было Вам попасть в эту школу?

– Благодаря работе в НИШ у меня уже появилось имя в педагогических кругах, поэтому когда нужно было поменять место жительства и работу, это получилось без проблем.

Одним из огромных плюсов стало то, что я уже хорошо был знаком с дистанционной формой организации учебного процесса.

– Вы, видимо, старший в семье своих родителей?

– Напротив – младший, но так сложилась жизнь, что мама после смерти отца (он у меня был воином-«афганцем») отдала меня на воспитание сначала своим родителям, потом мы переехали к родителям отца. Мама работала очень много, поэтому я не могу винить ее за то, что она не могла уделять нам, своим детям, столько времени и внимания, сколько хотелось бы. Но это в многократном размере восполнила любовь аташки и апашки. Так что детство у меня было нормальным, и воспитание я получил хорошее, хотя мои дорогие старики и близко не имеют отношения к педагогике.

– Какой совет Вы дали бы тем выпускникам, кто собирается в будущем избрать специальности естественно-научного направления? На какие образовательные ресурсы им нужно делать акцент?

– Я думаю, нужно брать все лучшее из того, что доступно. Это сама школа, онлайн-ресурсы и по возможности репетиторы. Среди последних обязательно найдутся такие, которые довольно демократично оценивают свою работу. Это все равно лучше, чем ничего.

– А много сейчас детей увлекается химией и биологией?

– Они есть, но не так много, как, допустим, английским или физикой. Химия – это прикладная наука, без практики ее невозможно понять. Поэтому один из моих планов на будущее – создание лаборатории, куда школьники, увлекающиеся химией, могут прийти, чтобы сделать любую практическую или лабораторную работу. Но пока это на уровне идеи, сначала надо решить много вопросов: оборудование, реактивы, техника бе­зопасности, помещение… Будь все это, я бы с радостью запустил такой проект, и это было бы классно.

Популярное

Все
На «Евровидении-2024» победила Швейцария
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
В Казахстане впервые отмечают День матерей
Паводки: в Атырау приостановлено речное судоходство
Скрывавшийся от погони грузовик сбил насмерть двух человек на остановке
Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы
Первая в истории казашка покорила Эверест
ЧМ по хоккею: Казахстан разгромно проиграл Словакии
Задержан начальник автоколонны, не обеспечивший отдых водителю упавшего в реку автобуса
Qazaqstan Barysy Grand Slam: Абдурахманов взял «бронзу»
Создан зрительный имплант размером с нейрон
Сегодня отмечается Международный день медицинской сестры
В столице прошло праздничное мероприятие ко Дню матерей
Уровень воды в реке Жайык продолжает расти
Большая вода: в свои дома вернулись свыше 54,7 тыс. человек
Свыше 6,5 тыс. мероприятий проведено в рамках акции «Таза Қазақстан»
Петербургский суд арестовал водителя упавшего в реку автобуса
Новый авиамаршрут открывают между Казахстаном и Узбекистаном
Венесуэла начала строить мост в гайанский регион Эссекибо
На Шымбулаке временно закрывают канатные дороги
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Подвигу казахстанцев посвящается...

Читайте также

Менторское сопровождение демонстрирует эффективность
Давайте любить спорт!
Надо только начать с себя
В Туркестанской области стартовал проект «Моя профессия – м…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]