Не потерять бы рынки сбыта

970
Валентина Мелехова

Из-за загруженности железных дорог костанайские мукомолы сталкиваются с трудностями при продаже товара

Фото из архива: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Местные хлеборобы не могут продать зерно, потому что оно неконкурентоспособно, в том числе по причине высокой себестоимости. С проблемами сталкиваются и мукомолы: традиционные рынки сбыта, кажется, потеряны навсегда. Об этом представители бизнеса заявили на днях в ходе заседания отраслевого совета по вопросам АПК областной палаты предпринимателей.

– С марта минувшего года афганский рынок для нас фактически потерян! Там у нас продукцию уже не берут, – констатировал ситуацию директор ТОО «Асалия» Дулат Шаях­метов. – При этом кое-кто пытается во всем обвинить казахстанских мельников: мол, сами демонтировали свои мельницы и перевезли в Узбекистан. Но это неправда! Узбеки получили деньги от государства, закупили оборудование, построили мельницы. За последний десяток лет мукомольная отрасль у них прекрасно развилась. В том числе благодаря нашей стране, поскольку казахстанское зерно к ним заходило без пошлин. Впрочем, одна дверь закрылась, другая открылась. Примерно год назад у костанайских мукомолов появилась новая перспектива – китайский рынок. У Поднебес­ной большая потребность в кормовой муке – китайцы готовы платить за тонну костанайского продукта до 180 долларов.

Это очень привлекательная цена. Но есть загвоздка, мешающая поставить партнерские отношения между отечественными мукомолами и китайскими животноводами на прочные экономические рельсы. Во-первых, есть проблемы с отгрузкой товара: постоянные заторы на железной дороге не позволяют местным произ­водителям сельхозпродукции в нужное время доставить свой товар до пункта назначения.

– Я могу производить 29 тысяч тонн кормовой муки ежемесячно. Но наша инфраструктура не способна пропустить такие объемы. Причем проблемы создаются не там, не на границе, как все думают, а здесь, у нас, конкретно – за Карагандой. Именно там «узкое» место. Чтобы мое предприятие нормально работало, я должен отгружать по 12–13 составов, а я отгружаю один-два. Больше не получается. Потому что Россия, которая проплатила транзит до Китая на год вперед, пользуется приоритетом, – рассказал Дулат Шаяхметов. – Чтобы хоть как-то решить проблему, мы стали брать свободные крытые вагоны, искать площадки под Алматы, договариваться, из этих вагонов перегружать в контейнерный поезд… Ведь если все не сделать вовремя, придется по новой оформлять сопроводительные документы на груз: фитосанитарный и ветеринарный сертификаты. Последний, кстати, делается 10 дней. А это опять-таки время и дополнительные затраты. И вообще, почему я должен этим заниматься? Мое дело произвести и продать.

Руководство национального железнодорожного перевозчика признает, что действительно имеются проблемы с железнодорожной инфраструктурой в сторону Китая, и в ближайшей перспективе обещает несколько стабилизировать ситуацию за счет строительства второй ветки на линии Достык – Мойынты, благодаря чему пропускная способность будет увеличена.

– Поезда выводятся на линии по мере освобождения инфраструктуры... Пропускная способность железнодорожных веток используется максимально, – разъяснил ситуацию замдиректора ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки – Костанайское отделение ГП» Канат Алшоразов.

Сегодня станция Алтынколь – самая востребованная для отправки грузов в Китай, поэтому и немудрено, что она забита под завязку. В итоге костанайским переработчикам предлагают рассмотреть другие пути: через Среднюю Азию, Индию… Однако для местных мукомолов эти направления не самые выгодные. Так что вопрос по-прежнему остается открытым.

Есть и еще одна проблема – она связана со сложностями по вхождению в реестр экспортеров КНР. Несмотря на то что механизм здесь довольно простой, получить необходимое разрешение оказывается той еще задачкой.

– Мы уже два года потратили на это, и все впустую. Сначала нам заяв­ляли: у вас нет комбикормового завода. Вложили миллион долларов, поставили. Козловой кран грузоподъем­ностью 36 тонн запросили – пожалуйста. Площадка для хранения контейнеров – есть! Я сделал терминал, дополнительно два тупика построил и склад на шесть тысяч тонн. Все есть, а реестра по-прежнему нет, – разводит руками Дулат Шаяхметов.

Оказалось, что подобный случай далеко не единичен. Большинство костанайских предпринимателей, подающих заявки на получение права войти в реестр экспортеров сельхозпродукции КНР, получают отказы.

– У нас почти 40 тысяч гектаров земель. Мы в сутки перерабатываем тысячу тонн зерна. Имеется свой гранулятор, но уже полтора года не можем войти в реестр, – заявил представитель ТОО «Атамекен Дос» Азамат Бексултанов.

В недоумении пребывают и сот­рудники Костанайской областной территориальной инспекции, которые и собирают заявки от местных предпринимателей. Они утверждают, что ни в одном документе не прописан четкий алгоритм. Не оговорены даже примерные сроки рассмотрения зая­вок, и это вызывает постоянное недовольство экспортеров в части планирования, отгрузки и заключения договоров с китайскими партнерами.

– Отсутствуют законодательно утвержденные нормы либо документы, выдвигающие единые требования к потенциальным экспортерам растениеводческой продукции... Отсутствует перечень требуемого производственного оборудования на предприятии. А именно: является ли обязательным условием для принятия заявки на включение в реестр наличие условий по приемке, очистке, сушке, хранению, наличие собственной лаборатории, собственного ЖД-тупика и другое, – пояснил руководитель отдела Костанайской областной территориальной инспекции Бауржан Казбаев.

Эта проблема наблюдается на протяжении четырех лет, и решения ее на горизонте пока не наблюдается. Так что представители бизнеса и уполномоченный орган области просят Минсельхоз вмешаться в ситуацию и ходатайствовать перед партнерами из Поднебесной о решении вопроса.

Популярное

Все
Село работящих людей
Крути педали!
Только от жизни собачьей…
100 дней, которые меняют мироощущение
Живет такой парень
Большая дорога начинается с первого шага
Лучшей командой регулярного первенства стал «Арлан»
Вредная? Ну и пусть
Встреча с молодежью прошла в Алматы
9 Мая все ближе
Мастер глубоких виражей
Влюбленный в искусство
Февраль
Обеспечить фитобезопасность
Обвела вокруг пальца
Прививка налоговой культуры
Приоритет для министров и акимов
Для экономического роста нужна инфраструктура
Заседание совета директоров холдинга
Транзитные перевозки планируется увеличить вдвое к 2030 году
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Гордиться своей малой и большой родиной
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Друзья зовут ее Айшой
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
От хума до макитры
Дженерики, замещающие импорт
Нурлан Уранхаев освобожден от должности акима области Абай
Моя Караганда
Так что же к нам летит?
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Казахстанские хоккеистки завоевали серебряную медаль Азиатских игр
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК
Уникальный ясли-сад с соляной шахтой открылся в городе Сатпаеве

Читайте также

В Сенате обсудили проблемы и перспективы сахарной отрасли
Незаконно переданные земли в Туркестанской области возврати…
А2А2 и особый тип молока
Картофеля в стране достаточно, и паниковать не стоит

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]