Объединяя усилия: ГЧП призвано органично дополнять реформы в сфере привлечения инвестиций

3937
Беседовала Марина Демченко

Конкуренция за привлечение финансов между государствами Центральной Азии из года в год обостряется. Несмотря на очевидный прогресс Казахстана в привлечении прямых иностранных инвестиций, доля ГЧП-капитала как в структуре отечественного ВВП, так и вклада в основной капитал проектов все еще остается довольно низкой.

Как развивается рынок государственно-частного партнерства (ГЧП) в Казахстане и какую роль он играет в отечественной экономике, рассказал председатель Казахстанского центра государственно-частного партнерства Самат Сагындыков.

– Самат Алпысович, от чего, на Ваш взгляд, зависит успех в гонке за инвестициями?

– Успех в данной сфере подразумевает динамичную либерализацию экономики, обеспечение равных условий для всех субъектов экономической деятельности и выстраивание полноценного партнерства с предпринимателями и инвесторами.

В начале текущего года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости нового импульса в деятельности Правительства – увеличении экономики к 2029 году до 450 миллиардов долларов, для чего ВВП страны должен ежегодно расти не менее чем на 6%. Достижение такой амбициозной задачи – очень непростой вызов как для Правительства, так и для граждан, и осложняется он беспрецедентными паводками, с которыми столкнулись северо-западные регионы республики. В таких условиях очевидно, что для достижения поставленных Главой государства целей работать придется еще активнее. При этом дальнейшее развитие ГЧП обозначено как один из важнейших приоритетов, огромный потенциал которого в Казахстане еще не раскрыт.

Хочу отметить, что за последние два года законодательство по ГЧП в Казахстане было подвергнуто существенной переработке в части исключения возможностей обхода государственных закупок, цифровизации процессов отбора частных партнеров, сокращения процедур ГЧП и объема документации, а также открытости и доступности информации по проектам.

– Наибольшие темпы роста проектов наблюдались в первые пять лет после принятия закона о ГЧП в 2015-м. Что это за проекты? Из каких они сфер экономики?

– По данным на 1 января 2024 года, база ГЧП в Казахстане насчитывает 1 083 проекта. Причем подавляющее большинство из них – небольшие проекты, осуществляемые на местном уровне и преимущественно в социальной сфере.

Столь бурный рост числа инициатив в значительной мере достигнут благодаря децентрализации заложенных в законе процессов государственно-частного взаи­модействия, что дало местным властям широкие полномочия по планированию и воплощению в жизнь проектов ГЧП. Появилась возможность шире привлекать инвестиции небольшого объема от местного бизнеса и, соответственно, более ускоренно развивать местную социальную инфраструктуру.

Более половины всех проектов нацелены на развитие инфраструктуры здравоохранения, образования, социальной поддержки, культуры и спорта. Остальные инициативы – в секторе энергетики, ЖКХ, транспорта и других отраслях.

Теперь очевидно, что акцент на малые проекты ГЧП был правильной стратегией, выбранной в Казахстане почти десять лет назад. Она дала возможность сформироваться казахстанскому рынку ГЧП. Выросла информированность, накоплен опыт по использованию данного механизма как у частного, так и государственного сектора.

Важность развития малых проектов ГЧП подтверждается и международными организациями (WAPPP и ЕЭК ООН). Многие международные эксперты сходятся во мнении: казахстанский опыт осуществления малых региональных проектов ГЧП, в отличие от крупных, претворяемых исполнительными органами, – это эффективный путь достижения Целей устойчивого развития ООН.

– Не пора ли уже фокус с малых проектов сместить на более крупные?

– Развитие «твердой» инфраструктуры, требующей более капиталоемких вложений со стороны частного сектора, остается важным вызовом дальнейшего развития ГЧП. Для Казахстана с его транзитным потенциалом в центре Евразии между ведущими торговыми партнерами – Китаем и Европой – это особенно важно. Рост городов и промышленности также требует развивать крупные объекты инфраструктуры, например, в части производства электро­энергии, очистных сооружений, переработки твердых бытовых отходов (ТБО).

При этом Президент на расширенном заседании Правительства в феврале этого года, по сути, указал на необходимость сосредоточиться также на других отраслях и крупных проектах с привлечением иностранных инвес­тиций, «не изобретая велосипед» и используя передовой мировой опыт с привлечением международных финансовых организаций, которые могут дать проверенные временем подходы.

В международной практике политическая воля со стороны руководства страны для поддержки механизма ГЧП признана одним из важнейших факторов для успешного развития данного механизма в любом государстве. Поэтому должное исполнение поручений Президента как отраслевыми, так и региональными органами очень актуально в системе госуправления.

Из существующих на сегодня инфраструктурных проектов наиболее крупным является БАКАД, срок запуска которого составил около десяти лет. Он введен в эксплуатацию, но неоднократно, как и некоторые другие проекты ГЧП, подвергался критике из-за принятых государством обязательств.

Азиатский банк развития (АБР) разработал конкурсную документацию для проведения открытого международного тендера по определению частного партнера для строительства многопрофильной больницы в Караганде. Однако согласование данного проекта затягивается уже много лет, и интерес к нему постепенно ослабевает.

– Это вполне объяснимо: длительные процедуры портят настроение инвесторов, а в итоге могут ухудшить инвестиционный климат...

– Поэтому для успешного и скорого запуска крупных инфраструктурных проектов ГЧП требуется подход, ориентированный на инвестора. Для повышения доверия со стороны иностранных инвесторов и, соответственно, больших возможностей для достижения финансового покрытия проектов весьма востребованным видится создание в Казахстане фонда разработки проектов с участием международных финансовых институтов.

В мировой практике подобные фонды занимаются подготовкой конкурсной и проектной документации, проведением тендерных процедур для крупных проектов. К примеру, подобный фонд создан в Узбекистане, где в последние годы отмечается рост крупных проектов ГЧП с участием международных инвес­торов. Данный фонд формируется за счет средств международных финансовых институтов (Всемирного банка, ЕБРР, АБР), и финансирует он услуги консультантов по разработке крупных проектов ГЧП.

Разумеется, для привлечения частных инвестиций с помощью механизма ГЧП необходим системный подход, сочетаю­щий в себе оперативное решение вопросов не с позиции наличия финансов, а долгосрочного видения перспектив экономики и технико-технологических решений.

Международные инвесторы должны четко знать стратегию и видение ГЧП в той или иной отрасли. Поэтому для крупных инфраструктурных проектов ГЧП требуется отдельный перечень (Pipeline) планируемых к реализации проектов с постоянной генерацией новых перспективных инициатив. Этот Pipeline должен утверждаться инвес­тиционным штабом Правительства Казахстана, что будет гарантировать международным инвесторам заинтересованность руководства нашей страны на высшем уровне в исполнении данных проектов. Инвесторы, ведущие инфраструктурные проекты стоимостью свыше 50 миллиардов тенге, должны иметь право обращаться непосредственно в данный инвестиционный штаб.

В борьбе за региональные инвестиции в страну очень важна скорость принятия решений независимо от того, каким оно будет – положительным или отрицательным. Инвесторы нуждаются в оперативной обратной связи.

Подобный перечень, но только для проектов ГЧП в социальной сфере Правительство приняло в минувшем году: Комплексный план развития ГЧП в социальной сфере на 2024–2028 годы. Документ включает проекты, направленные на развитие инфраструктуры в здравоохранении, образовании, социальной защите и спорте. Теперь госорганам, ответственным за его осуществление, важно активизировать работу по эффективной реализации включенных в него ГЧП-инициатив. В плане предусматривается стандартизация процессов и документации в рамках «программного ГЧП», что сократит процессы планирования, проведения торгов и заключения договора.

– Самат Алпысович, какие еще перспективы по линии ГЧП открываются в Казахстане? Возможно, это осуществление проектов в новых секторах или альтернативные методы финансирования?

– В международной практике часто используется «эффект демонстрации», когда правительства применяют опыт и инновации частного сектора из ГЧП-проектов в аналогичных проектах в отраслях, в том числе реализуемых и государственным сектором.

Например, в казахстанской практике ГЧП есть пример строительства школ BINOM, которые, несмотря на критику, показали новые стандарты качества образовательной инфраструктуры. Аналогичные стандарты в последующем вошли в пилотный национальный проект в области образования «Комфортная школа». Другой проект, осуществляемый на принципах концессии (одного из видов ГЧП) – строительство и экс­плуатация линии электропередачи Северный Казахстан – Актюбинская область. Результаты и извлеченные из этого проекта уроки также могут быть потом использованы при планировании энергетических проектов в рамках разрабатываемого Национального инфраструктурного плана.

В вышеупомянутом Комплексном плане развития ГЧП в социальной сфере на 2024–2028 годы намечено рассмот­рение проектов ГЧП в производстве, в частности, товаров для людей с ограниченными возможностями. Изначально производство не рассматривалось в Казахстане как сфера для ГЧП, хотя в международной практике имеются примеры выстраивания взаимодействия государства с частным сектором на принципах ГЧП в сфере выпуска социально значимых товаров.

Имеется много примеров применения механизма ГЧП и в других сферах ответственности государства, например, в развитии специальных экономических зон, туризма и охраны окружающей среды, поддержке сельского и лесного хозяйства.

Нераскрытым остается потенциал «зеленых» облигаций. В Казахстане уже имеется опыт их выпуска. Примером финансирования ГЧП-проектов с помощью «зеленых» облигаций может быть развитие инфраструктуры канализационно-очистных сооружений, переработки твердых бытовых отходов. Применение «зеленых» облигаций для финансирования подобных проектов с минимальной нагрузкой на госбюджет, на мой взгляд, довольно перспективно.

Таким образом, наша работа сегодня нацелена на реализацию перечисленных мною инициатив и сверхзадач, стоящих перед Правительством по привлечению инвестиций. Как отметил Президент, «это единственный путь, способный вывести Казахстан на принципиально новый уровень развития» для реализации новой экономической политики.

 

Популярное

Все
Назад в будущее
Олжас Бектенов: Мы должны видеть практические результаты научных исследований
Как нам трансформировать АПК
Криминал уходит в «цифру»
Главный ориентир – эффективное правосудие
Дорога к знаниям открыта!
В межгосударственных отношениях все вопросы важны
Экологическое «нездоровье» подтверждено наукой
В добрый путь, «Айналайын»!
Рыбная среда
Проблему нехватки пастбищ решает возврат земель
Подиум для равных
Жителей Темиртау напугало видео с разгуливающим тигром
Триумфальный «Экспромт» и неудержимый «Тумар»
Дмитрий набирает форму
Офтейк-контракты повышают конкурентоспособность
Переход на единый часовой пояс основан на множестве факторов
Из незаконного оборота изъято более пяти тонн запрещенных веществ
Тридцать детей с аутизмом будут заниматься велоспортом
Деньги любят счет
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Какие изменения в области дорожного движения хотят ввести в Казахстане
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Люксовые авто, элитная недвижимость – главу благотворительного фонда подозревают в хищении 1,5 млрд тенге
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Нерадивых недропользователей лишат лицензий в Туркестанской области
Чем будут кормить в школьных столовых?
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Казахстан присоединился к декларации о трехкратном увеличении атомной энергетики к 2050 году
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Эволюционирует «ныряющая» нить
Год большой работы и серьезных наград
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
С чего начинается «Родина»
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Как нам трансформировать АПК
В межгосударственных отношениях все вопросы важны
Защита прав детей и молодежи – приоритетная задача государс…
Общеказахстанская культура – духовный фундамент строительст…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]