​Особый подход к ребенку

459
Евгения Ермакова, Костанайская область

В рамках обновленного содержания образования все активнее внедряются методики по индивидуальной работе с детьми в классах, где нередко учатся 30 и более школьников. При этом успехи такой индивидуальной работы, а также работы в малых группах дают отличный эффект. В этом смысле опыт учителя казахского языка костанайской школы-гимназии № 5 Кымбат Амреновой с особыми детьми показателен. Есть у нее второклассник, который имеет сложности с запоминанием. Естественно, что изучение языка требует от ребенка значительных усилий.

– При разработке краткосрочных программ уделила заданиям для этого ученика особое внимание, – рассказала Кымбат Амренова. – И если на дом даю задание по переводу текста, то прошу его лишь выучить нес­колько новых слов. Это принес­ло результаты. В начале урока провожу экспресс-контроль: дети делятся на команды по рядам и отвечают на вопросы, переводят слова. С этим мальчиком занимаюсь полгода, но команда, в которой есть он, теперь почти всегда побеждает. Такой подход дает детям понять, что любой из них может стать лучшим, а этому ребенку – то, что на него надеются и он член команды.

Такое ненавязчивое внимание, по мнению педагога, поз­воляет избежать излишних акцентов на конкретном ребенке. К тому же позволяет детям с особенностями развития плавно вливаться в коллектив. Причем учителя обычных школ и гимназий говорят, что одаренные дети также требуют особых подходов. Более того, методики, применяемые в инклюзивном образовании, одинаково успешно работают в самых разных группах детей. Таких примеров в Костанае множество. К примеру, в гимназии им. А. Горького в начальных классах педагоги активно используют инклюзивные методики, но уже для выявления одаренности у детей.

– Одаренность не лежит на поверхности, учителя должны хорошо владеть методикой ее определения, – добавляет учитель начальных классов гимназии Юлия Влад. – Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить других по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него большей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь.

Педагоги-практики уверены, что тестирования недос­таточно. Многие соглашаются с выводами ученых о том, что одаренность – динамическая характеристика. То есть не заложена генотипом и не имеет фатальной зависимости от условий среды. Однако же именно подходящая среда помогает ребенку проявить себя. Особенно это правило касается учащихся начальных классов. Потому в гимназиях и других специализированных школах так активно привлекают детей к участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

При этом коллега Юлии Влад Светлана Пличкина отмечает, что в той же математике ребенок часто показывает себя к 3–4-му классу, а это значит, что ему нужно время и условия. К тому же никто не отменял роли учителя и родителей, которые могут грамотно и мягко поддержать зарождающийся интерес. В этом смысле одной из главных задач учителя ставят создание дружного коллектива, в котором позднее каждый сможет найти поддержку, будь то трудные жизненные ситуации или сложная тема по алгебре.

– Инклюзия направлена на обеспечение доступа к качественному образованию наравне со всеми. Это социальный зап­рос, – отметила заведующая кафедрой педагогики костанайского педуниверситета профессор Бибигуль Утегенова. – Нам необходимо доработать научно-методический и психолого-педагогический механизмы инклюзивного образования.

Уровень готовности педагогов к работе с особенными детьми недостаточно высок, по мнению самих работников сферы образования. Причем учителя идут на получение дополнительной квалификации, чтобы иметь возможность грамотно выстраивать образовательный процесс. К примеру, сегодня особо популярна такая специальность, как дефектолог. В Костанайском педвузе немалая часть слушателей этой специальнос­ти обучается дистанционно. Много среди них тех, для кого дефектология – второе высшее образование. И это тоже свое­го рода социальный запрос. К примеру, чаще стали встречаться случаи дизорфографии – неуме­ния применять на письме известные правила родного языка. Заместитель директора СШ № 7 Костаная Алмагуль Нургалиева подчеркивает, что отсутствие работы с такими детьми в дальнейшем приведет к усугублению ситуации. Это одна из причин, почему школам жизненно необходимы логопеды-дефектологи.

Специалисты отмечают, что среди родителей растет число тех, кто обращает внимание на индивидуальную работу педагога с ребенком, возможность получения грамотных консультаций, диагностику психосоматического состояния школьника. Благодаря активной вовлеченности в учебный процесс родителей школьные специалисты могут прогнозировать сложности и помогают грамотно их преодолевать на разных стадиях обучения.

Практика отдельных школ и педагогов показывает, что соз­дание индивидуальной образовательной траектории возможно даже в классах с 30 и более учащимися. Опытные учителя отмечают, что в их краткосрочных классах всегда есть задания как для более слабых, так и более сильных учеников, что обеспечивает тот самый индивидуальный подход. Причем проходит этот процесс мягко и ненавязчиво как для самого ребенка, так и для окружающих его одноклассников. 

Популярное

Все
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Полицейский спас жизнь ребенку
У границы фуры ходят хмуро
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Гибель детей при пожаре в Индере: арестован поджигатель квартиры
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева

Читайте также

Метод, работающий в любую погоду
Улытауские спасатели вернулись домой
Помогают всем миром
Государству возвращено еще 40 млрд тенге незаконных активов

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]