От диалога к ответственности Статьи,Мнения 20 декабря 2025 г. 1:00 126 Мансурхан Махамбетов, экс-депутат Мажилиса Парламента, общественный деятель, Шымкент Доверие возникает лишь там, где власть умеет слушать и слышать Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов Один из ключевых вопросов государственности связан с дальнейшим развитием парламентаризма. Ведь в данном случае речь идет о качестве госуправления, уровне общественного доверия к власти и в конечном итоге об устойчивости государственной системы. Развитие парламентаризма невозможно без доверия, а оно формируется только там, где государство способно слышать, понимать и своевременно реагировать на общественные запросы. Парламент может в полной мере выполнять свою конституционную миссию лишь тогда, когда становится реальным проводником интересов общества, а законодательные инициативы отражают потребности граждан. В этом контексте целесообразно выделить два взаимосвязанных аспекта развития парламентаризма – политический и правовой. Любые институциональные преобразования начинаются с политической воли. В современных условиях именно курс Президента Касым-Жомарта Токаева задает стратегическое направление реформ и вектор обновления государственных институтов. В рамках данного курса последовательно укрепляется роль Парламента, в том числе за счет повышения его участия в законодательном процессе, расширения контрольных функций, а также усиления механизмов подотчетности Правительства и госорганов. При этом политическая воля – не разовое решение, а долгосрочная стратегия формирования зрелой политической культуры и устойчивых демократических институтов. Ключевым элементом данной стратегии стал принцип «слышащего государства», значение которого выходит далеко за рамки формального диалога власти и общества. Речь идет о новом стандарте государственного управления, основанном на постоянной обратной связи, открытости принимаемых решений, уважении к общественному мнению и ответственности перед гражданами. Именно такой подход создает условия для реального, а не декларативного развития парламентаризма. Парламент силен тогда, когда он слышит людей и последовательно представляет их интересы. В этом смысле принцип «слышащего государства» должен стать фундаментом фактического усиления роли Парламента в политической системе страны. Эффективный парламентаризм невозможен без прочного правового фундамента. Ключевое значение здесь имеют конституционные полномочия Парламента, сбалансированная система сдержек и противовесов, качество принимаемых законов, действенные процедуры парламентского контроля, прозрачность работы комитетов и депутатских объединений, а также эффективное взаимодействие с Правительством и местными органами власти. Вместе с тем важно понимать, что право – это инструмент, а не самоцель. Правовые нормы работают эффективно лишь тогда, когда подкреплены политической культурой диалога, готовностью слышать общество и реальной ответственностью перед населением. Принцип «слышащего государства» не может ограничиваться деятельностью исполнительной власти. Он должен распространяться на всю систему государственного управления, включая Парламент. Показательным в этом отношении является деятельность Высшей аудиторской палаты, которая на регулярной основе выявляет факты неэффективного расходования бюджетных средств, нарушения в сфере госзакупок, нецелевое использование финансов и завышение стоимости проектов. Подобные нарушения приводят к многомиллиардным потерям для государственного бюджета. Одновременно Правительство обосновывает необходимость повышения налоговых ставок задачами увеличения доходов бюджета, финансирования социальных обязательств и инфраструктурных проектов, а также мерами фискальной консолидации. Однако в обществе и экспертной среде закономерно возникает вопрос: почему при наличии значительных потерь, вызванных неэффективным управлением и слабым контролем, налоговая нагрузка увеличивается прежде всего за счет граждан и бизнеса? В результате формируется ситуация, при которой рост налогов сопровождается жесткой критикой со стороны контрольных органов из-за масштабных бюджетных потерь. Это ставит под сомнение обоснованность отдельных фискальных решений и указывает на необходимость не только усиления контроля за использованием уже аккумулированных средств, но и повышения прозрачности бюджетных процессов, а также качества законодательства в сфере финансов и смежных отраслей. Государственный бюджет состоит из доходной и расходной части – взаимосвязанных и взаимозависимых категорий. При всей важности увеличения доходов ключевое значение имеет эффективность расходов, поскольку именно она определяет результативность бюджетной политики в целом. Сегодня Казахстан располагает политическими, правовыми и институциональными возможностями для формирования более зрелого, эффективного и ориентированного на граждан парламентаризма. Этот исторический шанс крайне важно не упустить. Есть основания надеяться, что предстоящие парламентские преобразования станут фактором обновления и модернизации общества, а также прочным фундаментом для укрепления принципов открытости, ответственности и социальной справедливости. #Парламент #Правительство #парламентаризм
02:00 Накануне праздника Президент Касым-Жомарт Токаев наградил ряд работников энергетической отрасли государственными наградами
18 декабря 2025 г. 13:40 Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
16 декабря 2025 г. 11:30 Испанская компания вложит 44 млрд тенге в строительство завода в Кызылординской области
13 декабря 2025 г. 16:31 В Костанайской области открываются новые школы и внедряются современные стандарты
13 декабря 2025 г. 15:29 В Мангистау реализуется первый в Центральной Азии проект морской аквакультуры
15 декабря 2025 г. 11:13 Исполнение поручений Президента: итоги развития отрасли энергетики за 2025 год
21 ноября 2025 г. 18:54 «Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
24 ноября 2025 г. 19:36 Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
24 ноября 2025 г. 14:35 Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области