
– Бейбут Бакирович, Казахстан занимает девятое место в мире по площади, соответственно, и протяженность автодорожной сети должна быть масштабной. Расскажите, пожалуйста, сколько дорог мы имеем, и в каком состоянии они находятся на сегодняшний день. Возможно, существует «рейтинг качества» по регионам страны...
– Республика располагает обширной сетью автомобильных дорог, общая протяженность которых составляет 168,7 тысячи километров. Причем 24,8 тысячи – это дороги республиканского значения, и 88% из них находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии.
Если говорить о рейтинге качества дорог местной сети, то здесь явный лидер – Мангистауская область: хорошее качество дорог в регионе составляет 93%. Также по этим показателям можно отметить Жамбылскую область – 85% и Павлодарскую – 82,6%.
В аутсайдерах находится Западно-Казахстанская область, где на сегодня только 31% дорог соответствуют хорошим показателям. Кроме того, требуют внимания Актюбинская и Атырауская области, здесь имеется соответственно лишь 56% и 57% дорог в хорошем состоянии.
Также можно назвать регионы, в которых доля республиканских автострад хорошего качества доведена до 100% – это Кызылординская и Туркестанская области. В Атырауской области хорошие дороги республиканского значения составляют лишь 66%, и это самый низкий показатель среди регионов.
– Сегодня проводится большая работа по строительству дорог. В прошлом году завершилась первая пятилетка госпрограммы «Нұрлы жол», каковы ее итоги, и каких показателей удалось достичь?
– Программа «Нұрлы жол» дала большой импульс к развитию экономики всей страны и автодорожной отрасли, в частности.
За эти годы построено и реконструировано 3 тысячи и отремонтировано около 10 тысяч километров дорог республиканского значения. Были завершены работы на участках автострад Нур-Султан – Караганда, Нур-Султан – Павлодар, Западная Европа – Западный Китай, Шетпе – Актау, Жетыбай – Жанаозен, Бейнеу – Акжигит, Уральск – Каменка, Щучинск – Зеренда, Кокшетау – Петропавловск, Павлодар – Семей, Таскескен – Бахты и Семей – Калбатау.
Вместе с тем за пять лет отремонтировано 15 тысяч километров дорог местного значения. Безусловно, это улучшило мобильность регионов и, как следствие, позитивно отразилось на их социально-экономическом развитии.
– В 2019 году строительством и реконструкцией были охвачены рекордные 4,4 тысячи километров автодорог. В Казахстане за годы Независимости такого объема дорожных работ не производилось. Расскажите, что это дало?
– Действительно, в прошлом году в рамках развития автодорожной отрасли охват дорожным строительством и реконструкцией составил около 20% всей республиканской сети. По итогам минувшего года открыто движение на 641 километре дорог. Это автотрассы Темиртау – Караганда – Балхаш – Капшагай, коридор Центр – Восток, Кокшетау – Петропавловск – граница РФ, Бейнеу – Акжигит, Таскескен – Бахты, Щучинск – Зеренда, Кандыагаш – Макат, Жетибай – Жанаозен.
Также в 2019 году специалисты отрасли отремонтировали 1,1 тысячи километров республиканских и 3,5 тысячи километров местных дорог. К слову, по итогам года протяженность дорог I и II технической категории республиканского значения была увеличена до 34% и составила 8,2 тысячи километров.
– Следует полагать, что и дальнейшие планы также амбициозные. В конце прошлого года Правительством Казахстана была одобрена вторая часть программы «Нұрлы жол», исполнение которой продляется до 2025 года. Какие задачи поставлены перед министерством в соответствии с обновленной госпрограммой?
– Следующая пятилетка «Нұрлы жол» станет своеобразным «вторым дыханием» программы. В дорожной сфере планируется большой объем работы, реализация нескольких крупных проектов. Строительством и реконструкцией, к примеру, будет охвачено 10 тысяч километров, капитальным и средним ремонтом – 11 тысяч километров дорог республиканской сети.
За этот период планируется достичь высоких результатов. Так, доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии будет доведена до 100%, а протяженность дорог I и II технической категории увеличится до 60%.
Вместе с тем большое внимание будет уделено и развитию дорог в регионах. Планируется отремонтировать 27 тысяч километров дорог местной сети, тем самым хороших трасс областного и районного значения станет 95%. При этом Президент Касым-Жомарт Токаев поручил повысить эффективность освоения средств, выделяемых на автодорожную отрасль. Общий объем финансирования по программе «Нұрлы жол», предусмотренный до конца 2025 года, составляет 3,5 триллиона тенге.
Что касается текущего года, то на проекты республиканской сети будет направлено 488 миллиардов, на дороги областного и местного значения – 262 миллиарда тенге. Таким образом, бюджет на нынешний год составляет 750 миллиардов тенге.
– На днях в Правительстве под председательством Премьер-министра Аскара Мамина состоялось расширенное совещание по автодорожной отрасли. Какие задачи поставил глава Правительства перед вашим ведомством?
– Своевременное завершение проектов находится на особом контроле Правительства. Надо отметить, что в нынешнем году масштабными строительными работами будет охвачено 4 тысячи километров автодорог. И если за последние 10 лет в среднем в год по объектам реконструкции на республиканской дорожной сети открывалось движение на 600–700 километрах автострад, то в текущем году предстоит открыть движение на дорогах протяженностью в 2,6 тысячи километров.
Планируется запустить движение по дорогам: Караганда – Балхаш – Капшагай, Актобе – Астрахань, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Калбатау – Майкапшагай, Мерке – Бурылбайтал, Ушарал – Достык, Узынагаш – Отар, Кокшетау – Петропавловск – граница РФ и Костанай – Денисовка.
Наше министерство доложило о подготовке к предстоящему строительному сезону. Кроме того, на совещании заслушаны отчеты министров энергетики, труда и социальной защиты населения, экологии, геологии и природных ресурсов, а также акимов Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Жамбылской областей. О ходе исполнения автодорожных проектов рассказали представители подрядных организаций и АО «НК «КазАвтоЖол».
В свою очередь глава Правительства поручил выполнить необходимые подготовительные работы к предстоящему строительному сезону, своевременно и качественно решить поставленные задачи и до конца года обеспечить движение.
– Объем работ, действительно, впечатляет, но как ведется контроль над их качественным исполнением?
– Для этих целей по поручению Елбасы Нурсултана Назарбаева в 2019 году создано РГП «Национальный центр качества дорожных активов», которое проводит экспертизу качества работ на всех дорогах Казахстана, начиная от республиканских и заканчивая улицами населенных пунктов.
Дорожно-строительными работами в республике занято около 100 тысяч человек. Из них около 1,5 тысячи – иностранный персонал. Существует острый дефицит специалистов. Это тоже к вопросу о качестве дорожного строительства и ремонта. Отрасли не хватает примерно 2 тысяч квалифицированных работников – машинистов дорожно-строительной техники, операторов бетонных и асфальтных установок.
Для сокращения дефицита кадров в текущем году акиматами Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Алматинской и Жамбылской областей планируется проведение краткосрочных профессиональных курсов, на которые будет направлено 1 650 человек из числа местного населения.
– Устойчивое развитие автодорожной сферы невозможно без улучшения качества придорожного сервиса, на которое сегодня направлено пристальное внимание. Какие регионы Вы можете обозначить в качестве лидеров в данном отношении?
– Придорожный сервис – один из индикаторов преуспевания всей сферы. На сегодняшний день вдоль дорог республиканского значения работает 1 803 объекта сервиса, из которых 883 единицы, или 49%, соответствуют требованиям Национального стандарта. Самые лучшие объекты находятся на трассах в Атырауской, Костанайской, Акмолинской и Актюбинской областях.
Хотелось бы подчеркнуть, что в полномочиях местных исполнительных органов имеются все необходимые ресурсы по стимулированию предпринимателей для строительства новых и приведения в надлежащее состояние существующих объектов сервиса.
– Поговорим о платных дорогах. Сегодня казахстанцы платят за проезд на четырех автомобильных дорогах. Какие доходы приносит система платности, и куда идут собранные средства?
– Да, сегодня функционируют четыре платных участка общей протяженностью 682 километра. По итогам 2019 года сборы за проезд по ним составили 5,4 миллиарда тенге. Эти средства направлены на содержание платных дорог и обслуживание самой системы.
В декабре прошлого года был подписан инвестиционный договор, согласно которому в текущем году платными должны стать 5,7 тысячи километров дорог. На остальных 5,3 тысячи километров планируется внедрить платность до 2024 года, по мере завершения работ по их реконструкции. При этом планируется выйти на самоокупаемость платных участков, не привлекая средства из республиканского бюджета.
Автодорожная отрасль сейчас – одна из основных быстро развивающихся сфер. Здесь реализуется большое число проектов, тем самым выполняется поручение Первого Президента Нурсултана Назарбаева о формировании в Казахстане транспортного хаба по лучевому принципу.