
Его находка из кургана Иссык, ставшая сенсацией века и прославившая Казахстан, уже давно имеет собственную историю и судьбу, а воссозданный ученым облик древнего воина Великой степи стал одним из символов независимости нашей страны. Сюжеты кочевого искусства, украшавшие одежду Золотого человека, передали нам сакральный смысл мифологии предков – саков и вошли в государственную атрибутику современного Казахстана.
На протяжении многих лет Золотой человек выставляется в разных музеях. В прошлом году его увидели в пяти странах, и сегодня выставка продолжает свое торжественное шествие по миру.
Курган Иссык не был единственным в регионе. Рядом располагались известные усыпальницы древних правителей: Бесшатыр на левом берегу рек Или, Каракемер – на правом берегу реки Тургень.
Изучение находок из разных курганов показало, что их связывает единство культуры, которое объясняется не только общим уровнем развития древних племен, образом жизни, но также их этнической близостью. Возможно, считал Кималь Акишев, последний показатель включает обширную территорию Южной Сибири и Тувы.
Огромный Иссыкский могильник ничем не выделялся из перечисленных. Знаменитым его сделали только сенсационные находки в одном из курганов, который Акишев назвал Иссык. Полная сохранность Иссыкского захоронения дала исследователю редкую возможность детально восстановить не только погребальный обряд, но и реконструировать форму головного убора, одежду и обувь, расположение на них предметов украшений и иных атрибутов. И как конечный итог – технически выполнить модель одеяния погребенного в натуральную величину.
Особый интерес проявил исследователь к фигурам крылатых коней на головном уборе найденного царевича, осознавая их сакральное предназначение. Благо, они полностью сохранились. На круто изогнутой шее крылатого коня высоко поднята голова, передние ноги подогнуты под туловище. Скупыми, но выразительными линями очерчены рот, ноздри, глаза и надбровные дуги, выпукло оконтурены скулы. Голову венчают большие козлиные рога с годовыми кольцами, а уши наклонены вперед. От лопаток отходят большие птичьи крылья...
Древние мастера выполнили их фигуры в технике круглой скульптуры. Основа ее – дерево. Золотая обкладка состояла из двух продольных половинок, хорошо подогнанных друг к другу и крепившихся к деревянной основе мелкими бронзовыми гвоздиками. Рога и уши были изготовлены отдельно и вставлены в прорези на голове фигуры, птичьи крылья – в прорези на лопатках.
«Саки своего солнечного бога представляли в образе крылатого коня, – рассуждал Кималь Акишев. – Несомненно, фигуры коней имеют двоякий смысл: они – символ солнечного божества и одновременно царский знак. А в целом иссыкский вождь в таком головном уборе, в сверкающей одежде действительно явился олицетворением Солнца». Таким образом, археологи убедились, что сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем им представлялось это до раскопок кургана Иссык.
Сильнейшим аргументом в пользу такого предположения стала также находка в том кургане памятника письменности – самого древнего на территории Центральной Азии и Казахстана. Этот факт дал ученым возможность поставить общество семиреченских саков по уровню развитости в один ряд с современными ему обществами Евразии и говорить о наличии государственного устройства, писал Кималь Акишев в своей книге «Курган Иссык».
Но вернемся к биографии нашего выдающегося археолога. Его детство и юность пришлись на тяжелое предвоенное и военное время.
– Ребенком он рано потерял близких, а выжил благодаря родному дяде – геологу Канышу Сатпаеву, который разыскал осиротевшего племянника и забрал в свою семью, – говорит Татьяна Кошман, старший преподаватель ЕНУ им. Л. Гумилева. – Он не только заменил Кималю отца, но и привил ему любовь к науке, полевой жизни и экспедициям. Юный Кималь, как и многие его сверстники, мечтал стать геологом.
Война изменила жизнь многих людей, в том числе и Кималя Акишева. В 1942 году его призывают в армию. После 9 месяцев учебы в Воронежском училище связи, эвакуированном тогда в Самарканд, он отправляется на фронт, участвует в освобождении от фашистских захватчиков многих городов. В боях под Бендерами Кималь Акишевич был тяжело ранен, после лечения – демобилизован. Однако последствия тяжелой раны заставили навсегда проститься с мечтами о геологии. Пришлось думать о новой профессии.
В 1950 году он окончил исторический факультет Казахского государственного университета им. С. Кирова. Так он стал историком, а после специализации – археологом. Его первым учителем стал известный археолог Алькей Маргулан, с которым он в составе Центрально-Казахстанской археологической экспедиции участвовал в раскопках знаменитых мавзолеев Бегазы.
По словам Татьяны Кошман, в те годы Кималь Акишевич объездил всю Сарыарку, побывал и в Западном Казахстане, вел раскопки некрополей эпохи бронзы, а собранный материал стал основой его диссертационного исследования. В 1953-м на ученом совете Государственного Эрмитажа в Ленинграде он защищает кандидатскую диссертацию «Эпоха бронзы Центрального Казахстана».
Одним из важных событий в его жизни следует назвать встречу и работу в составе Южно-Казахстанской археологической экспедиции под руководством выдающегося ученого Александра Бернштама, которая привела Кималя Акишева на раскопки казахстанских городов Великого шелкового пути.
Кималь Акишев был исследователем не только археологии кочевников, но и организатором масштабных изысканий на городище Отрар. Затем долгое время ученый заведовал отделом археологии Института истории, археологии, этнографии АН КазССР. Годы прошли в постоянной работе: отправлялись в степь экспедиции, шли раскопки памятников – от эпохи бронзы до позднего средневековья, печатались статьи, выпускались монографии.
Кималь Акишев проявил себя и как талантливый организатор. Так, собранный им коллектив талантливых ученых позволил отечественной археологии совершить мощный прорыв в исследовании древностей на территории Казахстана. Его всегда окружали соратники и коллеги, ученики, среди которых Бекмуханбет Нурмуханбетов, который также участвовал и в раскопках кургана Иссык.
Кималь Акишев – один из руководителей коллектива археологов, издавшего первую в СССР «Археологическую карту Казахстана». Значение этого уникального издания трудно переоценить, оно стало значимым толчком для дальнейших исследований древности.
В октябре 2000 года по приглашению Первого Президента Нурсултана Назарбаева он переехал в Астану, где возглавил лабораторию археологических реконструкций в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева. Здесь Кималь Акишевич начинает большую работу по созданию Центра археологических исследований, а затем Института археологии, организует археологическую экспедицию, которая приступает к изучению памятников Центрального Казахстана и степной цивилизации, города и степи в их тесной взаимосвязи и взаиморазвитии.
Центральным объектом исследований тех лет стало городище Бозок – центр городской жизни X века, располагавшийся на территории современной столицы Казахстана.
Вся жизнь Кималя Акишева была неразрывно связана с наукой. Его биография – это летопись казахстанской археологии. Сделанные им открытия чрезвычайно важны, а научное наследие так обширно, что еще многие годы идеи ученого будут в центре внимания отечественной и мировой науки.