​«Оттепель» – тепла предвестье

573
Валентина Фиронова

Посетители выставки открывали для себя имена, художест­венный стиль, чувствовали обжигающее дыхание времени. Плакатная простота картин поначалу даже пугает своей прямолинейностью. Но стоит присмот­реться, и ты понимаешь, как много таят в себе эти «пришельцы» из советской поры. Эпохи, когда жили бунтари, романтики и мечтатели, ломавшие стереотипы и не считавшие трудовой героизм чем-то исключительным. Будни великих строек для них были обыденностью.

Сейчас такие произведения искусства дают возможность увидеть даже не события, а пульсацию жизни, далекой от лозунговости и зашоренности.

В том, что картины воспринимаются в контексте эпохи, заслуга председателя кураторского совета центра современного искусства Kulanshi Лейлы Махат. Философски настроенный художник и взыскательный организатор, она сумела превратить выставку в трогающий ум и сердце проект, который далеко выходит за рамки локальной галерейной экспозиции.

– Ядро выставки – произведения Салихитдина Айтбаева, – ­акцентировала Лейла Махат. – Это совизм, этакий фовизм советского периода, с крупными формами, монументальный, жесткий. Есть картины и в стиле реализма, классицизма, абстракционизма, которые написаны в одно время.

Эстетика живописных работ советского периода не так проста, как кажется на первый взгляд. Многомерность, аллегоричность, отсылки к великим живописцам, ирония, гармония формы и цвета завораживают, хочется рассмат­ривать, отгадывать скрытые намеки.

Остановишься у картины, постоишь, подумаешь, идешь дальше и «натыкаешься» взглядом, например, на телефон, поражаю­щий своей бывалостью. Завернул за перегородку, а там, как грибы на полянке, старые пишущие машинки разной величины и изношенности с длинными-предлинными языками бумаги, рассказывающими тепло и подробно об авторах полотен. Их несколько – Бежан Швелидзе, Сардор Аллабергенов, Абдулхак Абдуллаев, Виктор Тюрин, Анвар Бахтеев, Василий Лысов.

Но главный магнит экспозиции, без сомнения, художник с мировым именем Салихитдин Айтбаев. Движимые желанием увидеть «живьем» его картины и идут на выставку знатоки живописи. Ведь работы мастера находятся не только в Государственном музее искусств им. А. Кас­теева, но и в Лувре, Эрмитаже, Третьяковской галерее.

По воспоминаниям современников, мастерская Салихитдина Абдысадыковича была любимым местом общения живописцев, литераторов, архитекторов – ярких, талантливых и неравнодушных людей. Здесь проходила первая презентация романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». А знаменитый итальянский художник Ренато Гуттузо, попав в мастерскую к Айтбаеву, настолько проникся теплом атмосферы, царившей вокруг казахстанского художника, что написал картину «В мастерской Салихитдина Айтбаева». А самому Айтбаеву широкую известность принесла картина «Счастье», написанная им в 1966 году и ставшая событием на Всесоюзной выставке молодых художников СССР.

Его работы пронизаны эпи­ческим мироощущением и глубокой любовью к своему народу и родной земле. Лаконизм формы, интенсивность цвета, четкость силуэтов, простота и ясность композиционного построения – вот отличительные черты творческого почерка художника. Он намеренно упрощал образы и в то же время превращал их в знаки, наполнял метафизическим содержанием. Описывать его искусство можно и с точки зрения политического противостояния кондовому соцреализму, и с точки зрения разговора с самим собой на потаенном языке, слышимом немногими.

Огромное влияние на формирование стиля художника и всей группы шестидесятников оказали постимпрессионисты и, в частности, мексиканцы Ривера и Сикейрос. Монументальность их фресок привлекала казах­станских художников четкостью и лаконичностью. Их композиционные решения оказались близки казахскому народному творчеству. Зато картину «Счас­тье» Айтбаева обвинили в плакатности. По мнению критиков, она имела слишком обобщенный смысл, в то время как соцреализм требовал сюжетности и драматичности. Впрочем, критика не помешала художнику и дальше развивать собственный почерк.

Любил художник писать портреты, пейзажи, делал зарисовки сцен сельской жизни. Картины «Мальчик с верблюжонком», «Встреча пастуха», «Целина. За обедом», «Мать» ярко свидетельствуют о его привязанностях. Помимо живописи, Айтбаев занимался иллюстрацией и сотрудничал с прославленными казахстанскими литераторами. Он оформлял сборники стихов Олжаса Сулейменова «Глиняная книга», «Солнечные ночи», «Год Обезьяны», трехтомное издание «Казахских народных сказок»…

Состоявшаяся в столице выс­тавка не о принципах соцреализма и не о политических мировоззрениях прошлого столетия. Она – о художниках. О тех, на чью долю выпали испытания огнем, водой и медными трубами. Вера в красоту, чувство юмора, философское отношение ко всему происходящему и некая отстраненность позволили им жить и творить. Что по большому счету для настоящих художников является одним и тем же.

Уникальный почерк и отличительные черты этого поколения художников, графиков и скульп­торов формировались на протяжении нескольких десятилетий, именно они заложили основы отечественного художественного стиля. Искусство развивается по своей траектории. Бывают моменты затишья и взлетов. Один из них выпал шестидесятникам, которые создали свой творческий язык, получивший название «суровый реализм», основанный на противостоянии штампам советской поры.

Эксклюзивность выставки еще и в том, что все 20 картин раньше нигде не выставлялись. А 12 работ экспозиции, по сути, возвращены из небытия.

Как рассказала Лейла Махат, их обнаружил коллекционер Александр Невлад в Доме культуры в Осакаровке, где они были приклеены каким-то непонятным раствором к стене. Их бережно сняли, натянули на подрамники и занялись реставрацией. На это ушло много времени, только восстановлением одной картины Абдулхака Абдуллаева занимались целый год. Но результат стоит затраченных усилий. По словам Лейлы Махат, это наглядное подтверждение того, что не только рукописи не горят, но и картины не исчезают. Искусство не убиваемо, оно все равно прорвется сквозь время.

Особые нотки в атмосферу выс­тавки, погружающую в особенности советской поры, внесли 50 производственных плакатов, которые, несмотря на «строгость» предписаний, вызывают улыбку: «Корпус рубильника должен быть заземлен», «Применяй спасательный пояс», «При посадке в клеть соблюдай очередность», «Стойте на подножке», «Правильно переноси металлические лестницы»…

Слова сами по себе незамыс­ловатые, но в сопровождении картинки, убедительно показывающей последствия несоблюдения предписаний, запоминаются сразу. И в этом тоже проявляется мастерство художника, думающего не только о пользе своего ремесла, но и безопасности жизни людей.

– Плакаты предоставлены из частной коллекции Достана Бисенова – моего дипломника, – пояснила Лейла Махат. – Он выкупил их в свое время у друга, который ими топил печку. Лет десять назад мы уже делали выставку плакатов. Сегодня они не просто несут какой-то отраслевой посыл, но и радуют глаз. В них бездна юмора. Когда их внимательно рассматриваешь, то возникает множество аллегорий, ассоциаций, которые приходили и на ум художнику. Замечаешь множество деталей и смыслов...

Что касается названия выставки – «Оттепель», то оно достаточно многослойное, отражающее не только временную принадлежность художников, которых называли «детьми оттепели», но и данность сегодняшнего дня. Почему бы не порадоваться осеннему и душевному теплу на пороге сезона холодов?

– Хотелось сделать что-то искреннее, радостное, ностальгическое, – сказала Лейла Болатовна. – Эти художники жили и творили в те времена, когда к нам пришла зарубежная эстрада, когда появилось больше возможностей для музыкантов, художников и для всех творческих людей по-новому проявить себя и узнать больше о зарубежном искусстве. Что касается эстетики социалистического реализма, мы ее выдержали, но в контексте сегодняшнего дня. Потому и в самом названии выставки таится улыбка и некая ирония. Для нас важно, чтобы искусство украшало нашу жизнь, чтобы произведения выдающихся художников видели не только ценители. Культуру восприятия искусства надо воспитывать, а для этого необходимо посещать выставки, концерты, оперу. Радует, что в этом есть и наш вклад.

Эта выставка – отклик из ушедшей эпохи. Экспозиция сформирована так, что между работами много пространства. И каждая картина как бы вступает со зрителем с разговор.

У искусства много ролей. Самая поверхностная – украшать жизнь. А самое главное предназначение – раскрывать в человеке те качества, о которых он и не догадывается, но предчувствует. И этим раскрытием выставка интересна тоже. Какой-то сложной концепции здесь искать не стоит. Но, рассматривая произведения, большинство из которых нечасто «выходят» на публику, ты понимаешь многое о времени прошедшем, дне сегодняшнем и о себе.

Популярное

Все
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Полицейский спас жизнь ребенку
У границы фуры ходят хмуро
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Гибель детей при пожаре в Индере: арестован поджигатель квартиры
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева

Читайте также

Метод, работающий в любую погоду
Улытауские спасатели вернулись домой
Помогают всем миром
Государству возвращено еще 40 млрд тенге незаконных активов

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]