Помогая, не мешать Год волонтера 28 июля 2020 г. 8:56 6754 Кирилл Пяртель По закону и по сутиДействующий Закон Республики Казахстан «О волонтерской деятельности» от 30 декабря 2016 года не слишком и устарел – изменились обстоятельства и применительная практика.Казахстанским институтом общественного развития «Рухани жаңғыру» подготовлен аналитический отчет по проекту «Содействие в разработке и сопровождении законодательства о волонтерской деятельности», который является, по сути, рекомендациями по вопросам развития волонтерства. Цель исследования – содействие в разработке и сопровождении законодательства о волонтерской деятельности.Первая глава отчета посвящена преимуществам и недостаткам волонтерства в Казахстане. По мнению исследователей, в целом это явление можно и нужно рассматривать как положительный социальный феномен. Но в наших реалиях имеющиеся частные недостатки оставляют множество справедливых вопросов.К примеру, волонтерская деятельность носит фрагментарный характер, отсутствуют системный подход, необходимые механизмы регулирования и стимулирования развития данной сферы. Серьезно портит репутацию всех проектов без исключения формальный подход. Волонтерские проекты, организованные «сверху», делаются ради галочки, или «в целях воспитания молодых людей», либо ради «восполнения пустот» при проведении общественных мероприятий, организованных акиматами или вузами, отмечено в отчете.В документе делаются выводы и даются практические рекомендации Министерству информации и общественного развития по организационным, технологическим и правовым направлениям. Предлагается идея расширения формата волонтерства в Казахстане, который будет интегрирован в проект «Рухани жаңғыру».Повод для дискуссии вырисовывается значительный. Год волонтера подразумевает выделение финансирования и значительного количества мини-грантов. С одной стороны, увеличивается количество желающих участвовать в таких проектах, с другой – больше становится соблазн максимально усилить регулирование всей сферы.Во второй главе аналитического отчета проводится анализ международного опыта по вопросам волонтерской деятельности для дальнейшего внедрения лучших международных инициатив в казахстанскую практику.В третьей главе приводятся предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан и юридические рекомендации по совершенствованию волонтерской деятельности в Казахстане. Вопросов, требующих юридического решения, достаточно: отсутствие подтверждения статуса волонтера; возможность учета стажа волонтерской деятельности, а также учет стажа волонтера при поступлении на учебу в высшее учебное заведение и при приеме на работу; отсутствие страхования волонтера.Исследование предлагает создание четких механизмов функционирования, системы государственной поддержки и стимулирования волонтерской деятельности и определенности статуса волонтера. А также представляет новые точки зрения на волонтерство и его потенциальную возможность стать одной из движущих сил развития гражданского общества в Казахстане.Волонтеры и классификацияОзнакомившись с объемным документом, мы задали ряд вопросов, на которые ответили аналитик Казахстанского института общественного развития «Рухани жаңғыру» Эльвира Айдарханова и Серик Беркамалов, председатель столичного филиала Казахстанского союза юристов, выступивший внешним экспертом по разработке аналитического отчета.– Самый главный недостаток современного волонтерства в Казахстане?Э. Айдарханова: – Главный недостаток – необученность наших волонтеров. По результатам социологических исследований, волонтеры нашей страны привлекаются к различным видам деятельности во всех сферах общественной жизни, однако насколько они правильно подготовлены, проходят ли обучение основам и принципам волонтерства – вопрос открытый.Плохая подготовленность, необученность волонтеров будут мешать им при выполнении функциональных задач. Кроме того, волонтер может навредить своему благополучателю своей неопытностью. Однако данным вопросом должны заниматься не волонтеры, а организации, которые, привлекая их, уже несут ответственность.Результаты нашего исследования показали, что в международной практике волонтер проходит обязательное базовое обучение именно через ту организацию, которая его привлекла. Так, на уровне школьной базы в США существуют волонтерские практики для того, чтобы школьники обучались технике и навыкам волонтерства. Другой пример. Во Франции существуют разные возможности обучения волонтеров, и в зависимости от типа волонтерства обучение является обязательным и финансируется государством.В нашей же стране отсутствуют доступные обучающие программы и методики, которые отвечают интересам волонтерства, не хватает системности в организации волонтерских проектов и в координации деятельности. Наличие данной проблемы мы относим к тому, что у нас не привыкли классифицировать волонтеров. Международная практика диктует необходимость понимания волонтерства по основным пяти формам: формальное, неформальное, социальное, управленческое и проектное. Есть виды волонтерства, требующие подготовки.– Самое главное преимущество существующей системы волонтерства в Казахстане прямо сейчас?Э. Айдарханова: – При существующей неурегулированной ситуации и отсутствии действенной государственной поддержки волонтерства главным преимуществом считается высокая инициативность и мобильность самих граждан, энтузиазм волонтерских организаций, ментальная предрасположенность казахстанцев к оказанию безвозмездной помощи нуждающимся.– Каким вы видите идеального волонтера? Допустим, в части его мотивации, его вовлеченности в проекты (в противовес одноразовым волонтерам), качества его подготовки.Э. Айдарханова: – Идеальный образ волонтера представить сложно. Волонтер не должен пониматься под определенным общепринятым шаблоном. Иначе говоря, волонтер – человек, который несет своей деятельностью благо в общество, имеет высокий уровень эмпатии и альтруизма. Уровень вовлеченности в проекты каждый волонтер определяет сам, либо организация, которая его привлекает, вовлеченность корпоративных волонтеров определяется руководителями компании.С. Беркамалов: – Если речь идет о преимуществах и правах волонтера, то волонтером определяется человек, который состоит в волонтерской организации. При этом он может иметь постоянное основное место работы и выполнять волонтерские функции в свободное время (либо на законных основаниях, освобождаясь от работы на период волонтерства), непосредственно участвовать в разработке новых проектов, активно популяризировать свою деятельность через социальные сети, привлекать к себе общественное внимание успешной и активной жизненной позицией.– Правильно ли считать главным тезисом, что волонтеры должны стать частью программы «Рухани жаңғыру»? Как это будет выглядеть на практике?Э. Айдарханова: – Не совсем так. Наше исследование предлагает поддержку волонтерской деятельности сделать национальной политикой через призму идеологической программы «Рухани жаңғыру». Другими словами, предлагается осуществлять финансирование проектов волонтерской деятельности посредством реализации данной программы. К слову, такие практики есть в зарубежных странах. Например, с 1950 года правительство Ирландии играет большую роль в финансировании волонтерской деятельности.В Казахстане волонтерство понимается в рамках узкой молодежной политики, однако молодежь – это уже возрастное ограничение, а волонтером человек может быть в любом возрасте. Поэтому мы предлагаем внедрить волонтерство в процессы интеграции социально-экономической сферы казахстанского общества и проводить эту политику через призму служения обществу в рамках национальной программы.На практике предлагается создание Республиканского центра волонтеров, который станет консолидирующим ядром волонтерских организаций. Такой центр помог бы создать единую систему и инфраструктуру обучения и повышения квалификации волонтеров, оказывать методическую и организационную помощь вновь создаваемым волонтерским организациям.На Республиканский центр необходимо возложить функции по статистическому и иному учету волонтеров, результатов их деятельности, централизованному сбору информации о проблемах волонтеров. Такой центр мог бы являться представителем этого движения в Правительстве и Парламенте для разрешения проблемных вопросов на государственном уровне.Поэтому надо понимать: волонтеров никто не может заставить массово становиться частью программы «Рухани жаңғыру». Международные организации рекомендуют облегчать волонтерскую деятельность, а не регламентировать и не ограничивать ее. И наше исследование тоже предлагает аналогичную идею. В данном случае в гораздо большей степени затрагиваются идеологические ценности, а не правовые.– С одной стороны – не регулируемое государством волонтерство может, допустим, стать мишенью для экстремизма. С другой стороны – в нынешний сложный период все волонтерские лидеры говорят о том, что государственный аппарат неповоротлив и зарегулирован бюрократическими проволочками. Во время карантина именно добровольцы сумели быстро включиться в процесс помощи нуждающимся – и в этом их главный плюс. Не получится ли так, что попытка регулировать эту сферу даст отрицательный эффект?Э. Айдарханова: – Принимая во внимание нерегулируемую особенность волонтерства, государство не будет и не может регулировать, либо каким-то образом ограничивать деятельность волонтеров. Что касается правовой регламентации волонтеров, то она не является формой государственного регулирования или бюрократизации процессов этого движения.По нашему мнению, роль государства заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для развития волонтерства в стране. Установление правовых норм, позволяющих волонтерам воспользоваться особыми льготами и привилегиями по опыту передовых стран мира, реализация права на защиту их жизни и здоровья, пенсионное обеспечение, возмещение расходов и обучение – наоборот, относится к защите прав волонтеров.Действующий закон о волонтерстве не имеет обязывающих или санкционных мер в отношении волонтеров или волонтерских организаций. В связи с этим мы предлагаем установить общественные правила этики поведения волонтера на уровне саморегулируемых организаций.Что касается партнерства волонтерства с государственными организациями в целом, то мы должны понимать, что волонтерство не может существовать без взаимодействия с курирующими госструктурами. Точно так же, как без взаимодействия с общественными организациями, бизнесом. Ведь все это взаимосвязано.– Лидеры волонтерского движения высказываются о том, что поправки в законодательство о волонтерском движении давно назрели. Каково самое важное изменение при принятии поправок?С. Беркамалов:– Часть предлагаемых поправок имеет стимулирующий характер. К примеру, предоставление волонтерам таких мер поддержки, как льготы при получении высшего и послевузовского образования, включение волонтерского стажа в общий трудовой стаж работника.Другая часть поправок имеет социальную направленность, как, к примеру, предоставление малообеспеченным волонтерам пособий, стипендий и иной социальной поддержки.К такой же социальной мере поддержки можно отнести требование об обязательном заключении с волонтером гражданско-правового договора, который позволит закрепить права и обязанности сторон, участвующих в волонтерской деятельности, очертить пределы ответственности волонтера, его права на возмещение ущерба и последующую судебную защиту.Большая же часть изменений имеет четко очерченный восстановительный характер. В целом волонтерство по своей благотворительной сути не должно нести прямой материальной выгоды волонтеру. Однако часто случаются прямые расходы на проезд, проживание, приобретение специальных средств защиты и тому подобное. И потому совершенно обоснованным будет предоставление волонтеру права на возмещение материальных затрат, а также на возмещение вреда жизни и здоровью в случае их причинения в ходе волонтерской деятельности. Именно на это направлен пакет таких мер, как право на получение социальных выплат на случай утраты трудоспособности, на возмещение расходов на проезд, проживание и питание, гарантии медицинского обеспечения.К таким же мерам восстановительного характера можно отнести новую норму в Трудовом кодексе о предоставлении отпуска на период волонтерства с сохранением заработной платы полностью или частично (по усмотрению работодателя).Считаем, что предлагаемые изменения помогут существенно активизировать развитие волонтерского движения, восполнят имеющиеся пробелы законодательного регулирования, поспособствуют привлечению волонтерскими организациями в свои ряды нового поколения энтузиастов-добровольцев и в целом помогут развитию нашего общества.
11 января 2025 г. 3:21 Закон РК О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях
31 декабря 2024 г. 16:04 Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом