
Шире круг
По словам директора театра, организатора фестиваля Надежды Горобец, фестиваль «Солнечный круг» с каждым годом все шире раздвигает свои границы.
На этот раз для участия в нем приезжали школьные и детские театры буквально со всей страны: из Алматы, Караганды, Темиртау, Талгара, других городов.
– Наталья Сац всегда уделяла большое внимание приобретению друзей театра именно в школах, считая это самой действенной пропагандой, – говорит Надежда Горобец. – Школьные театры всегда существовали и существуют сейчас. Но у них мало выхода на сцену, на зрителя, поэтому так важны такие фестивали, которые позволяют ребятам и себя показать, и на других посмотреть. Хотя мы понимаем, что далеко не все маленькие актеры, став взрослыми, выберут именно эту профессию, но я уверена: тот, кто хоть однажды прикоснулся к волшебной магии театра, навсегда сохранит это чувство прекрасного в своей душе. Ну и, конечно, такой фестиваль – прекрасный подарок к юбилею нашего театра, создательница которого Наталья Сац мечтала о том, чтобы именно в театре дети получали представление о добре и зле, о красоте, о чувстве взаимовыручки и впитывали все самое лучшее, доброе, человечное.
Прелесть фестиваля и в том, что в нем не было победителей и проигравших – все участники получили призы и театральные грамоты. Ведь спектакли, которые они показывали, были очень разными – по мотивам известных сказок, русской и зарубежной классики, а еще музыкальные и драматические, комические и философские.
Среди лучших постановок жюри (в него входили в основном режиссеры и актеры ТЮЗа во главе с Владимиром Крыловым) отметило спектакли: «Серая Шапочка и Красный Волк» (театральная студия «Радуга» при школе № 50 Алматы); «Пеппи Длинный Чулок» (коллектив «Алтын шашу» Школы искусств № 2 Караганды); «Приключения Незнайки и его друзей» (театральный кружок «Веселый сказочник» при школе-гимназии № 68 Алматы); «На балу сказочных принцесс» (детский театральный кружок «Ручей-ручеек» при ТЮЗе им. Н. Сац); «Василий Теркин» (театральный кружок при школе-гимназии № 103 Алматы).
На меня большое впечатление произвел спектакль «Песочница» детского драматического театра «Ровесник» Темиртау, поставленный на профессиональном уровне. Прекрасными костюмами выделялся спектакль «Волшебник Изумрудного города» в исполнении малышей из театральной студии «Чудеса от Baby Boom» детского дошкольного центра Алматы. Вообще этот фестиваль был семейным. Не только потому что родители постарались создать оригинальные костюмы для маленьких актеров, но и искренне болели за них.
Вне конкурса на Камерной сцене студенческий театр «Эйдос» КазНу им. Аль-Фараби, которым руководит старший преподаватель факультета журналистики Лариса Нода, показал спектакль «Театр оживает», посвященный юбилею ТЮЗа. Там же проходил и конкурс чтецов, который оценивала заслуженная артистка РК Татьяна Тарская. Все дни работы фестиваля в фойе театра была развернута выставка работ юных художников. Они представили свое видение театральных афиш к известным тюзовским спектаклям.
Ожившая память
«Поздравляю тебя с премьерой!» – так тюзовцы назвали свой юбилейный спектакль, в котором ожили фрагменты постановок театра разных лет. Автор сценария – заведующая литературно-драматической частью театра Людмила Мананникова дала ему подзаголовок – «Сказ про Наталью Сац и про нас», потому что в спектакле главным действующим лицом явилась его создательница – Наталья Сац.
Режиссер-постановщик Владимир Крылов отдал роль Натальи Сац актрисе Ольге Бобрик, которая с большим мастерством воссоздала на сцене образ этой неординарной личности. Сам Владимир Крылов, человек уже нового поколения, в силу своего возраста не видел ни одного из спектаклей, фрагменты которых вошли в юбилейную постановку, поэтому старался делать не копии того, что когда-то существовало, а представил свое видение легендарных постановок времен Натальи Сац.
– Мы с Людмилой Борисовной очень хотели, чтобы на сцене были и история театра, и сама Наталья Ильинична, фрагменты биографии которой стали частью спектакля, – сказал Владимир Крылов. – Основная наша задача – тепло вспомнить то время. Мы хотели показать нынешнему зрителю, каким искренним был театр, как он жил и развивался вместе со страной.
Зрители увидели фрагменты из пяти знаковых спектаклей ТЮЗа, поставленных в основном в конце 40, 50 и 60-х годов прошлого века. Режиссер нашел для этого оригинальный ход – все роли в них исполняла одна и та же группа актеров. В нее вошли Кристина Золочевская, заслуженный деятель РК Евгений Дубовик, Мария Куприянова, Максат Сахиулы и Александр Шитов. На сцене играл музыкальный ансамбль, существующий при ТЮЗе, который задавал настроение каждому фрагменту спектакля. Своеобразным дирижером и организующим центром всей постановки, конечно же, была сама Наталья Ильинична. По взмаху ее волшебной палочки и происходило это путешествие во времени.
ТЮЗ открылся осенью 1945 года спектаклем «Красная Шапочка». И хотя в той постановке вряд ли звучал политический подтекст, но в нынешней Владимир Крылов «очеловечил» зверей. Например, Серый волк (Евгений Дубовик) очень уж был похож на Гитлера. Спектакль «Я хочу домой» по пьесе Сергея Михалкова Наталья Сац поставила в 1949 году. Он рассказывал о детях, которых война забросила далеко за границы нашей Родины. В этой постановке политически акценты были расставлены очень точно: «плохие» капиталисты и «хорошие» советские люди. Дети того времени должны были знать об этом.
Спектакль по пьесе Лии Гераскиной «Аттестат зрелости» появился на сцене ТЮЗа в 1951 году. Это очень эмоциональный рассказ о комсомоле, о тех идеалах, которым были преданы молодые люди в послевоенные годы. Современным старшеклассникам спектакль наверняка покажется наивным, а в чем-то даже непонятным, но именно так строили свою жизнь поколения их дедушек и бабушек.
Создатели юбилейного спектакля показали и фрагмент из пьесы Михаила Шатрова «Именем революции», которая наверняка с большой патетикой была поставлена в алматинском ТЮЗе режиссером Абрамом Мадиевским в 1958 году. А вот Владимир Крылов весьма своеобразно, даже несколько шаржированно трактует образы вождей революции Владимира Ленина (Евгений Дубовик) и Феликса Дзержинского (Александр Шитов).
Наверняка тронул зрителей и вставной номер спектакля – песня «Травести» на стихи Александра Городницкого и музыку Максима Германцева в исполнении Марии Куприяновой. Созданный ею образ «маленького человека» в нелепом, явно с чужого плеча мужском костюме, в больших башмаках заставил вспомнить великого комика Чарли Чаплина. Ну а фрагмент «Иркутской истории» по пьесе Алексея Арбузова, которая 55 лет назад также была поставлена на алма-атинской сцене Абрамом Мадиевским, учила молодых, «как надо любить, и прощать, и прощаться».
По словам Людмилы Мананниковой, спектакль «Поздравляю тебя с премьерой!» задумывался как своеобразная эстафета, передающаяся от прошлого к настоящему. Он был осуществлен, как и театральный фестиваль «Солнечный круг», при поддержке российского консульства.
ТЮЗ – это наше все
В юбилейные дни в адрес театра буквально со всего мира приходило большое количество не только поздравлений, но и воспоминаний от людей, чья жизнь так или иначе пересекалась с ТЮЗом. Одним из них был Владимир Ронкин, заслуженный работник народного образования КазССР, который сейчас живет в Нью-Йорке.
– В первый раз я услышал о ТЮЗе от моей жены, – поделился он воспоминаниями. – Ира Филиппова относится к первому поколению тюзовских зрителей. Она училась в школе № 36, которая находилась в десяти минутах ходьбы от театра. Ира с теплым чувством вспоминает новогодние тюзовские елки, подарки и первые спектакли. Они, дети военного и послевоенного полуголодного времени, вдруг оказались в волшебном замке. Стены фойе этого сказочного терема расписал блистательный художник В. Теляковский. Все пространство было наполнено звуками веселой музыки. Такие счастливые мгновения остаются в памяти на всю оставшуюся жизнь. Мое же тесное сотрудничество с ТЮЗом началось в 1962 году и продолжалось более 30 лет. Мы с женой приехали в Алма-Ату из карагандинской степи, в то время в алма-атинских школах в виде эксперимента ввели должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Мне эту работу предложил директор новой школы № 23 Л. Гусев. Именно тогда у меня установились творческие связи с педагогами ТЮЗа – Галиной Рутковской и Натой Бычук. В 1966 году мою экспериментальную должность узаконили, и она была введена во всех школах страны. Меня же пригласили возглавить кабинет воспитательной работы Алма-Атинского городского института усовершенствования учителей. В это время мы создали клуб «Молодая картошка», который работал до 1991 года. Частым гостем его был и главный режиссер ТЮЗа (в 1974 г.) Рубен Андриасян.
Дети любят сказку, в ней четко обозначена граница добра и зла, всегда есть счастливый конец. ТЮЗ предлагал и предлагает своим зрителям яркие, сказочные спектакли. Вспоминая тюзовский «Кошкин дом», мне на ум пришло одно сравнение. Приехав в Нью-Йорк, мы стали изучать культурное пространство этого удивительного города. Здесь нет репертуарного детского театра, однако спектакли для детей с успехом идут на сцене взрослых театров. Некоторые из них – долгожители. Например, мюзикл «Мерри Поппинс» шел на Бродвее примерно 10 лет. Знаменитый и очень популярный в США балет-сказка «Щелкунчик» на музыку П. Чайковского в постановке Д. Баланчина идет на сцене Линкольн-центра с 1954 года. Каждый раз его возобновляют перед Рождеством и Новым годом. Первым мы посмотрели мюзикл «Красавица и Чудовище», литературной основой которого является аксаковская сказка «Аленький цветочек». Все элементы спектакля – яркие декорации, пение, танцы, игра артистов – произвели на нас приятное впечатление. Но если на Бродвее любая постановка – это прежде всего бизнес, а потом творчество, то в Алматы каждый спектакль – прежде всего творчество и чуть-чуть бизнес.
Известно, что после 14 лет у подростков происходит быстрый процесс взросления, они начинают мучительно искать свое место в жизни. Юношей и девушек волнует тема любви и дружбы. Напомню, что пушкинская Татьяна влюбилась в Онегина, когда ей было 15 лет. Тюзовские режиссеры Г. Жезмер, Е. Прасолов, Р. Андриасян, с которыми я сотрудничал, чутко улавливали эти запросы растущего поколения. Они стремились помочь ребятам найти ответы в пьесах современных драматургов. И хотя идеологические установки того времени мешали тюзовским режиссерам ставить современные пьесы, Рубен Андриасян создал два запомнившихся мне спектакля – «Ночь после выпуска» по пьесе В. Тендрякова и «Остановите Малахова» Александра Аграновского. Чиновники от культуры усмотрели в этих постановках крамолу и запретили их к показу. Тогда на помощь режиссеру пришли педагоги. Мы объявляли большой сбор. В театре собрались директора многих алма-атинских школ, в том числе Герой Социалистического Труда Рафика Нуртазина. Учителя не только защитили спектакли, но и предложили показывать их и родителям. Именно в то время ТЮЗ активизировал работу с родителями. На сцене ТЮЗа шел даже спектакль-лекция – «Здравствуйте, товарищи родители!».
За минувшие 70 лет ТЮЗ прошел большой творческий путь. Однако река времени течет стремительно. Поэтому я желаю ТЮЗу XXI века сохранить славные традиции замечательных предшественников и, обогащая свою работу новыми открытиями, двигаться вперед.