В настоящее время, обеспечив непрерывность оказания госуслуг без снижения их качества путем стандартизации, унификации и оптимизации производственных, технологических и административно-управленческих процессов, мы полностью завершили кардинальную реформу четырех разных отраслей. Сегодня создана объединенная организационная структура госкорпорации с акцентом на оказание услуг полным циклом.
В рамках компетенции разработано, организовано и реализовано несколько пилотных проектов, направленных на улучшение сервиса. Это стало возможным благодаря снижению административных барьеров при получении госуслуги, сокращению количества процедур при их оказании, объединению госуслуг исходя из жизненных потребностей людей. Реализация этих проектов дала, по оценкам услугополучателей, положительный эффект. Теперь госкорпорацией инициированы изменения в правовые акты центральных государственных органов, чтобы документально закрепить эти улучшения.
Вообще, в стандартной ситуации по учебнику для процесса слияния и поглощения такого масштаба необходимо не менее 18 месяцев. Госкорпорация реализовала эту задачу за полгода без потери качества, обеспечив непрерывность госуслуг. Такой темп – это требование времени. Мы не могли растягивать реформы и консервировать коррупцию.
– То есть этап реорганизации проведен быстро и эффективно?
Да, и это дало возможность очень стремительно выявить коррупционные дыры, что повлекло лавинообразный рост выявленных коррупционных нарушений. Антикоррупционная направленность идеи создания госкорпорации дала потрясающий эффект. Мы массово выявляем системные проблемы. Без реорганизации отрасли, без создания госкорпорации это было бы невозможно.
Одним из главных результатов реорганизации стали вскрытые коррупционные риски в сфере земли и недвижимости. Без кардинальной перестройки организационных и технологических процессов такие глубоколежащие коррупционные схемы было бы трудно обнаружить.
Поэтому происходящий сейчас процесс выявления коррупционных нарушений был ожидаем. Более того, мы сами его спровоцировали. Сейчас мы видим результаты процесса реорганизации. Говоря образно, мы заварили эту кашу, которая теперь дает пену, и мы ожидаем, что пены будет еще много и выплывет, возможно, еще не один коррупционный скандал. Своими действиями мы отчасти сами вызываем огонь на себя. Но мы объявили войну коррупции, а на войне будут и свои предатели, и свои герои.
Дело в том, что выявленные нами проблемы существовали уже на протяжении многих лет. Но ведь у нас не было принято выносить сор из избы. Поэтому проблемы копились, и теперь стоило лишь слегка задеть эту область, как нарыв вскрылся. И наша задача сейчас – проблемы не замалчивать, а разбираться с ними и находить их решение.
– И начать решили с областей?
– Стало очевидно, что необходимо понимание реальной ситуации, происходящей в регионах. Для начала в корпорации была инициирована проверка департаментов земельного кадастра и технического обследования недвижимости по трем регионам – Акмолинскому, Алматинскому и Южно-Казахстанскому. К сожалению, мы нашли подтверждение опасениям, по которым начаты проверки. Результаты проверок по этим областям показали, что в системе существует множество лазеек, которыми и пользуются нечистые на руку сотрудники.
Проверки этих трех регионов показали масштаб предстоящей работы и необходимость проведения таких проверок по всей стране. С 15 сентября начались проверки департаментов во всех областях, и продлятся они практически до конца текущего года. Более того, очевидной стала необходимость ведения комплексной антикоррупционной работы.
Выявлены технологические корни коррупции. Из-за разрозненности баз данных существуют накладки по земельным участкам. И единственное решение в подобном случае – создание единой республиканской базы данных. Необходимость централизованной выдачи учетных записей и строгого контроля за их использованием показали нарушения, выявленные в Акмолинской области, где не был своевременно аннулирован доступ к информационной системе государственного земельного кадастра (АИС ГЗК) уволенным сотрудникам. Нами выявлен и передан в силовые органы вопиющий случай в Шымкенте, где установлено 14 фактов изменения данных о земельных участках бывшим работником финансового блока, то есть непрофильным специалистом, в результате чего в базе данных АИС ГЗК появились сведения о 14 земельных участках, у которых отсутствовали архивные экземпляры земельно-кадастровых дел.
Чтобы выявить все имеющиеся проблемы, на время проведения проверок и в дальнейшем на постоянной основе установлен телефон доверия 8 (7172) 27-23-14, по которому можно сообщить о фактах коррупционных и прочих нарушений при получении государственных услуг в департаментах ЗКиТОН.
– Но кроме вопроса – кто виноват? – возникает и другой – что делать, чтобы не допустить подобных нарушений в дальнейшем?
– Главное в проверках – даже не найти виновных и наказать кого-то. Главное, какие знания мы вынесли для себя. Мы определили проблемные участки. Диагноз поставлен. И это уже полдороги к выздоровлению. Теперь нужно определить наиболее эффективное лечение. Но когда понятна проблема и ее корни, определить способы их искоренения – задача уже вполне посильная. Другое дело, что названные проблемы надо решать на системном уровне.
В этой борьбе мы ощущаем поддержку Министерства информации и коммуникаций, которое, дав очень жесткую оценку сложившейся ситуации, ждет от нас решительных и эффективных антикоррупционных мер.
– И что вы намерены предпринять?
– Сейчас в госкорпорации с учетом сложившейся неблагоприятной обстановки разработан и утвержден антикоррупционный план, в котором предусмотрены меры организационного и технологического характера, вопросы кадровой политики и повышения квалификации сотрудников, проведение анонимного анкетирования, запуск «горячей линии», создание службы внутренней безопасности, повышение антикоррупционной культуры в обществе. А также ротация сотрудников, установка камер видеонаблюдения на рабочих местах руководителей всех уровней, контроль выдачи и использования учетных записей. И главное – постоянная и неустанная работа с сотрудниками госкорпорации «Правительство для граждан». Все это – простые, но действенные меры, которые должны дать ощутимые результаты.
Так, для исключения коррупции и непотизма при приеме на работу мы запланировали передачу всей кадровой службы на аутсорсинг, чтобы исключить влияние сотрудников самой корпорации на процесс принятия кадровых решений. Выработаны конкретные критерии требований как к сотрудникам, так и к кандидатам. Аттестация, тестирование при приеме на работу, достижение производственных показателей будут вестись автоматизированной системой у внешней компании. Причем этот проект планируется запустить по принципу государственно-частного партнерства.
Чтобы навести порядок, выгрести весь мусор, нам предстоит еще серьезно потрудиться. Уже сейчас на сотрудников госкорпорации, бывших и действующих, открыты 10 уголовных дел. Большая часть из них связана с нарушениями, допущенными в 2011–2015 годах. И если в ближайшем будущем по результатам проверок будут выявлены еще какие-то нарушения, мы не станем их замалчивать. Ведь сейчас наша задача – обеспечить прозрачность деятельности всей госкорпорации.
Чистка «авгиевых конюшен» всегда сопровождается грязью и скандалами. Но если эту грязную работу не провести однажды, засучив рукава, система так и не будет выстроена и то тут, то там так и будут ущемляться права людей, приходящих в «Правительство для граждан» за государственными услугами. Образно говоря, мы идем по длинному коридору, в котором то и дело натыкаемся на черные ходы. И мы должны заложить их все кирпичами, зацементировать и забетонировать, чтобы и следа от таких черных ходов в системе предоставления госуслуг не осталось.
Проводя открытую борьбу с коррупцией, мы вызываем на себя огонь критики и недовольства. Но мы готовы к серьезной работе по конструктивным критическим претензиям и предложениям. Эта критика поможет эффективности нашей работы.
Вычищая мусор, можно сильно порезаться об осколки разбитой коррупционной системы, но мы наведем порядок в доме, невзирая на имиджевые риски и потери.