Реализовать транзитный потенциал

​ Ерик Султанов, член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Сената Парламента РК

Транспортная отрасль служит одним из важнейших секторов экономики Казахстана: ее доля в структуре ВВП в 2018 году сос­тавила 8,4%.

Объем перевезенных грузов всеми видами транспорта вырос в 2 раза – с 1,9 млрд тонн в 2007 году до 4,1 млрд тонн в 2018 году. Грузооборот увеличился в 2,2 раза – с 263,6 млрд до 596,0 млрд тонно-километров, в среднем на 5,3% ежегодно.

Наблюдаемая тенденция свидетельствует о важнейшей социально-экономической роли транспортной отрасли в развитии республики. Более того, сегодня заработная плата одного работника, занятого в сфере транспорта и складирования, выше среднереспубликанского уровня более чем на 40 тыс. тенге.

Услуги транспортной отрас­ли необходимы практически на каждом этапе производства и потребления продукции – начиная с добычи и переработки сырья и ресурсов и заканчивая доставкой готовой продукции ее конечному потребителю, в том числе на внешние рынки. Транспорт вносит огромный вклад в формирование цепочек добавленной стоимости и производственных издержек и таким образом оказывает существенное влияние на конкурентоспособность продукции и экономики государства в целом.

За последние годы проделана большая работа в развитии инфраструктуры и логистических услуг всех видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного.

В стране построено более 2 500 км железных дорог, проведена реконструкция 6 300 км автомобильных дорог, увеличены портовые мощности на Кас­пийском море до 26,5 млн тонн в год, проведена реконструкция 16 взлетно-посадочных полос.

В общем Индексе эффективности логистики Всемирного банка (LPI) Казахстан улучшил свои позиции, заняв 71-е место среди 160 стран мира в 2018 году, что выше на 6 позиций по сравнению с 2016 годом, таким образом опередив по данному показателю страны – участницы Евразийского экономического союза. Существенные улучшения произошли по двум показателям LPI – «Эффективность процесса таможенного оформления» (улучшение на 21 позицию) и «Своевременность поставок грузов» (улучшение на 42 позиции с 2016 года).

В то же время необходимо отметить, что мы еще не до конца используем потенциал, в том числе международный, который у нас имеется в транспортно-логистической сфере.

Возьмем, к примеру, автомобильные грузовые перевозки. По прогнозу Международного союза автомобильного транспорта, рост глобального автомобильного трафика будет в значительной мере обеспечен за счет развития азиатского рынка, и к 2050 году он должен вырасти в 3,2 раза.

Сегодня в Казахстане эта сфера показала высокую конкурентоспособность. Автомобильный транспорт с более высокой плотностью автодорог имеет определенные преимущества перед железными дорогами, где в свою очередь наблюдается нехватка вагонов. Это позволяет автоперевозчикам получать большие заказы на транспортные услуги.

В то же время имеются и проб­лемы, которые могут быть решены путем принятия комп­лексных мер государственной поддержки.

Казахстан проигрывает многим странам по объему автопарка. Так, на международных автомобильных перевозках задействовано чуть более 7 тыс. единиц, в то время как в Беларуси – 16 тыс., Литве – 25 тыс., Польше – 40 тыс.

Более того, порядка 44% грузовых автотранспортных средств имеют срок эксплуатации более 15 лет, которые не соответствуют требованиям стандарта Евро-5, что создает барьеры при осуществлении перевозок в страны Европейского союза.

В целом это ведет к потерям в виде прямых доходов отечественных транспортных компаний, а также налоговых поступлений в бюджет.

Если мы хотим в дальнейшем удержать свои позиции на меж­дународном рынке, а также развивать международные автомобильные перевозки, нам нужно ежегодно обновлять парк грузовых автотранспорт­ных средств. Для этого необходимо решить вопросы по субсидированию процентной ставки по кредитам, выдаваемым на приобретение автотранспорт­ных средств для осуществления перевозок, в том числе на приобретение седельных тягачей, прицепов и полуприцепов к ним.

Указанные меры позволят повысить покупательскую способность автоперевозчиков и значительно пополнят парк автотранспортных средств, что в свою очередь отразится на росте поступлений в бюджет. При этом выделенные деньги не только вернутся в казну в виде налогов, но и вызовут хороший мультипликативный эффект. Ведь каждая автомашина обеспечивает создание 2–3 рабочих мест. 10 тыс. новых машин – это минимум 20 тыс. рабочих мест. Более того, это ведет к повышению доходов от транзитных перевозок.

Вопросы имеются и по пассажирским перевозкам. Возможности развития транспортных компаний по перевозке пассажиров сегодня во многом зависят от действий местных исполнительных органов. В 2015 году приказом министра по инвестициям и развитию РК были утверждены Правила субсидирования за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров.

В 2019 году для этих целей местными исполнительными органами предусмотрено выделение средств в размере 39,9 млрд тенге. К сожалению, практика показывает, что в основном полностью выделяет субсидии только акимат Алматы. Большинство местных исполнительных органов так и не создали тарифные комиссии, что сдерживает работу по определению потребностей частных перевозчиков в субсидировании.

С июля прошлого года ведется реализация Комплексной прог­раммы по развитию автобусных перевозок на 2018–2020 годы, но недостаточно заложенных в данной программе мер. Для поддерж­ки и развития отрасли местным исполнительным органам нужно принять меры по обеспечению полного субсидирования за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, обслуживающих социально значимые перевозки пассажиров на регулярных марш­рутах. Необходимы практические шаги, направленные на развитие здоровой конкурентной среды в сфере пассажирских автобусных перевозок.

Кроме того, автобусные пассажирские перевозки нуждаются в цифровизации, что позволило бы улучшить сервис, сократить время ожидания автотранспортного средства, оптимизировать перемещение пассажиров по городу, а также обеспечить применение безналичных расчетов.

Растущая роль в экономике страны отводится развитию транспортных связей и хабов в контексте продолжающейся реализации региональных интеграционных инициатив, таких как инициатива «Один пояс – один путь». Казахстан доказал возможность своей успешной интеграции в подобные проекты, обеспечив возможность пропуска транзитных наземных грузопотоков через свою территорию в два раза быстрее альтернативных морских маршрутов.

В то же время имеются вопросы по состоянию инфраструктуры, в частности, по железным дорогам. Международный проект «Один пояс – один путь» требует радикальной модернизации железнодорожных магистралей под более высокие скорости в целях улучшения пропускной способнос­ти транзита. К примеру, Китай построил у себя самую развитую в мире сеть сверхскоростных железных дорог, где базовая скорость составляет 160 км в час. В то время как в Казахстане базовая скорость составляет 90 км в час, при этом мы даже не планируем модернизацию сетей в рамках капитальных ремонтов путей. Понятно, что это требует значительных финансовых средств, но мы не должны утратить свой транзитный потенциал в период реализации таких глобальных проектов.

Развитие торговли Китая с сопредельными государствами в рамках экономического пояса «Шелкового пути» позволяет Казахстану завоевывать новые рынки сбыта и обеспечить приток в страну иностранного капитала. Как было озвучено Главой государства Касым-Жомартом Токаевым, в следующем году Казахстан планирует получить от участия в этом проекте 5 млрд долларов США доходов. Безусловно, во многом успешное достижение данной цели будет зависеть от готовности и конкурентоспособности нашей транспортно-логистической инфраструктуры.

Крупнейшим торговым парт­нером Казахстана наряду с Китаем является Европейский союз, в страны которого через Евразийский экономический союз сухопутным путем ежегодно следуют миллионы тонн транзитных грузов. Расширение сот­рудничества Казахстана с государствами – участниками ЕАЭС и его ключевыми торговыми парт­нерами позволят нашей республике в полной мере реализовать свой транзитный потенциал и получать миллиарды долларов ежегодно.

Комплексным ответом для перечисленных выше вопросов актуальной транспортной повестки дня видится проводимая сегодня Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК совместно с привлеченными экс­пертами разработка государственной программы инфраструктурного развития Казахстана «Нурлы жол» на 2020–2025 годы.

Популярное

Все
В канал для сточных вод превратило одно из предприятий по производству напитков поливной бетонный лоток, пустив по его руслу вонючую жижу
Живет в столичном жилом массиве Уркер Алла Кужатаева. И захотела она, чтобы в молодом районе столицы Казахстана жилось хорошо
Дай воды нам, «Рубикон»!
Заслуженные мастера танца
Игра, пришедшая из древности
Нацбанк повышает ставки
Любой здравомыс­лящий доктор всегда против «растворимых» супов и любых концентратов
Детсад в… гараже
Говорим – археология, подразумеваем – Самашев
«Медеу» собирает звезд
Стихия как вызов профессионализму
Листая страницы церковной книги
Рубим сук, на котором сидим
Чтоб быть богатыми завтра…
Это будет супердерби
Параметры: социальные = человеческие
Тепло ли тебе, город?
«Барсы» показали зубы
Виновато дерево
Комиссионка: игра по своим правилам?
Закон Республики Казахстан
Мамытбеков главе Минздрава: Куда делись деньги ФСМС
В центре столицы горит девятиэтажка (Видео)
Второй котёл вышел из строя на ТЭЦ Жезказгана
Проект по разведению сайгаков в полувольных условиях инициирован на равнине Бетпақ Дала
Трагедия января – это результат четко спланированной кампании. Солидарность с этим мнением проявляет и политолог – директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев, согласившийся побеседовать с нами о печально известных событиях начала этого года
Два автомобиля провалились под лед близ Караганды
Пожилые супруги и 3-летний внук замерзли насмерть в области Абай
Человек погиб в сорвавшемся лифте в Алматы
"Одни дома": двое детей сгорели в запертом доме в Шу
В рамках программы «Архив-2025» группа ученых Центра рукописей и редких книг посетила библиотеку Устан Кудс Разави в иранском городе Мешхеде
​​​​​​​Как научиться писать книги?
Визит Касым-Жомарта Токаева в Москву завершился
Склад сайгачих рогов и уникальные самоцветы нашли полицейские в частном доме в Алматы (Видео)
За салют с крыши поста полиции житель Алматы поплатился свободой (Видео)
Серийного вора аккумуляторов задержали в Алматы
Ерболат Досаев переназначен акимом Алматы
"Озеро" с запахом химикатов появилось вблизи Атырау
Масштабную проверку в госорганах проведут по поручению Токаева
Как пиявки высосали, а теперь хотят перекинуть проблему на государство - депутат о владельцах ТЭЦ
Акимат Алматинской области сделал заявление после гибели мужчины в массовой драке
Двое рабочих упали с 14-го этажа в Астане, один погиб
Дайрабаев высказался о внешней политике Казахстана
Жительница Балхаша убила свою мать за замечание
Ребенок под защитой государства – Кошанов о позиции Токаева
Ауесбаев ответил на критику оппонентами его партии
Несмотря на потерю зрения, режиссер Станислав Цих создал свой театр и пообещал Усть-Каменогорску фестиваль мирового уровня
Закон Республики Казахстан
Бабушка попросила полицию забрать у нее 3-месячную внучку в СКО
Ильин навестил в больнице огнеборцев, пострадавших при пожаре в Астане
"Учительницу с VIP-пропуском от МВД" наказали в Каскелене – видео
Фотографии Бишимбаева, разъезжающего на внедорожнике, прокомментировал Антикор
ЧП в Экибастузе: низкие тарифы могли стать причиной аварии на ТЭЦ
В Правительстве обсудили ход исполнения Программы повышения доходов населения
Хотел спасти котёнка: мальчик провалился под лёд на реке в Астане
Где можно будет посмотреть трансляцию церемонии инаугурации Касым-Жомарта Токаева
Спецоперация в Кокшетау: задержан хозяин "склада" с наркотиками
"Был 10 лет в рабстве": видеообращение к полиции записал житель Жетысуской области
Трехмесячная девочка скончалась во время забора крови в поликлинике Жамбылской области
Дочь нашла мать убитой спустя трое суток после трагедии в СКО

Читайте также

Свежий выпуск
Параметры: социальные = человеческие
Свежий выпуск
Нацбанк повышает ставки
Свежий выпуск
Тепло ли тебе, город?
Свежий выпуск
Виновато дерево

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]