Школа – это здорово!

704

Степень увлеченности ребенка школой и его успешности в учебе зависит от многих факторов: таланта учителя, понятных стандартов образования, качественных учебных программ, хороших учебников, комфортной обстановки в классе. При этом основополагающий фактор школьного обучения – качество и актуальность образовательных стандартов начальной школы, ведь от того, какой объем знаний и какое умение ими пользоваться получили дети в младших классах, по сути, зависит успешность их дальнейшего обучения. Уровень ценности образовательных стандартов и учебных программ неминуемо влияет на добротность, доступность и привлекательность школьных учебников. Насколько сложны, перегружены сами стандарты и программы, настолько же будут трудны в восприятии учебники. А непонятный учебный процесс влечет за собой стрессы детей, но самое главное – это ведет к снижению качества школьного образования. 

Каждый из издателей стремится сделать школьный учебник добротным, по-настоящему полезным, интересным, не перегруженным излишней информацией. Однако мы не можем выйти за рамки утвержденных учебных программ, да и, согласно законодательным и нормативным актам, не имеем права даже попытаться изменить их порою запутанное, разрозненное, перенасыщенное маловажными для ребенка фактами и сведениями содержание. В то же время во многих зарубежных странах авторам и издателям учебников предоставляется большая свобода в их разработке. Издательства могут разрабатывать множество альтернативных программ и учебников. Главное условие – концепция программ и учебников должна работать на достижение результатов, определенных в стандартах. И должна быть тщательная и высокопрофессиональная экспертиза в издательствах. При этом полезность того или иного школьного пособия для учебного процесса оценивают только сами учителя и ученики, а также заинтересованные родители.

Сегодня, когда казахстанская средняя школа готовится к переходу на 12-летний цикл обу­чения, востребованы новые стандарты и программы, прежде всего для начальной школы, ориентированные на конкретные результаты обучения. Форма ГОСО (Государственный образовательный стандарт обучения), основанная на установлении определенных норм результатов обучения, успешно используется в системах образования стран, лидирующих в международных исследованиях образовательных достижений PISA и TIMSS. 

Новая модель ГОСО, разработанная коллективом автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Казахской академией образования им. Ы. Алтынсарина, фокусируется на ожидаемых результатах, или компетенциях. Иными словами, если раньше на первый план выходил вопрос «какие знания получил ученик в процессе образования?», то теперь во главу угла ставится другая задача – «что способен делать учащийся на основе знаний, полученных по завершении курса обучения». Этот подход ориентирован на безболезненное вхождение будущего выпускника школы в рынок труда. Разработчики нового ГОСО учли требования «умной экономики», в которую со временем придут трудиться нынешние младшие школьники. В «экономике знаний» будет востребована деятельность, характеризующаяся творческим подходом, исследовательской работой, тесным сотрудничеством и активной инициативой. Нестандартно мыслить и действовать становится важнее, чем много знать. Стандарт полностью учитывает эти новые социальные установки, а также специфику организации психических процессов и физиологии современных детей, живущих в эпоху глобальной информатизации. 

Отличие нового ГОСО от стандартов 2002, 2010 и 2012 годов – гибкая, продуманная интеграция предметного содержания за счет определения образовательных облас­тей: «Язык и литература», «Математика и информатика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Физическая культура». Большим плюсом считаем последовательное привитие языковых навыков, которое сквозной нитью проходит через все предметы: научить ребенка правильно говорить и писать, творчески, нестандартно излагать свои мысли и позицию, вдумчиво читать, слушать, критически воспринимать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Одних только приемов развития языковых навыков насчитывается в новых учебных планах около сорока. Применяя такой широкий спектр, школа способна обучить ребенка осознанно и с пользой относиться к собственной речи, умению писать, читать. 

В проектах учебных программ новой начальной школы предлагается вполне понятное и доступное, подчиненное самой природе и интересам ребенка тематическое содержание, обеспечивающее тесную интеграцию предметов («Все обо мне», «Моя школа», «Моя семья и друзья», «Мир вокруг нас», «Путешествия», «Традиции и фольклор», «В здоровом теле – здоровый дух»). Ведь задача начальной школы – научить ребенка учиться, уметь правильно действовать в различных жизненных ситуациях. А эти задачи могут быть решены через понятные и близкие ему темы.

Конечно, для нас, издателей и авторов учебников, новые ГОСО и программы – это серьезный вызов, требующий новаторского подхода к составлению учебника. Естественно, необходимо и авторское видение его предметного содержания с выходом на формирование креативных навыков: умения обобщать, оценивать достигнутое, сравнивать, исследовать, применять на практике, что способствует появлению той самой динамики, которой очень часто не хватает современной школе. Содержание новых учебников может быть – и должно быть – фактором прогресса в преподавании учебных предметов в начальной школе. Для создания таких учебников нужно тесное, плодотворное сотрудничество авторов новых ГОСО и программ с авторами учебников и издателями. Издательства и авторы должны принять самое активное участие в обсуждении узловых моментов проектов ГОСО и программ. Это, несомненно, позволит улучшить их качество.

Весьма полезным было бы для дела, если бы разработчики ГОСО уже сегодня провели ряд тренингов для авторов учебников, чтобы они умели воспринимать, демонстрировать и продуцировать новую компетентностную парадигму в учебниках и УМК. Подготовка таких авторов не может быть только частным делом издательств. Это дело государственной важности. Более того, в условиях новых ГОСО и программ, определяющих широкие рамки и предоставляющих значительную свободу для подготовки учебников, необходимо и повышение квалификации экспертов, оценивающих качество учебников. В условиях нового ГОСО надо отходить от старых подходов экспертизы: анализ полного соответствия учебника жестким требованиям программ. Оригинально мыс­лящие и по-новому работающие авторы учебников не должны стать заложниками традиционных экспертных заключений. Критерии экспертизы должны исходить от целеполагания и ожидаемых результатов ГОСО. Необходимо возродить практику предметных комиссий при Министерстве образования и науки РК. У авторов должна быть возможность выступить и защитить свой учебник.

Чем раньше мы внедрим в процесс обу­чения новые, адекватные требованиям современной начальной школы образовательные стандарты, учебные программы и учебники, тем скорее предоставим нашим детям максимум возможностей развиваться в комфортной школе. И тогда мы действительно создадим условия для того, чтобы дети осознали: учиться – это здорово, весело и интересно.

Элеонора БАТАЛОВА, председатель совета директоров издательства «Алматыкітап баспасы», Гаухар САЙМАСАЕВА, президент издательства «Алматыкітап баспасы» 

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Новогодняя ёлка зажглась в южной столице
«Казахмыс» объявил о завершении переговоров с бастовавшими …
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях к…
Около 6 тысяч ДТП зарегистрировано с начала года в Алматы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]