Лауреату Государственной премии, заслуженному архитектору КазССР, автору Государственного герба РК, кавалеру орденов «Құрмет» и «Парасат», почетному гражданину Алматы Шот-Аману Уалихану сегодня исполняется 85 лет. За долгую творческую жизнь многие ее события стали мифами и легендами. И трудно не проникнуться ими каждому, кто хоть раз беседовал с этим вдохновенным человеком, кто побывал в его рабочем офисе, где стены увешаны проектами монументальных комплексов, памятников – воплощенных и еще ждущих своего часа, а также фотографиями знатных гостей, побывавших здесь, где столы и подиумы уставлены макетами знаковых архитектурных сооружений, где с томами книг знаменитого предка – блистательного ученого-востоковеда Чокана Валиханова – соседствуют сочинения драматурга, поэта, автора научных трудов и аналитических статей по архитектуре, искусству, истории и культуре Казахста-на Шот-Амана Уалихана.
В этой мастерской чувствуешь себя, как в машине времени. Рядом и будущее – в новых дворцах и монументах, и прошлое – подумать только, родной дед хозяина – брат Чокана. И всего лишь в пятом поколении от него – хан Абылай, потомок Чингисхана... Родословное древо – шежире, составленное Шотой Едрисовичем, также украшает его рабочий кабинет.
С первых лет независимости Шот-Аман Уалихан участвует в творческих конкурсах на создание Государственного флага и Государственного герба, орденов, медалей. В архиве скульптора хранится письмо от Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: «Уважаемый Шота-Аман Ыдырысұлы! Ваше имя как автора Герба независимого государства навечно останется в сердце нашего народа. Успехов Вам, будьте всегда здоровы! Н. Назарбаев 18.01.1993». Тогда же Шот-Аман Уалихан создает личный штандарт Главы государства, утвержденный Указом Президента РК 29 декабря 1995 года. А 16 декабря 1996 года Нурсултан Назарбаев торжественно открыл монумент Независимости Казахстана на главной площади Алматы.
Гражданственный путь выдающегося зодчего уже вошел в анналы отечественной истории. Сам Шота Едрисович выражает свое творческое кредо так: «Что бы я ни делал, всегда опираюсь на народные традиции, нашу историю. Мировой опыт не копировал слепо, а лишь перенимал методику и принципы, искал собственные пути».
А потому совсем не случайно именно в его мастерской задуман и воплощен монументальный комплекс Независимости (руководитель коллектива – Шот-Аман Уалихан, скульпторы – А. Жумабай, Н. Далбай, К. Суранчиев, архитектор К. Жарылгапов, соавторы: архитектор К Монтахаев, скульпторы М. Мансуров, А. Баярлин, К. Сатыбалдин).
Об истории его создания Шота Едрисович рассказывает:
– В начале 90-х годов в составе государственной делегации вместе с Президентом страны мне довелось побывать в Египте. В городе Луксоре нам показали знаменитый храм, на подходе к которому перед большим пилоном возвышается обелиск. Когда-то их было 2, но при завоевании Египта Наполеон увез один из них во Францию... Глава государства выразил желание поставить подобную стелу в Алматы в честь нашей независимости. Вернувшись, я собрал своих учеников и друзей, работающих в области архитектуры и скульптуры, и мы сделали 6 вариантов монумента Независимости. После долгих раздумий Президент выбрал тот, что воплощен сейчас на площади.
«Главная площадь Алматы увенчалась величественным символом национальной свободы и независимости, а на устремленной ввысь гранитной стеле на огромной высоте вознесся молодой витязь, у ног которого несется вскачь некогда грозный, а ныне покорный и послушный крылатый мифический барс. Не кажется ли нам в этот миг, что дух наших предков явился из глубины веков не иначе как в облике Золотого человека, как бы предвещая саму грядущую свободу нашего народа?» – так охарактеризовал монумент Независимости народный писатель Казахстана Абди-Жамил Нурпеисов.
А доктор искусствоведения Райхан Ергалиева подчеркивает: «Монумент Независимости стал со временем единым символом страны, метафорой единства прошлого, настоящего и будущего казахской истории, культуры и государственности… Здесь дышит история от древности до наших дней».
В судьбе самого мастера слышно эхо грозных исторических событий. Шота Едрисович рассказывает:
– Я родился у отца в преклонном возрасте, все дети умирали, но мне удалось выжить в бедственном 1932-м. Мой отец до 1929 года имел фамилию Валиханов, но из-за преследований по классовому признаку поменял его по имени отца – стал Макин. У нас дома было много рисунков деда Макы, маме удалось сохранить один из них между страниц Корана. Мой брат Турсын, умерший в 22 года, был прекрасным рисовальщиком – унаследовал талант от деда. А когда я окончил школу и надо было ехать учиться, выяснилось, что отцу, проработавшему учителем 45 лет, невозможно оформить пенсию. В документах он стер фамилию «Валиханов» и написал сверху «Макин».
В отчаянии послал телеграмму Сталину: «Хочу учиться, строить светлые города, а отец из-за своей двойной фамилии не может получать пенсию. Бросить отца не могу. С сыновней любовью – Шота Валиханов». Меня долго мучили в сельсовете: зачем телеграмму даешь? Однако в ответ пришло правительственное распоряжение: оказать содействие. Так я поехал учиться в Московский архитектурный институт. Отец был простым сельским учителем, но о нем вспоминают ученый Есмагамбет Исмаилов, поэт Жумагали Саин, что он им помог полюбить родной язык. Когда Чокана Валиханова стали признавать и тучи над нами рассеялись, у меня была одна идея – не посрамить эту фамилию.
Шота Едрисович с признанием вспоминает профессионалов, рядом с которыми проходило его становление: Т. Басенова, М. Мендикулова, Г. Орлова, Н. Рипинского, А. Капанова, Р. Сейдалина, Е. Сталь, А. Полянского и других. А вот характеристика студента 6-го курса Московского архитектурного института, выданная в 1956-м: «…С первых дней пребывания настойчиво и упорно учился и, несмотря на трудности, добился хорошей успеваемости…»
Талант, трудолюбие, упорство в достижении целей станут одними из главных составляющих его профессиональных успехов, создавших Шот-Аману Уалихану авторитет не только в среде казах-станских зодчих, но и всего Советского Союза. Доктор архитектуры, президент Казахстанского центра Международной академии архитектуры Болат Куспангалиев вспоминает: «Однажды в годы учебы в Москве друзья зазвали меня на съезд архитекторов СССР. В Колонном зале Дома союзов вижу много знакомых лиц и прежде всего Шоту Едрисовича. Начались выступления председателей союзов архитекторов республик – у всех на лицах тоска от нудных докладов. И вот объявляют Валиханова. Да, ему было о чем говорить, так как все его мысли и идеи глубоко продуманы и выстраданы. Ах, какая это была яркая, сочная речь, которая несколько раз прерывалась аплодисментами и смехом! В заключение весь зал стоя приветствовал Шоту Едрисовича! Я был в совершенном изумлении, видя живую легенду рядом с собой, и горд за наш Казахстан, в котором есть такие люди!»
На посту председателя правления Сою-за архитекторов Казахстана Шот-Аман Уалихан сплачивает архитектурные силы республики. В эти годы создаются архитектурные сооружения, определившие облик столицы Казахстана, устанавливаются творческие связи с республиками и зарубежными странами. Он участвует в конгрессах Международного союза архитекторов в Мадриде, Мехико, Пекине, Берлине, Париже.
– На вопрос: «Что сделал Шота Едрисович для архитектуры Казахстана? – есть простой ответ: «Все, ибо увековечил зодчество Родины». Он вместе с Жандарбеком Малибековым сотворил чудо: на гербе страны сияет архитектурный символ единства Казахстана – шанырак. Все его творчество подтверждает классическое выражение: «Пространство, а не камень, – материал архитектуры», – уверен академик Академии художеств, доктор архитектуры Константин Самойлов.
Увлеченно и ответственно до последних лет работал Шота Едрисович и на посту председателя Общества охраны памятников истории и культуры, неустанно занимаясь пропагандой и популяризацией историко-культурного наследия.
– Память, воплощенная в материальных свидетельствах истории, делает нас звеном в цепи многих поколений. Делает человека продолжателем всего лучшего, что выработано цивилизацией, – считает Шот-Аман Уалихан.
Среди известных работ выдающегося зодчего – памятник Чокану Валиханову в Алматы, бюст дважды Герою Советского Союза Талгату Бегельдинову в Кокшетау, памятники Кенесары Касымову в Астане, Ахмету Байтурсынову в Костанае, монумент жертвам ядерных испытаний «Сильнее смерти» в Семее.
И невозможно не привести слова признания из 2002 года: «Дорогой Шота Едрисович! Ты уникальная, знаковая фигура в истории и культуре нашей страны. У тебя много знатных друзей везде и всюду. Ты заслуженно обласкан всеми почитателями твоего редкого дара. И я один из тех, кто давно находится под обаянием твоей личности. Горжусь тобой. И особенно рад, что ты – увлеченный, вдохновенный, неуемный – уверенно идешь на два шага впереди меня, младшего по летам, по дороге чести, достоинства и благородства. Живи и гори долго! По-братски горячо и крепко обнимаю. Твой бауыр Герольд Бельгер».
…Шоте Едрисовичу принадлежит статья, название которой емко и четко отразило суть его взглядов на мир – «Предки, с вами я в ближнем кругу». Кровная связь со своим народом, осознанная на уровне горячего сердца и недюжинного интеллекта, ответственность за его историческую судьбу, уникальную культуру, уверенность в его светлом будущем – вот основа жизни и деятельности Шот-Амана Уалихана – выдающегося творца, вдохновенного патриота и гражданина своего Отечества.