Совсем приехали

638
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область

Не ждали, и вот опять

В июне в ряде автобусов Усть-Каменогорска появились объявления об отмене льготного проезда для детей и пожилых. В горакимате тут же официально уведомили: если такое произойдет, с предприятиями-перевозчиками расторгнут договоры.

А уже с первых чисел июля два автопарка – ТОО «Vosca» и ТОО «Автотранспортный цех BEST» – перешли от угроз к делу. На 14 маршрутах, обслуживающих практически все районы областного центра, в том числе отдаленные, ведущие на дачи, с детей и пенсионеров стали взимать полную плату – 90 тенге.

Все выглядело некрасиво: дети протягивали ладошки с монетами и терялись, когда слышали, что нужно вдвое больше. Люди в возрасте начинали спорить, нервничать, рыться в кошельках. Самовольное повышение цены на проезд, без разрешения городской власти, неприятно удивило горожан.

Через пару дней пресс-служба акима Усть-Каменогорска распрост­ранила следующее сооб­щение: «Проезд детей от 7 до 15 лет со скидкой 50% предус­мот­рен Законом РК «О транспорте». Руководству ТОО, обслуживающих маршруты, на которых произошла отмена льготы, отделом ЖКХ направлены уведомления о расторжении договоров в одностороннем порядке в 30-дневный срок».

В акимате не распространяются, кто придет на место выбывших автопарков. Но и так ясно: свято место пусто не бывает. Около 2 лет назад глава Восточного Казахстана Даниал Ахметов прозрачно намекнул, что рынок перевозок Усть-Каменогорска и Семея весьма лакомый. Если что, его охотно займут предприниматели из южных регионов.

Таким образом аким, помнится, отреагировал на демарш перевозчиков областного центра, позволивших себе снять автобусы с линий, устроить транспортный коллапс, лишить в одночасье пенсионеров льгот. При этом автопарки действовали слаженно, через региональную ассоциацию, с откровенным расчетом посильней надавить на акимат и вынудить поднять им тариф.

Тактика, к слову, сработала: с 2017 года стоимость проезда на городских автобусах поднялась до 90 тенге.

Сегодня в Усть-Каменогорске дежавю: у перевозчиков очередные «хотелки» и испытанные способы давления на исполнительную власть через отмену льгот и угрозы снизить регулярность рейсов. Как пояснили в автопарках, еще 14 месяцев назад они подготовили письмо к руководству города с просьбой о выделении дотаций за провоз льготных пассажиров. То есть попросили денег всего спустя год после предыдущего повышения тарифа.

Главный довод – цена на ГСМ. Если в 2017-м, когда был согласован тариф в 90 тенге, цена на солярку была 115 тенге за литр, то сегодня топливо обходится автопаркам вроде как по 195 тенге. По словам директора ТОО «АТЦ BEST» Елены Рядинских, больше года они добиваются возмещения невосполнимых затрат.

– Мы просим о выплате субсидий или компенсаций за льготников, – заявила руководитель.

В ассоциации даже умудрились подсчитать точную сумму убытков, якобы понесенных перевозчиками из-за удешевленного проезда детей и стариков в 2018 году, – она составляет ни много ни мало 900 млн тенге. Но по какой формуле вычислен чуть ли не миллиардный убыток, чем он доказывается, никто внятно не объясняет. Предприниматели просто ссылаются на статью 13 Закона «О транспорте», где сказано, что если каким-то категориям устанавливаются льготы, то определяется источник финансирования, и при этом исполнительными органами заключается договор с перевозчиками.

– В законе не написано, что перевозчик за свой счет должен обеспечить льготы пассажирам, – заметила директор ТОО. – Мы не подписывали такой договор.

Школьная арифметика

Цифра в 900 млн тенге шокирующая. Мы с калькулятором в руках попробовали посмотреть, сколько в ней здравого смысла. По статистике, в Усть-Каменогорс­ке около 20 тыс. школьников в возрас­те от 7 до 15 лет и около 15 тыс. пенсионеров, которым за 70. Эти значения мы взяли по максимуму. Даже если предположить самый невероятный сценарий, когда каждый из этих 35 тыс. пассажиров ежедневно, все 365 дней в году, дважды воспользовался автобусом, «убыток» составит 1 млрд 22 млн тенге.

В реальной жизни, конечно, на занятия ездит только часть детей, и старики путешествуют далеко не ежедневно. А еще есть лето, когда основная масса ребятишек отдыхает за городом, а пенсионеры – на даче. Есть выходные и праздничные дни, которые люди могут провести дома. Словом, в заявления автопарков о невосполнимых затратах чуть ли не в миллиард верится, мягко говоря, с трудом.

Тем не менее сегодня автопарки уверяют: не могут, мол, больше заниматься благотворительностью. Хотя льготный проезд небесплатный. Пассажиры вносят 50% оплаты. Более того, как отметили в отделе ЖКХ, всякий раз, когда более высокий тариф выносится на согласование городского маслихата, предприниматели дают обещание депутатам сохранить льготы. Надо полагать, в этот момент у них нет сомнений в рентабельности своих маршрутов.

К слову, если социально значимые маршруты являются убыточными, по закону их можно просубсидировать. Для этого нужно, в соответствии с правилами и утвержденной методикой, собрать доказательства. Есть они у перевозчиков?

– С декабря 2011 года действуют новые правила субсидирования льготного проезда, – дали комментарий в акимате Усть-Каменогорска. – Согласно этим правилам установлен четкий порядок определения убытков перевозчиков, понесенных при предоставлении льготного проез­да по каждому маршруту. Кроме того, прописано обязательство перевозчика подтверждать понесенные расходы документально. Таких документов в акимат не предоставлено.

Справедливости ради надо сказать, что у перевозчиков есть основание в очередной раз требовать повышения тарифа. За последние 2 года цена на солярку выросла со 115 тенге до 193–195. На АЗС это самая дорогая «горючка». При этом доля ГСМ в стоимос­ти проезда занимает 30–35%.

Получается так: частные автопарки, как и всякий бизнес, нацелены на получение прибыли. А государство, в чьих руках тариф и тендерные процедуры, заинтересовано в льготах, доступном проезде, причем на современных безопасных автобусах. Как показывает жизнь, пока эти два интереса не совпадают. Перевозчики конфликтуют с властью, власть пытается приструнить перевозчиков. А страдают пассажиры.

Популярное

Все
Шахтеру вручили орден
Казахстанцы стали победителями турниров в Астане и Самарканде
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Как перевозят гуманитарные грузы для пострадавших от паводков по платным автотрассам
Семей: что показать туристам?
Сборная Казахстана пробилась в финал Кубка мира по пулевой стрельбе
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Адвокат потерпевшей стороны сравнил Бишимбаева с Чикатило
Разыскиваемого 10 лет иностранца задержали в области Абай
Монография «Скрытые лики террора: история в документах и судьбах» демонстрирует новые подходы в изучении советской истории
Архивная рукопись рассказа Мухтара Ауэзова стала настоящим событием
Совет по инклюзии Сената: о важности комплексной реабилитации рассказал Маулен Ашимбаев
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Tesla Илона Маска подала в суд на Tesla Power
Еще две медали завоевал Казахстан на турнире по дзюдо серии Grand Slam
Грузовые самолеты начали курсировать между Туркестаном и Стамбулом
Служба охраны и защиты лесного фонда появилась в Казахстане
Правила приема в школы изменили в Казахстане
Казахстанцы стали чаще посещать концерты
«Это перерастает в издевательство над моей семьей»: Айтбек Амангельды о раскаянии Байжанова
Адвокат Бишимбаева попросил удалить из зала суда людей с надписями на футболках
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
Количество сделок с недвижимостью в Казахстане выросло на 8,7%
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате

Читайте также

Казахстанский вуз признан самым лучшим в Центральной Азии
Сноровку формирует тренировка
Достойное служение праву
В Косшы открыли первый государственный спортобъект

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]