Созвучие графики и поэзии

755
Диляра Шарипова, кандидат искусствоведения

Иллюстрирование произведений Абая – важный этап в творчестве знаменитого казахского графика Исатая Исабаева

фото предоставлено автором

Одной из графических жемчужин стали иллюстрации Исатая Исабаева к книге «Лирика Абая», особенно к циклу «Времена года», буквально ошеломившие читательскую публику своим формальным совершенством и проникновением в текст.

Каждое из стихотворений абаевского цикла – это красочное описание множества событий и персонажей: стремительно летит сокол, рядом с ним мчится джигит, мелькают бабочки, а в горах заливаются дрозды и кукушки. Стада тучнеют, табунщики возвращаются домой, собаки бегут прокормиться холодной зимой, старики ждут той, солнце заходит в шатер «с глазами, теплыми от благодарности людской». Этот мир еще и шумный: кричат гуси, лебеди, шушукаются девушки, слышится гомон детей. Как передать с помощью графики этот космос?

Конечно же, можно было пойти по проторенному пути и украсить лист маленькими заставками и концовками, например, картинками пары гусей, всадника или юрты. Исабаев же стремился объять весь мир Абая, он ставил новые задачи и решал их.

Для отражения огромного абаевского мира упор делается на его протяженности и многогранности. Это подводит Исабаева к организации особой пространственной среды, в которую он вводит читателя лирики великого мыслителя. Чтобы упорядочить мир поэтических образов, задать ему четкий ритм, график использует геометрические конструкции в виде вытянутых прямоугольников-рамок. Происходит двойное преображение: он обобщает события текста, переносит их на книжный лист, а дальше вновь преображает натуру, приближая к зрителю, как в объективе камеры, главные моменты.

Рамы отсылают к картинам-полиптихам, составленным из отдельных створок. Именно эту форму использует автор в композиции, разделяя ее на отдельные самостоятельные части, в то же время объединяя их единым пейзажем. Книжная страница уподобляется рели­гиозной живописи: лирика Абая возвы­шается до статуса духовно значимой, сакральной вещи.

Принцип двойного преображения можно наглядно представить в открывающем цикл листе – свободной интерпретации стихотворения «Зима». На первом плане у правого края мы видим фигуру Абая, стоящего перед диптихом, словно всмат­ривающегося в мир, который разворачивается на его «створках». Абай показан как наблюдатель, аналитик, стремящийся увидеть за сменой природных циклов нечто большее – принципы мироздания, суть вещей.

Абай-наблюдатель, внимательный и в то же время способный от частного перейти к общему, – именно такая позиция, точка зрения выделяет его строки среди других. Она задает особую поэтическую интонацию, спокойную и вдумчивую, каждый миг бытия, самый прозаичный и будничный, рассматривая как драгоценное впечатление, за которым стоит вечная тайна мироздания.

Титаническая сущность Абая раскрывается Исабаевым в левой створке, где он изображает огромную фигуру, отсылающую и к образу Зимы, и к образу самого поэта. Подобно культурному герою мифа, поэт созидает свой мир, побеждая хаос и тьму. Черноте темных штрихов противопоставляется яркость светового потока, исходящего от грандиозной фигуры. Этот поток высвечивает островок света у ног поэта, на котором расположился аул с юртами. Используя контраст масштабов, света и тени, график показывает Абая как творца казахского мира, созидателя особой поэтической реальности.

В офорте «Весна» представлена другая, осовремененная, интерпретация абаевской поэзии. Исабаев в этом листе отталкивается от абаевских строк, чтобы рассказать свою частную историю о любви. Весна, возрождение земли, любовь молодого поэта слиты здесь воедино. В образе возлюбленной поэта точно найден жест. У девушки, когда она смотрит на себя в зеркало, рука изящно закинута за голову – ей незачем стыдиться своей красоты. У Абая мы читаем, что «земля, белый саван отшвырнув, устремилась к возлюбленному». Исабаев одним жестом отражает открытость, нетерпение, свободу своей героини.

Лист «Лето» наиболее приб­лижен к тексту, насыщенному событиями, персонажами и звуками. Ключом к лирике Абая стало понимание образа степи как бесконечного ландшафта. График плотно заполняет всю поверхность листа, стремясь рассказать о происходящем как можно подробнее. За каждой зарисовкой чувствуется мощь огромного пространства, охватывающего каждую частичку бытия. Лето в степи – краткий миг достатка и спокойствия в кочевническом быте. Недаром рай, Жеруйык, представлялся как место вечного лета.

График избрал точку обозрения сверху, когда мы видим аул, будто находясь на возвышении. С помощью этой оптики он дает образ кочевья, открывая тихую жизнь простых людей: девушки только закончили латать юрту, горит ошақ, а рядом с ним сидит мать с ребенком. Исабаеву вслед за Абаем удалось передать масштаб казахского космоса, упоение свободным простором, слитность человеческих будней и природных циклов.

Рамы, к которым прибегает во всех листах серии Исатай Исабаев,­ в офорте «Осень» яв­ляются порогом юрты, значимым символом, семантика которого связана в мировоззрении кочевников с ограничением «своего» и «чужого» пространства.

Решение книги было подсказано графику самим строем абаев­ской поэзии. Вслед за поэтом он сосредоточил свое внимание на раскрытии казахского окоема. Перед читателем разворачи­вается картина, связанная не с покорением пространства, а с его свободным потоком, отражаю­щая ключевые ценности номадического мира – ширь, свободу, единство с космосом. Апология пространства, наполненность его смыслами является главным нер­вом в иллюстрациях Исабаева к лирике Абая, позволяя добиться созвучия графики и поэзии.

Популярное

Все
Новоселье у подножия Хан-Тенгри
Четверть века на страже южных рубежей
Диалог будет продолжен
Невероятное из простого
Рекорд в честь юбилея
Там, где любовь и поддержка
Прошли тропою снежных барсов
Растет интерес к исследованию тюркской цивилизации
Первый шаг в большое кино
Уже не молод, но еще не стар: фильм о любви, которая не знает возраста
Тревожный сигнал
Не роскошь, а средство передвижения
Комфортная среда – основа доступности
Так судьба распорядилась
В штатном режиме
Дорога к знаниям открыта!
Цифровые хищники: охота на доверчивых продолжается
Чтобы специалисты оставались в селах
Обратная связь как основа доверия
В тандеме
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Началось возведение энергоблока
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
В Отбасы банке разьяснили вопрос по выдаче денег из ЕНПФ на лечение зубов
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
Обсужден проект строительства ТЭЦ
На Кубе полный блэкаут
День кино отмечают в Казахстане
«Маскарад» в Шымкенте
Инфляция в пределах 10-11%: тарифы на комуслуги останутся стабильными
15 сентября заканчивается срок подачи декларации о доходах
Телеканал Euronews показал международной аудитории комплекс «Байконур»
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Права и возможности женщин с инвалидностью обсудили на конференции в Астане
Токаев: Ключевая цель – трансформация Казахстана в технологически продвинутую нацию
АЗРК подготовило список предприятий для приватизации
Потребителей кофе в Казахстане становится все больше
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

В старейшей библиотеке хранятся книги, которые читал Абай
Возрождая традиции казахских ремесел
Карта казахской силы
Текелийская ступа: версии и легенды

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]