Старое здание Алматинского аэропорта 1936 года постройки, признанное архитектурным памятником довоенной эпохи, может исчезнуть

1994
Шулембаева Раушан
корреспондент

Старое здание Алматинского аэропорта 1936 года постройки, признанное архитектурным памятником довоенной эпохи, может исчезнуть. Строение огородили с целью разобрать и перенести на другое место, а его знаменитый шпиль, признанный неофициальной визитной карточкой города, вскоре перестанет быть таковым.

Свидетель истории

С таким решением турецкого инвестора – застройщика нового Международного аэропорта Алматы – не согласны горожане, которых волнует дальнейшая судьба терминала довоенной постройки, который находится под защитой государства как памятник архитектуры местного значения. Памятник неотделим от истории, свидетелем которой является.

Активистка, патриот города и архитектор по образованию Эмина Кужамуратова, инициировавшая общественное движение «Защитим Алматы», напомнила, что наш аэропорт вместе со всеми строениями продали турецкой компании с большим опытом строительства портов. Инвес­тор, по ее словам, возможно, не подозревал, что на территории находится исторический ­объект в статусе памятника архитектуры. В итоге иностранная компания выдвинула предложение перенести памятник на сотни метров в сторону, чтобы не мешал строительству нового терминала.

– Специалисты понимают, что перенос однозначно означает уничтожение памятника, – уверена Эмина Кужамуратова. – Причем перенести здание предлагается не на территорию аэропорта, а на соседнюю, арендованную. И даже если здание, как уверяет инвестор, будет повторять абрис нынешнего памятника, то при этом он умалчивает, что многие исторические элементы просто не поддаются переносу – например, стеклянные витражи с более чем полувековой историей.

Кроме того, перенос – это очень сложная операция, требующая дорогостоящей сложной техники и специалистов. В мире есть прецеденты по переносу памятников, и они стали возможны благодаря усилиям государств, частного капитала и мировых организаций. Вспомните Египет, где при строительстве Асуанской плотины египтянам было не под силу спасать храмовый комплекс от затопления, и тогда вмешалась ЮНЕСКО с международным призывом и миллиардными вложениями в дело спасения наследия фараонов.

Дамоклов меч?

Турецкий холдинг, по словам Эмины Кужамуратовой, вряд ли готов пойти на миллионные затраты ради нашего истори­ческого наследия. К слову, в Турции уважают свою историю и ради знаменитой Айи-Софии, как напомнила наша собеседница, даже снесли современные высотки, поскольку они нарушали исторический силуэт той местности.

Перенос, а проще говоря, уничтожение памятника, словно Дамоклов меч висит над нашим старым аэропортом, а по сути, над нашей исторической памятью. Эмина Кужамуратова сообщила, что неравнодушные архитекторы, в том числе из Общественного совета Алматы, добровольно разработали проекты по интеграции архитектурного памятника в новый терминал, превращения его, к примеру, в музей, как точку притяжения туристов. Они считают возможным сделать старое здание фоном, а его знаменитый шпиль – осью композиционного центра, а уже позади него расположить современную воздушную гавань. Таким образом люди призывают отдать дань уважения нашей истории.

Да, Алматы нуждается в новом воздушном терминале. Но неравнодушная общественность в лице движения «Защитим Алматы» ставит вопрос шире: почему современный терминал, который будет представлять собой обычный крытый стадион с большим количеством едущих дорожек, гейтов и прочих служб для авиапассажиров, без намека на какую-либо эстетику, хотят построить в черте города, при этом снося уникальное историческое здание? В то время как в мире утвердилась иная практика: подобную технологическую фаб­рику для авиаперелетов власти мегаполисов мира давно вывели в чистое поле, удалив от своих городов на десятки километров.

Буквально по пальцам пересчитать

Уникальность старого Алматинского аэропорта еще в том, что он строился как объект градостроительного значения. Поэтому от него протянуты улицы, поэтому он является памятником не только объемной архитектуры, но и градостроительства. Здесь Эмина Кужамуратова провела аналогию с собором Нотр-Дам, который возведен на маленьком острове в центре реки Сены и немыслим вне этого участка земли. Если собор вдруг перенесут, он перестанет быть достопримечательностью Парижа и потеряет свою аутентичность. То же самое можно сказать и о нашем памятнике, от которого, словно лучи, берут начало улицы.

– И давайте не забывать, что таких свидетельств нашей истории осталось – буквально по пальцам пересчитать, – подчеркивает общественный деятель.

На вопрос, почему инвестор ­ухватился за эту территорию, а не стал планировать строительство в десятках километров от Алматы по опыту того же Стамбула, она ответила просто: в городе есть вся необходимая инфраструктура. А в чистом поле ее надо создавать с нуля, это лишние затраты, причем немалые. Понятно, что застройщику это невыгодно.

Поэтому продолжается общест­венная дискуссия о том, как найти баланс между интересами жителей, бизнеса и сохранением исторической застройки. Люди задаются вопросами, как так случилось, что иностранные инвесторы могут поступать по своей выгоде с дорогим нашему сердцу памятником? Где власти, которые должны защищать наше историческое наследие?

Вокруг исторического здания образовалась группа из неравнодушных граждан, активистов и экспертов. Несколько общественных организаций, объединившись, направили заявление о нерешенной судьбе истори­ческого памятника архитектуры довоенной постройки в Группу устойчивой инфраструктуры Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), финансирующего иностранную компанию-застройщика. После письма общественности банк инициировал международную экспертизу.

Эмина Кужамуратова привела цитату из ответов ЕБРР о том, что «предварительная культурно-историческая оценка подтверждает, что здание терминала МАА категории VIP имеет историческую, культурную, архитектурную ценность и потенциальную общественную значимость». Также прозвучало заверение, что «перед одобрением соответствующего решения TAV Airports проведет консультации с различными заинтересованными сторонами с целью получения обратной связи по выбранному решению».

Ключевой момент в хронологии событий

– ЕБРР подтвердил финансирование иностранного инвес­тора, но вопрос общественнос­ти так и не решен, – добавила Эмина Кужамуратова. – Какие при подтверждении были даны рекомендации относительно исторического объекта, и были ли они, мы не знаем. Но зато выяснили такой ключевой момент: оказывается, чиновники, выдав разрешение на перенос истори­ческого памятника, не согласовали его с Министерством культуры и спорта. Хотя обязаны были это сделать. Мы, общественная группа Алматы, написали об этом письмо в министерство и одновременно – в Союз архитекторов РК и акимат Алматы. «Просим предоставить точные сведения, было ли согласовано с Министерством культуры и спорта РК решение акимата г. Алматы о перемещении памятника истории и культуры местного значения «Аэропорт (Аэропорт международных линий)» в г. Алматы, как того требует Закон РК об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия», – говорилось в письме. Казахстан является членом международной Конвенции об охране культурного и природного наследия и признает меж­дународные нормы по сохранению культурного наследия, в том числе норму о том, что «памятник неотделим от истории, свидетелем которой он является, и от окружающей среды, где он расположен».

Необходимо добавить, что ответ подтвердил опасения: перенос исторического памятника довоенной постройки не был согласован с Министерством культуры и спорта РК.

Неравнодушные активисты направили письмо также иностранному инвестору с просьбой продолжить рабочие встречи для достижения консенсуса и для того, чтобы объявить открытый конкурс среди архитекторов. «У нас есть талантливые специалисты, из их работ можно будет выбрать оптимальное красивое решение, – уверены общественники. – Но инвесторы не реагируют на наше предложение».

Горожане убеждены, что предлагаемый проект перемещения исторического здания Алматинского аэропорта довоенной постройки не сможет обеспечить сохранение аутентичности и целостности того, что делает его памятником истории и культуры не только Казахстана, но всего Центрально-Азиатского региона.

Популярное

Все
Стипендии повысили студентам в Казахстане
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В тройке лидеров
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
В Бенине военные захватили власть
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Президент Ирана прибыл в Акорду
Водителя груженого бензовоза заподозрили в нетрезвом вождении
Нацбанк предупредил казахстанцев о новой схеме мошенничества
«Адал азамат»: внимание к каждому ученику
Мы третьи в мире!
Итоги большого общественного пути
Когда призраки прошлого оживают в семейном доме
Фигуристка Самоделкина завоевала «бронзу» на турнире в Хорватии
Месси установил новый рекорд по числу трофеев в футболе
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Из казармы в кампус
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Незаконный оборот электронных сигарет пресечен в Караганде
Женский бизнес в цифровую эпоху
Настрой – позитивный
Ключевое направление идеологической работы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]