Старое здание Алматинского аэропорта 1936 года постройки, признанное архитектурным памятником довоенной эпохи, может исчезнуть Общество 7 марта 2022 г. 1:45 1994 Шулембаева Раушан корреспондент Старое здание Алматинского аэропорта 1936 года постройки, признанное архитектурным памятником довоенной эпохи, может исчезнуть. Строение огородили с целью разобрать и перенести на другое место, а его знаменитый шпиль, признанный неофициальной визитной карточкой города, вскоре перестанет быть таковым. Свидетель истории С таким решением турецкого инвестора – застройщика нового Международного аэропорта Алматы – не согласны горожане, которых волнует дальнейшая судьба терминала довоенной постройки, который находится под защитой государства как памятник архитектуры местного значения. Памятник неотделим от истории, свидетелем которой является. Активистка, патриот города и архитектор по образованию Эмина Кужамуратова, инициировавшая общественное движение «Защитим Алматы», напомнила, что наш аэропорт вместе со всеми строениями продали турецкой компании с большим опытом строительства портов. Инвестор, по ее словам, возможно, не подозревал, что на территории находится исторический объект в статусе памятника архитектуры. В итоге иностранная компания выдвинула предложение перенести памятник на сотни метров в сторону, чтобы не мешал строительству нового терминала. – Специалисты понимают, что перенос однозначно означает уничтожение памятника, – уверена Эмина Кужамуратова. – Причем перенести здание предлагается не на территорию аэропорта, а на соседнюю, арендованную. И даже если здание, как уверяет инвестор, будет повторять абрис нынешнего памятника, то при этом он умалчивает, что многие исторические элементы просто не поддаются переносу – например, стеклянные витражи с более чем полувековой историей. Кроме того, перенос – это очень сложная операция, требующая дорогостоящей сложной техники и специалистов. В мире есть прецеденты по переносу памятников, и они стали возможны благодаря усилиям государств, частного капитала и мировых организаций. Вспомните Египет, где при строительстве Асуанской плотины египтянам было не под силу спасать храмовый комплекс от затопления, и тогда вмешалась ЮНЕСКО с международным призывом и миллиардными вложениями в дело спасения наследия фараонов. Дамоклов меч? Турецкий холдинг, по словам Эмины Кужамуратовой, вряд ли готов пойти на миллионные затраты ради нашего исторического наследия. К слову, в Турции уважают свою историю и ради знаменитой Айи-Софии, как напомнила наша собеседница, даже снесли современные высотки, поскольку они нарушали исторический силуэт той местности. Перенос, а проще говоря, уничтожение памятника, словно Дамоклов меч висит над нашим старым аэропортом, а по сути, над нашей исторической памятью. Эмина Кужамуратова сообщила, что неравнодушные архитекторы, в том числе из Общественного совета Алматы, добровольно разработали проекты по интеграции архитектурного памятника в новый терминал, превращения его, к примеру, в музей, как точку притяжения туристов. Они считают возможным сделать старое здание фоном, а его знаменитый шпиль – осью композиционного центра, а уже позади него расположить современную воздушную гавань. Таким образом люди призывают отдать дань уважения нашей истории. Да, Алматы нуждается в новом воздушном терминале. Но неравнодушная общественность в лице движения «Защитим Алматы» ставит вопрос шире: почему современный терминал, который будет представлять собой обычный крытый стадион с большим количеством едущих дорожек, гейтов и прочих служб для авиапассажиров, без намека на какую-либо эстетику, хотят построить в черте города, при этом снося уникальное историческое здание? В то время как в мире утвердилась иная практика: подобную технологическую фабрику для авиаперелетов власти мегаполисов мира давно вывели в чистое поле, удалив от своих городов на десятки километров. Буквально по пальцам пересчитать Уникальность старого Алматинского аэропорта еще в том, что он строился как объект градостроительного значения. Поэтому от него протянуты улицы, поэтому он является памятником не только объемной архитектуры, но и градостроительства. Здесь Эмина Кужамуратова провела аналогию с собором Нотр-Дам, который возведен на маленьком острове в центре реки Сены и немыслим вне этого участка земли. Если собор вдруг перенесут, он перестанет быть достопримечательностью Парижа и потеряет свою аутентичность. То же самое можно сказать и о нашем памятнике, от которого, словно лучи, берут начало улицы. – И давайте не забывать, что таких свидетельств нашей истории осталось – буквально по пальцам пересчитать, – подчеркивает общественный деятель. На вопрос, почему инвестор ухватился за эту территорию, а не стал планировать строительство в десятках километров от Алматы по опыту того же Стамбула, она ответила просто: в городе есть вся необходимая инфраструктура. А в чистом поле ее надо создавать с нуля, это лишние затраты, причем немалые. Понятно, что застройщику это невыгодно. Поэтому продолжается общественная дискуссия о том, как найти баланс между интересами жителей, бизнеса и сохранением исторической застройки. Люди задаются вопросами, как так случилось, что иностранные инвесторы могут поступать по своей выгоде с дорогим нашему сердцу памятником? Где власти, которые должны защищать наше историческое наследие? Вокруг исторического здания образовалась группа из неравнодушных граждан, активистов и экспертов. Несколько общественных организаций, объединившись, направили заявление о нерешенной судьбе исторического памятника архитектуры довоенной постройки в Группу устойчивой инфраструктуры Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), финансирующего иностранную компанию-застройщика. После письма общественности банк инициировал международную экспертизу. Эмина Кужамуратова привела цитату из ответов ЕБРР о том, что «предварительная культурно-историческая оценка подтверждает, что здание терминала МАА категории VIP имеет историческую, культурную, архитектурную ценность и потенциальную общественную значимость». Также прозвучало заверение, что «перед одобрением соответствующего решения TAV Airports проведет консультации с различными заинтересованными сторонами с целью получения обратной связи по выбранному решению». Ключевой момент в хронологии событий – ЕБРР подтвердил финансирование иностранного инвестора, но вопрос общественности так и не решен, – добавила Эмина Кужамуратова. – Какие при подтверждении были даны рекомендации относительно исторического объекта, и были ли они, мы не знаем. Но зато выяснили такой ключевой момент: оказывается, чиновники, выдав разрешение на перенос исторического памятника, не согласовали его с Министерством культуры и спорта. Хотя обязаны были это сделать. Мы, общественная группа Алматы, написали об этом письмо в министерство и одновременно – в Союз архитекторов РК и акимат Алматы. «Просим предоставить точные сведения, было ли согласовано с Министерством культуры и спорта РК решение акимата г. Алматы о перемещении памятника истории и культуры местного значения «Аэропорт (Аэропорт международных линий)» в г. Алматы, как того требует Закон РК об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия», – говорилось в письме. Казахстан является членом международной Конвенции об охране культурного и природного наследия и признает международные нормы по сохранению культурного наследия, в том числе норму о том, что «памятник неотделим от истории, свидетелем которой он является, и от окружающей среды, где он расположен». Необходимо добавить, что ответ подтвердил опасения: перенос исторического памятника довоенной постройки не был согласован с Министерством культуры и спорта РК. Неравнодушные активисты направили письмо также иностранному инвестору с просьбой продолжить рабочие встречи для достижения консенсуса и для того, чтобы объявить открытый конкурс среди архитекторов. «У нас есть талантливые специалисты, из их работ можно будет выбрать оптимальное красивое решение, – уверены общественники. – Но инвесторы не реагируют на наше предложение». Горожане убеждены, что предлагаемый проект перемещения исторического здания Алматинского аэропорта довоенной постройки не сможет обеспечить сохранение аутентичности и целостности того, что делает его памятником истории и культуры не только Казахстана, но всего Центрально-Азиатского региона.
11 декабря 2025 г. 14:02 Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
21 ноября 2025 г. 18:54 «Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
24 ноября 2025 г. 19:36 Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
24 ноября 2025 г. 14:35 Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области