Тратим в удовольствие Интернет изменил нашу жизнь, и для многих уже стало обыденным делом оплатить коммуналку, заказать строительную бригаду или просто купить понравившийся товар, не выходя из дома. Преимущества налицо – экономия времени, нервов, возможность осуществить запрос в любое время дня и ночи.
Между тем конкурентная торговля в режиме онлайн пришла в Казахстан не сразу. Были, конечно, частные объявления по продажам товаров-услуг, но возможности выбора между разными организациями, магазинами, осуществляющими продажи в Глобальной сети, практически не существовало.
– Сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, – комментирует президент ОЮЛ «Интернет-ассоциация Казахстана» Шавкат Сабиров. – Люди уже перестали бояться делать покупки онлайн, поскольку, даже заранее оплачивая товар, они уверены в его получении.
Бывают, конечно, и случаи откровенного мошенничества, и ими занимаются правоохранительные органы. Хотя доказать на деле вину подозреваемого в этом плане не так-то просто. Хорошо, если сохранилась переписка со лжепродавцом, но и указанный адрес может быть зарегистрирован на несуществующее лицо. Впрочем, речь сейчас не об этом.
Официальная статистика гласит: рядовой казахстанец – человек платежеспособный. И с удовольствием тратит деньги, предпочитая, по данным компании Pay online, одежду и аксессуары. От общего числа товаров эта категория составляет почти 57%. Средний чек покупок при этом варьируется в пределах 5–25 тыс. тенге. Кстати, 49,2% покупателей стараются производить оплату курьеру товара только при получении оного.
Надо сказать, что при таком подходе вероятность подвоха ничтожно мала. А проблемы, если они все же возникают, решаются на месте в формате двусторонних переговоров без вмешательства третьих лиц.
– Судите сами, зачем предпринимателю рисковать своей репутацией из-за одного товара, – рассуждает Шавкат Сабиров. – Стоит кому-нибудь написать негативный отклик в тех же социальных сетях, и это ударит по его бизнесу похлеще любого кризиса.
Впрочем, немного подпортить им настроения могут и налоговые обязательства. Ведь интернет-магазины, вопреки бытующему мнению, оплачивают налоги наравне с обычными торговыми заведениями Казахстана.
«Ну, здрасьте: моя знакомая продает товар в Интернете и никому ничего не платит», – наверное, скажет один из вас. Так знайте – она, знакомая, нарушает закон. Поскольку фактически не легализовавшие форму собственности юридического лица и соответственно не зарегистрировавшиеся в Налоговом комитете предприниматели е-commerce работают незаконно.
Налог платежом красен Речь, прежде всего, идет о бизнесменах, пытающихся «развернуть» свое дело на просторах Фейсбука и приложения Инстаграм. Разумеется, большинство из них налоги не платили и платить до последнего времени не собирались. Правда, когда Комитет государственных доходов официально озвучил в сетях информацию о необходимости создания ИП торговцами интернет-товаров и услуг, зарегистрировались сразу около ста новых индивидуальных предпринимателей.
В целом о том, что люди у нас законопослушные, говорят и представители государственных органов и Интернет-ассоциации Казахстана. Поскольку уже при первых же замечаниях, в том числе устного характера, они выполняют обязательства в срок. Соответственно, никаких дел в отношении неплательщиков налогов в этой сфере пока еще не было.
Солидарность в этом мнении проявляет и президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин. По его словам, наши предприниматели не противятся оплачивать налоги в казну. Но многие соглашаются, что неплохо было бы их сократить.
По общему мнению, это будет не только способствовать росту числа интернет-магазинов в Казахстане, но и позволит им в достаточной мере конкурировать с представителями зарубежной электронной коммерции.
– Возьмите, к примеру, американский интернет-магазин Amazon, – говорит глава Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса. – Согласно законодательству США, он освобожден от налога с продаж вне зависимости от места реализации продукта. И это распространяется на Казахстан, где он фактически работает на «льготных» условиях.
В итоге получается, что иностранные интернет-магазины нашли себе неплохую нишу для сбыта товаров. Поскольку на деле они получили гораздо больше, чем ожидали «взять» с казахстанского потребителя.
Между тем все понимают, что противостоять таким гигантам в интернет-торговле, как американский Amazon или китайский AliExpress, невозможно. Да это, собственно, и не является целью, поскольку гораздо важнее поддержать казахстанские интернет-магазины, в числе которых также зарегистрированные на территории нашей страны компании, имеющие головной офис за рубежом.
К последним относятся те, кто осознанно легализовал свой бизнес у нас в стране и оплачивает сегодня налоги в казну, дабы работать законопослушно и проявить себя в честной и конкурентной борьбе.
Вообще вопрос о создании равных условий для участников рынка и регистрации подобных магазинов в стране, в которой осуществляется торговля, в Казахстане уже обсуждают не первый год. Ведь из-за тех, кто не хочет и не считает нужным зарегистрировать здесь ИП, ТОО, что угодно, и создаются в итоге определенные перекосы, играющие не в пользу отечественных бизнесменов.
Судите сами. Если, по официальным сведениям, сегодня в республике действует порядка 500 интернет-магазинов (данные ориентировочны), то на деле их может быть 1 500, а то и 2 000 единиц, и это не считая «заезжих» предпринимателей! А ведь последние составляют почти половину, если не более, от существующих.
К слову, этот вопрос поднимался недавно на семинаре, организованном Комитетом государственных доходов МФ РК по теме «Администрирование и аудит интернет-торговли». Участники встречи, а среди них было немало экспертов из-за рубежа, тогда обсуждали проблемы взимания НДС с электронных коммерческих сделок, налогообложения, в том числе иностранных интернет-магазинов.
Так вот там было озвучено, что по опыту европейских стран очевидно: схема взимания налогов по месту нахождения клиентуры интернет-магазина весьма эффективна в отношении государства, где непосредственно происходит покупка товара. Ведь в каждой стране различное налогообложение, и поэтому иностранные предприниматели могут легко «убить» весь местный рынок, который исправно платит налоги и, соответственно, отдает часть доходов в казну.
С конкурентами– на равных Интересен в связи с этим и опыт соседней России, где почти каждый день оформляется до миллиона покупок на том же AliExpress. Дешевизна и разнообразие предоставляемых товаров сделали свое дело, и сейчас это серьезная проблема для российского товарооборота, который частично уже переходит в руки китайских производителей.
Не отрицают серьезного влияния на e-commerce со стороны зарубежных интернет-магазинов и в АО «Казпочта». Через них проходят практически все подобные посылки. При этом они уверены – дело скорее не в товарах, предлагаемых иностранными компаниями, и даже не в налоговой политике по отношению к ним, а в недостаточном развитии логистического процесса, ориентированного на местные организации, работающие по продажам в режиме онлайн.
Частично решить проблему, по мнению сотрудников Казпочты, позволит разработанный ими проект по созданию е-commerce центра в Астане. Предполагается, что предприниматели в сфере электронной торговли смогут осуществлять здесь отправку своих посылок в сортировочный центр и далее по адресам клиентов, в разы экономя время.
Дело в том, что ранее эта процедура могла занимать около двух часов, так как бизнесмен приходил на почту и обслуживался как физическое лицо. «Но это корпоративный клиент, и он имеет право на особое отношение», – считают руководители Казпочты.
В итоге теперь услуги по оформлению посылок будут предоставляться за пять минут. И воспользоваться таким сервисом в недалеком будущем смогут не только предприниматели Астаны, но и других городов Казахстана. Согласно планам 16 отделений центра по всей республике заработают уже до конца текущего года.
Так, головной офис одного из ведущих интернет-магазинов страны Flip.kz расположен в Караганде. Но, как говорит его руководитель Александр Соколов, это им не мешает работать на всю страну и даже на государства Таможенного союза.
Основной поток их товаров «уходит» в Алматы. Второе место уверенно держится за покупателями столицы. А вот на третьем, как правило, фигурируют Караганда, Актау, Шымкент, Павлодар.
По приблизительным оценкам Интернет-ассоциации РК, объем интернет-рынка республики в 2016 году составил 159,8 млрд тенге. Количество компаний в ходе оценки было ограничено только крупными игроками на рынке, для которых онлайн-бизнес – основной.
В Комитете государственных доходов РК в свою очередь заявляют, что в 2014 году интернет-магазины оплатили в бюджет налогов на сумму 2,8 млрд тенге и более 4,1 млрд тенге – в 2015-м. При этом если рынок интернет-торговли в 2010 году занимал чуть более 1% от общего объема интернет-рынка, то в 2015 году достиг 55,87%!
Кстати, на этот год Министерство национальной экономики запланировало проведение полномасштабного исследования по вопросам совершенствования государственного регулирования электронной торговли в Казахстане. Будем надеяться, что результатом его станет не просто обновление имеющихся данных, но и выработка оптимальных путей решения множества проблем, служащих барьерами в развитии электронной торговли в стране, а также действенных мер государственной поддержки по стимулированию e-commerce.