Пример трудолюбия, честности и преданности избранному делу, о чем писал Абай, продемонстрировали учащиеся хореографического училища. Со сцены звучали любимые в народе песни «Көзімнің қарасы», «Желсіз түнде жарық ай», «Слова назиданий», стихи на казахском, русском, английском и французском языках. Для гостей юные артисты также исполнили танцы «Қамажай», «Ақат», «Ұршық».
Участники встречи – деятели культуры, ученые, литераторы – вместе с педагогами и их воспитанниками обсудили статью Президента страны Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке». В том числе речь шла и о музыкальной реформе Абая. Кандидат искусствоведения Алия Сабырова подчеркнула, что вторая половина ХIX века, в которой творил поэт, является особой в культурно-исторической судьбе казахского народа. Это время общественно-политических и социокультурных потрясений, кризиса кочевой цивилизации. Царские реформы 1882–1884 годов сопровождались возведением военных крепостей, лишением казахов плодородных земель, что вызывало волны народно-освободительного движения.
– На гребне этой волны у поэтов зар-заман – тяжелого времени – рождалось новое понимание и осмысление своей роли в рождении новой литературы, – продолжила Алия Сабырова. – Творчество Абая, продиктованное требованиями той эпохи, как раз стало переломным в развитии песенного стиля Арки. Поэтому важно понимание представлений поэта о музыке, которые, по сути, имеют облик концепции искусства.
В высказываниях Абая о песне, по словам искусствоведа, очевидно его желание нормативно-жанрово оформить ее статус. Так, в 1887 году в стихотворении «Өлең – сөздің патшасы» Абай впервые заявляет: «Сөз түзелдi, тыңдаушы, сен де түзел» («Слово подверглось изменению, слушатель, ты тоже изменись»). Эта же мысль в других фразах: «Абайлар әрбiр сөзiн өз халынша» («Осмотрителен к каждому слову») и «Сәулесi бар жiгiттер бiр ойланар» («Задумайтесь, джигиты, в коих есть луч»). Уже уловимы качества нового искусства, привнесенные Абаем, его особое, бережное отношение к бесконечной глубине слова.
Абай четко определяет ориентиры такого творчества: «Мақсатым – тіл ұстартып, өнер шашпақ, наданның көзін қойып, көңілін ашпақ» («Цель моя – совершенствование языка, раскрыть глаза, изменить внутренний мир невежд»). В последующих произведениях поэт полнее раскрывает эти принципы – от представлений о песенном идеале, качеств носителя нового искусства до рекомендаций к слушателю. Итоговый характер стихотворения «Көңіл құсы құйқылжыр шартарапқа» 1895 года придал высказываниям Абая завершенность концепции: «Білімдіден аяман сөздің майын, Алты өлеңмен білдірдім әннің жайын. Ездің басы қаңғырсын ердің көңлі. Жаңғырсын деп ойладым жазған сайын. Көкірегінде оты бар ойлы адамға Бұл сөзімнің суреті тұрар дайын» («От просвещенного не пожалею истинного слова, шестью стихами изложил я положения о песне. Невежда не воспримет, не поймет. А в душе джигита эхом отзовется с каждым разом. Лишь думающий, в ком душа пылает, увидит ясно картину моих мыслей»).
Такую трактовку взглядов Абай назвал «әннің жайы» («положение о песне»), поскольку она наиболее широко объемлет пространство музыкальной культуры. Именно такое критичное отношение Абая к окружающему, стремление к духовному познанию истины Мухтар Ауэзов емко определил как «религию разума».
Уникальность взглядов поэта и философа, как говорилось на встрече, состоит в его мудрости, любви и сострадании к людям. Потому так драгоценны его размышления о качествах зрелой личности: горячей энергии, светлом разуме и мягком сердце, которые и должны стать стержнем развития общества. Директор АХУ им. А. Селезнева Даулет Досбатыров напомнил о задаче, поставленной Главой государства в его статье: празднование юбилея поэта использовать для расширения кругозора и духовного развития.
– Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркивает, что литературное наследие великого поэта должно стать «духовным продуктом для всех нас», чтобы рационально использовать его в деле модернизации нации, – продолжил Д. Досбатыров. – В произведениях поэта ярко прослеживается тема борьбы с иждивенчеством, поэтому, как подчеркнул Глава государства, Абай для всех нас является «мотиватором трудолюбия».