По словам руководителя департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Наиля Ахметзакирова, продемонстрировавшего Главе государства работу новейших сервисных разработок на недавнем совещании в Акорде по вопросам модернизации судебной системы, IT-проекты нацелены в первую очередь на оказание помощи судьям в отправлении правосудия и обеспечение единообразия судебной практики.
Цифровые наработки стали и в некотором роде спасительным кругом для секретарей судебных заседаний, сухая констатация прав и обязанностей которых не отражает огромную нагрузку, возложенную на их плечи. Ежедневно по республике проводится порядка 4,5 тыс. судебных процессов, выносится в среднем 6 тыс. решений и приговоров. По итогам 2020 года объем дел и материалов в судах составил 1,3 млн – эти цифры прямо относятся и к работе секретарей судебных заседаний.
Секретарь первый принимает на себя груз ответственности за подготовку судебного процесса. За ним закреплено обеспечение явки лиц в суд, протоколирование заседаний, оформление судебных дел. Наряду с этим – ведение делопроизводства, ответы на звонки граждан, адвокатов и ряд иных важных задач.
Проводимая департаментом работа по цифровизации судебной системы, освобождению судей от дел и материалов, не требующих осуществления правосудия, а также исключение из судебного процесса излишней бюрократии, безусловно, отразились в целом на судопроизводстве и работе канцелярий судов в частности. Давно ушло в прошлое то время, когда секретари вели протоколы вручную. Информационная система судебных органов «Төрелік» полностью автоматизировала процесс документооборота и судопроизводства. Она интегрирована с сервисом «Судебный кабинет», системами аудио- и видеофиксации (АВФ), сайтами судов, а также с информационными платформами госорганов.
Автоматизированы уведомления о движении дела и оповещение участников процесса. По АВФ секретарь ведет краткий протокол судебного заседания, и эта запись автоматически интегрируется в «Төрелік».
– Секретари судебного заседания старательно и ответственно подходят к исполнению должностных обязанностей. Считаю, что от их правильно организованной работы, грамотности, добросовестности и аккуратности во многом зависят работа и имидж суда, – подчеркивает глава департамента.
...Известно, что пандемия внесла коррективы в работу судов: онлайн-формат не облегчил работу, а лишь ее перестроил. И первыми, кому пришлось принимать новые реалии организации судебного процесса, были именно секретари.
При этом отдельные дела требовали обязательного рассмотрения с присутствием сторон в зале заседаний. Это был осознанный риск, на который шли участники процессов. К сожалению, не обошлось без человеческих потерь в рядах судейского корпуса и работников судов.
По словам Наиля Ахметзакирова, дистанционный суд от традиционного отличается лишь способом проведения – посредством гаджетов. Фиксация онлайн-заседаний осуществляется электронным протоколом.
Создавая на первых порах цифровизации электронное хранилище всех судебных актов, суды получили гигантский и неповоротливый массив данных, который еще и с огромной скоростью увеличивался. Требовалось навести порядок, как в библиотеке, где каждая книга лежит на своей полке, которую легко найти. Одним из решений стало создание сервиса «Судебная практика». Проект реализован с применением технологий работы с большими данными, доступен всем судьям и уже содержит порядка 2,5 млн судебных актов по гражданским делам за последние 5 лет.
По аналогии с поисковыми системами (к примеру Google) сервис находит любую информацию в тексте судебных актов. При этом все данные автоматически структурируются, а аналитические фильтры позволяют выбрать регион, суд, категорию дела и т. д. Посредством программы можно увидеть, какое количество решений обжаловалось в апелляции, кассации, выбрать интересующие решения по результату их рассмотрения. Быстрый доступ к нужной информации предоставляет возможность каждому судье сориентироваться в судебной практике.
Но ключевым в формировании единообразной судебной практики считается сервис «Цифровая судебная аналитика» – следующий шаг, сделанный Верховным судом в направлении роботизации отдельных процессов в судопроизводстве. Разработка этого продукта велась совместно с НПП «Атамекен» и командой математиков и IT-специалистов.
Отличительной особенностью его является использование элементов искусственного интеллекта. Модули сервиса могут осуществлять поиск судебных дел уже не просто по словам, а по ситуации, к примеру, описанной в судебном акте или исковом заявлении. С помощью этого сервиса можно отследить «жизненный цикл» решений по всем судебным инстанциям. Программа обучена понимать суть судебных решений, сравнивать их между собой. И самое главное – анализ всех данных позволяет искусственному интеллекту спрогнозировать исход дела.
– Для запуска сервиса нужно провести ряд технических согласований. Плюс обеспечить защиту персональных данных. В этом вопросе работаем вместе с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, добавили в департаменте.
Разработан и еще один IT-проект. Сегодня информационные системы Верховного суда позволяют фиксировать каждый материал, поступивший в суд, отслеживать более 700 различных аспектов деятельности судов, формировать аналитические доклады в режиме онлайн. Новый сервис способен полностью исключить нарушения сроков по делам и материалам, не требующим судейского усмотрения и содержащим бесспорные требования. Их количество ежегодно составляет четверть от общего числа дел и материалов.
Задача новой платформы – подготовить по бесспорным делам проект решения автоматически, сразу после поступления материала в производство. Судья проверяет и скрепляет его своей подписью. Так, например, по закону срок рассмотрения постановления судебного исполнителя об ограничении на выезд из страны должника – 3 дня. Здесь нет правовой сложности в принятии решения, судье достаточно убедиться в том, что сумма задолженности равна или превышает 40 МРП, что должник надлежаще уведомлен, а сроки соблюдены.
– По нашему мнению, эту задачу безупречно и гораздо оперативнее может решить автоматизированный процесс. Мы уже интегрировали наш сервис с базой данных судебных исполнителей, банками второго уровня, Казпочтой и сейчас работаем над изменением программного обеспечения, – резюмировал Наиль Ахметзакиров.