– Аблай Исабекович, в повседневной практике предприниматели все еще сталкиваются с фактами нарушения своих прав, бюрократического давления, административными барьерами. Что должно измениться в сфере защиты прав бизнесменов с введением института бизнес-омбудсмена?– В настоящее время в Национальную палату предпринимателей как организацию, на которую законодательно возложены функции по правовой защите бизнеса, поступают многочисленные обращения предпринимателей. Так, с сентября 2013 года в систему Национальной палаты направили свои обращения более 6 800 субъектов бизнеса. Из них только в Центральный аппарат поступило порядка 2 000 обращений и в региональные палаты – более 4 800.
Если приводить статистику, то больше всего нарушений зафиксировано в сфере земельных отношений, архитектуры, строительства – 19%, налоговых отношений – 11%, государственных закупок и закупок по правилам ФНБ «Самрук-Казына» – 9%; в спорах между МСБ – 6%, в сфере транспорта – 4% и финансовом секторе – 3%.
Большинство обращений предпринимателей по-прежнему связано с явным нарушением законодательства со стороны государственных органов, субъектов квазигосударственного сектора и зачастую – монополистами.
К примеру, в результате совместной проверки Национальной палаты и органов прокуратуры выявлено порядка 5 500 нарушений законности при подключении объектов бизнеса к сетям субъектов естественных монополий, для устранения которых внесено более 70 актов прокурорского реагирования.
Для обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства Национальной палатой уже выстроена работоспособная система правовой защиты бизнеса. На сегодня мы добились почти 30-процентного показателя положительной динамики разрешения обращений предпринимателей по линии защиты.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана, по нашему мнению, должен возглавить такую систему правовой защиты предпринимателей Национальной палаты. Тем самым в стране будет персонализирована ответственность за состояние правовой защиты бизнеса.
– Могли бы вы на конкретном примере продемонстрировать эффективность института бизнес-омбудсмена?– Беспрецедентными являются нормы о подаче бизнес-омбудсменом исков в суды и направление в госорганы рекомендаций относительно мер для восстановления нарушенных прав предпринимателей и привлечения виновных лиц к ответственности.
К примеру, подача исков в суды освободит предпринимателей от уплаты госпошлины. Направление рекомендаций в госорганы обеспечит правильное применение законодательства в отношении предпринимателей и усилит меры их правовой защиты.
– Что показывает международный опыт действия этого механизма, насколько результативным, в частности, он оказался в России?– Институт уполномоченного в РФ функционирует с 2013 года. На сегодня в России существует разветвленная региональная сеть бизнес-омбудсменов. Скоординированная работа власти и бизнеса дает ощутимые плоды. Уполномоченный ежегодно в своем докладе Президенту РФ информирует о состоянии защиты прав предпринимателей, положительных тенденциях в вопросах правовой защиты и дальнейшем развитии института омбудсмена.
К примеру, по аналогии с нашей республикой ведется книга жалоб российского бизнеса (реестр проблем бизнеса), в которой определены основные системные проблемы в разрезе регионов и конкретные пути решения таких проблем.
По нашему мнению, благодаря выстроенной системе региональных и общественных бизнес-омбудсменов в России достигнут максимальный охват осуществления функций по правовой защите предпринимателей.
– На ваш взгляд, какими правами и обязанностями должен обладать уполномоченный по правам предпринимателей в Казахстане? Кем и как он будет назначаться?– Безусловно, полномочия бизнес-омбудсмена должны обеспечивать системное и оперативное решение возложенных на него задач.
В соответствии с уже действующим Законом РК «О Национальной палате предпринимателей» уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана, во-первых, представляет, защищает права и законные интересы субъектов предпринимательства в государственных органах и иных организациях Республики Казахстан, а также международных организациях и иностранных государствах. Во-вторых, он рассматривает обращения субъектов предпринимательства; в-третьих, вносит в государственные органы предложения по защите прав субъектов предпринимательства. В-четвертых, он направляет в государственные органы (должностным лицам), действиями (бездействием) которых нарушены права и законные интересы субъектов предпринимательства, рекомендации относительно мер для восстановления нарушенных прав, в том числе привлечения лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательства, к ответственности. Следующее его полномочие – запрашивать у государственных органов (должностных лиц) информацию, документы и материалы, затрагивающие права и обязанности субъектов предпринимательства, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну. В-шестых, уполномоченный вправе обращаться в суд с иском (заявлением) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. И, наконец, в-седьмых, он принимает иные законные меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Концепция проекта закона, разработанного Министерством национальной экономики совместно с Национальной палатой, предусматривает расширение полномочий бизнес-омбудсмена. Согласно законопроекту у него будут возможности рассматривать проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, участвовать в работе по улучшению бизнес-климата и условий ведения бизнеса в Казахстане, вносить в государственные органы предложения по защите прав субъектов предпринимательства, а также рекомендации по приостановлению ведомственных нормативных правовых актов. В случае несогласия с мнением государственных органов в целях дальнейшего восстановления нарушенных прав предпринимателей он будет вправе направлять ходатайства в органы прокуратуры. Кроме того, предусматривается внесение на рассмотрение Президента Республики Казахстан обращений в случае возникновения фактов системного нарушения прав предпринимателей и невозможности их разрешения на уровне государственных органов.
В целях придания уполномоченному высокого статуса предполагается назначение его актом Президента Республики Казахстан с установлением его подчиненности и подотчетности напрямую Главе государства. Эта мера обеспечит независимость и беспристрастность уполномоченного в его деятельности.
– Будут ли уполномоченные по правам предпринимателей представлены в регионах?– Стоит отметить, что созданная НПП система правовой защиты успешно работает. Во многом этому способствуют функционирующие в 14 областях и городах Алматы, Астане советы по защите прав предпринимателей. Деятельность советов обеспечивают, соответственно, структурные подразделения НПП и палат предпринимателей.
Мы считаем, что с назначением уполномоченного его функции должны реализовываться на республиканском, территориальном и международном уровнях в зависимости от масштабов его деятельности в каждой конкретной ситуации. В связи с этим необходимо наделение функциями уполномоченного и региональных представителей. По нашему мнению, это должны быть председатели советов по защите прав предпринимателей в регионах.
Также мы не исключаем возможности назначения уже самим уполномоченным и общественных представителей бизнес-омбудсмена из числа представителей, аккредитованных в системе Национальной палаты бизнес-ассоциаций.
Общественные представители должны осуществлять представительские и экспертные функции на безвозмездной и добровольной основе.
Все эти шаги позволят в кратчайшие сроки обеспечить уполномоченному по защите прав предпринимателей Казахстана эффективную защиту нарушенных прав и интересов предпринимателей.
– Как идет обсуждение данного нововведения и когда планируется ввести его на законодательном уровне?– Как вы знаете, идет активная работа, направленная на реализацию Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ. По нашей теме организована диалоговая площадка совместно с Министерством национальной экономики Республики Казахстан. На сегодня основные подходы усиления института уполномоченного поддержаны Национальной комиссией по модернизации.
В связи с этим Министерством национальной экономики ведется работа по включению соответствующих поправок в проект Предпринимательского кодекса.