Золотой человек представлен в Афинах

3792
Айдана Демесинова
Фото пресс-службы Нацмузея РК
11 ноября в Эпиграфическом музее Афин открылась выставка "Великая степь: история и культура", где представлен Золотой человек,  передает Kazpravda.kz со ссылкой на пресс-службу Национального музея Республики Казахстан. 

Целью выставки является ознакомление зарубежного зрителя с богатым историко-культурным наследием Казахстана. На выставке будет представлен символ Республики Казахстан – "Золотой человек".

В рамках проведения выставки в Эпиграфическом музее Афин прошла пресс-конференция с участием представителей греческих средств массовой информации. В пресс-конференции приняли участие Чрезвычайный и Уполномоченный Посол Республики Казахстан в Греческой Республике Алексей Волков, Генеральный директор по древностям и культурному наследию Поликсени Адам-Велени, директор Эпиграфического музея Афин Атанассиос Темос, заместитель директора Национального музея Республики Казахстан Нуразхан Алмаз Шайкенович и д.и.н., профессор Зайнолла Самашев.



Также для греческих зрителей известный археолог, д.и.н., профессор, заслуженный деятель науки Республики Казахстан Зайнолла Самашев прочитал лекцию на тему "Раннесакский культурный комплекс Казахстана".

"Шествие Золотого человека по миру идет своим твердым и уверенным шагом и Греция стала двенадцатой страной, где Казахстан побывал со своей выставкой. Я благодарен Первому Президенту – Елбасы Н.А. Назарбаеву, который создал программу, в рамках которой реализуется проект "Шествие Золотого человека", чтобы Казахстан стал узнаваемым не только в политическом, но и в культурном плане. Хочу выразить благодарность Министерству культуры и спорта Греции, Эпиграфическому музею Афин за совместное проведение выставки", - сказал заместитель директора Национального музея Республики Казахстан Алмаз Нуразхан на церемонии открытия выставки.



В конце 1960-х - начале 1970-х годов в окрестностях Алматы произошла археологическая сенсация: в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя, – "Золотого человека", – ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили "казахским Тутанхамоном" и признали открытием века. Золотые украшения из короны древнего правителя степей – крылатые кони-тулпары, – стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы.

На выставке в Эпиграфическом музее Афин можно увидеть реконструкцию Золотого человека в расшитой одежде, в головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V – IV вв. до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного сакского молодого воина (по мнению археологов его возраст 17-18 лет).



Саки (в переводе с персидского означают "могучие мужи" - прим.) – далекие предки казахов. В сочинениях греческих авторов их называют азиатскими скифами (слово saka восходит к скифскому – "олень"- прим.), в других древних источниках их образно описывали "турами с быстрыми конями". В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда ("острошапочники"- прим.), жившие на территории, где был обнаружен курган Иссык с захоронением "Золотого человека".

В кургане найдено свыше четырех тысяч золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Топография предметов в захоронении позволила исследователям в результате кропотливой работы воссоздать облик древнего воина, который представлен на выставке. Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, – один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории.



Важнейшая особенность древнего искусства степи – господство зооморфных образов – так называемого "звериного стиля", отличительные черты которого – стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями.

Драматизм сюжетов символизирует противостояние стихии и возрождение к жизни, противоборство добра и зла, вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом "звериного стиля" является бляха, датируемая V-IV вв. до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов.

По мере утверждения христианства и мусульманства, "звериный стиль" постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям.

Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, – но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, которые представлены в экспозиции предметами ювелирного искусства, датируемыми XV веком. Также на выставке будут представлены уникальные археологические находки из сакских курганов Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берель (Восточно-Казахстанская область).



Всего на выставке представлено 144 предметa из фондов Национального музея Республики Казахстан. Представляемые на выставке шедевры древнего и средневекового искусства Казахстана эта лишь малая часть творений безымянных мастеров прошлого, отражающих самобытность наследия степной культуры Евразии.

Выставка пройдет с 11 ноября по 11 декабря 2019 года в рамках международного проекта "Шествие Золотого человека по музеям мира".

Популярное

Все
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
ЕС готовится к переговорам о членстве с Украиной и Молдовой
Новое предложение Израиля по перемирию в Газе дает надежду на соглашение
Детей растить и Родину защищать
Рукописи на арабском, персидском и чагатайском языках XVIII-XX веков представлены в Астане
Возобновлена работа пункта пропуска «Желкуар»
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Минздрав внедряет новые подходы в оказании неотложной помощи в акушерстве
Александр Бублик вышел в третий круг «Мастерса» в Мадриде
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Злые языки страшнее пистолета
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Паводки: на пристальном контроле остается Атырауская область
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Полиция Казахстана, Украины и Чехии ликвидировала две группы интернет-мошенников
Сумками выносили деньги из хранилища глава филиала и кассир банка в Степногорске
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных

Читайте также

Вещи Алии Молдагуловой представили на выставке в Алматы
Архивная рукопись рассказа Мухтара Ауэзова стала настоящим …
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]