Фото с сайта telegraf.in.ua
В обозримом будущем в каждом доме РК будут установлены датчики, которые должны контролировать, сколько было израсходовано воды, тепло- или электроэнергии. Жильцы в режиме реального времени смогут наблюдать за данными. О внедрении станции передачи данных корреспонденту
Kazpravda.kz рассказал управляющий директор по инновациям АО "Казахтелеком" Нурлан Мейрманов.
В Казахстане с 2017 года активно внедряется система энергоэффективной сети LPWAN на базе технологий "LoRa" с охватом всех частных и многоквартирных домов, зданий и городской территории в городах Астана, Алматы и Шымкент. АО "Казахтелеком" уже завершило первый этап проекта. "LoRa" позволит управлять коммунальными службами, осуществлять удаленный сбор данных с различных типов датчиков: холодная вода, горячая вода, отопление, газ, электричество.
Она даст возможность повысить прозрачность энергопотребления, эффективность использования энергоресурсов. Кроме того"LoRa", сократит операционные затраты на сбор и обработку данных энергоучета.
"Стоит отметить, что первичное полноценное покрытие LoRaWAN-сети в городе с миллионом жителей можно организовать с помощью всего 20 базовых станций операторского класса. Такая система будет гарантированно справляться с приемом информации от всех устройств, при частоте отправки данных до 4 пакетов в сутки от каждого, если взять в качестве примера систему дистанционного сбора данных с приборов учета ресурсов ЖКХ", – рассказал в интервью Нурлан Мейрманов.
Так, до конца 2018 года, в рамках второго этапа проекта, ожидается, что сетями "LoRa" будут покрыты все областные центры Казахстана, а также города Семей, Темиртау и Жезказган. В совокупности, в рамках проекта планируется установка более 400 базовых станций в 19 городах с охватом более 30 тыс. многоквартирных домов, около 1,5 млн квартир и 6 926 квадратных километров городской территории, что позволит собирать данные с более чем 1 млн счетчиков.
"Данная М2М сеть станет основной инфраструктурой для реализации решений умного города, в частности по автоматизации сбора показаний с приборов учета ресурсов (Smart Metering – Интеллектуальные счетчики — это разновидность счетчиков определяющих показатели потребления более детально – примечание автора) и по умному освещению (Smart Lightning). Преимуществами сети LoRa является высокая масштабируемость за счет большого радиуса покрытия (до 25 км ), долгий срок службы батареи конечных устройств (до 10 лет), и открытость ее протокола для широкого спектра устройств", – продолжил Мейрманов.
Большим вопросом остается подключение таких систем в сельской местности, так как ни для кого не секрет, что не каждый аул в стране оснащен широкополосным интерном.
"Если говорить о сельской местности, то тут ситуация будет зависеть от наличия коммерческих заказчиков, и весь процесс будет проходить в режиме "по запросу". Однако у нас уже есть опыт разворачивания таких сетей, например, на месторождениях и в промышленных зонах", – прокомментировал данный вопрос эксперт.
По его словам, если визуально описывать процесс работы системы, то выглядеть он будет примерно так: в каждом доме, на трубах и электронных счетчиках будут установлены датчики, которые будут собирать информацию о потреблении систем водоснабжения, электроэнергии и тепла. Вся информация будет передаваться в систему защищенного облачного сервиса, а затем, посмотреть сколько вы "намотали" можно будет в специальном приложении или при помощи личного кабинета на веб-ресурсе ЖКХ.
"Сделать сбор показаний доступным и удобным – это в первую очередь обязанность провайдера услуги, то есть ЖКХ. Если говорить о трендах, то наиболее удобное и дешевое решение – облако. При этом данные с приборов учета через IoT-сеть (Интернет вещей — концепция вычислительной сети физических предметов, оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой – прим. автора) попадают в облачный сервис, где доступны пользователям в режиме реального времени с помощью интернета в личном кабинете сервиса (веб-сайт). Учитывая статистику использования мобильных устройств, создание специального мобильного приложения – это "must-have" (обязательно к применению – прим. автора) в наше время. В целом такие возможности технологии означают, что конечным потребителям не нужно смотреть на счетчики, чтобы передать их показания, поставляющие и распределяющие организации получают гарантированно верные показания точно в срок, что делает взаимоотношения всех участников рынка ЖКХ-ресурсов прозрачными и понятными. А это значит, что со временем мы сможем забыть о спорах и тяжбах между потребителями и сервисными компаниями", – сказал он.
Однако, будет ли такой сбор данных услуг ЖКХ основным способом передачи данных или будет ли возможность сдавать отчетность "по старинке", пока сложно судить.
"Об этом пока рано говорить, так как система не введена в Республиканских масштабах. Однако я уверен, что будут рассматриваться вопросы создания инструментов, удобных для всех слоев населения", – отметил спикер.
Думается, у каждого может возникнуть вопрос – "А сколько за это чудо техники платить придется?". Ответ прост, все будет зависеть от размера пакета услуги.
"Основными заказчиками для сети "LoRa" будут выступать коммунальные, муниципальные службы, а также бизнес. Плата будет взиматься за подключенные к сети устройства и количество генерируемых ими сообщений. В зависимости от пакета услуг (стоимость пакета зависит от частоты передачи данных: от 1-2 раз до порядка 50 раз в сутки и от потребностей), стоимость за один датчик может составлять до нескольких сотен тенге в месяц. Однако, стоит учитывать, что эти затраты компенсируются преимуществами использования системы, которая является быстроокупающейся за счет нивелирования рисков и других издержек. Устраняется человеческий фактор, сокращается время принятия решения, выявляются проблемы, причем быстрее, чем при ручном управлении со стороны человека. То есть система позволяет на раннем этапе определить технические проблемы и принять превентивные меры по их устранения, не доводя ситуацию до серьезных аварий", – подчеркнул Нурлан Мейрманов.
Фото с сайта altaynews.kz
По словам управляющего директора по инновациям "Казахтелеком", первоочередной интерес к использованию LoRaWAN-технологий в ЖКХ заключается в том, что в обозримой перспективе дистанционный сбор показаний с приборов учета коммунальных ресурсов станет законодательной нормой.
"В комплексе всех проблем сохранения ресурсов, обоснованность и правильный учет ресурсов для ЖКХ является одним из наиболее значимых для государства."LoRa" в этом аспекте представляет собой технологию, способную решить главную проблему ЖКХ: правильный учет и расчет стоимости ресурсов, которые предоставляются конечному потребителю. Это в свою очередь решает и ряд проблем внутри самих сервисных компаний – снижение технологических потерь, оптимизация расходов на амортизацию оборудования и исключение непрозрачных схем", – отметил Мейрманов.
Учитывая основные тренды в мире и Казахстане, АО "Казахтелеком" активно участвует в формировании рынка Internet of Things (IoT).
"По нашим прогнозам, к 2025 году в Казахстане будет порядка 100 миллионов устройств, подключенных к Интернету вещей, что будет в 3,5 раза больше, чем на рынке мобильной связи", – заключил спикер, отметив, что внедрение IoT-систем производится в рамках реализации государственной программы "Цифровой Казахстан".