О постижении мировой гармонии Статьи 18 февраля 2020 г. 9:02 4004 Раушан Шулембаева, Алматы Бессмертные наставления предков«Понимание истоков родной культуры – это насущная необходимость, оно может быть успешным только тогда, когда осмысление мировой истории происходит одновременно с собственным развитием и процессом эволюции, – указывает в предисловии Глава государства. – Бесценен вклад тюрков – если прямо говорить, наследие казахского народа, – привнесенный в сокровищницу мировой духовной культуры и требующий всестороннего изучения. Влияние аль-Фараби на последующее развитие культуры и, в первую очередь, культуры народов Востока и Центральной Азии, тюркской и казахской культуры, было многосторонним и длительным… Сколько веков прошло с тех пор, как наш земляк Абу Наср аль-Фараби, признанный всеми учеными мира, названный Вторым Учителем после Аристотеля, стал известным благодаря беспрецедентным знаниям и интеллекту ученого».Далее, цитируя мыслителя, Президент подчеркивает, что без глубоких знаний и изучения всепроникающей гармонии и красоты мироздания невозможно обрести счастье. «Понимая, что земная жизнь должна отражать чудесную гармонию космоса, ученый стремился связывать законы общественного развития с вечными законами бытия, – говорится в предисловии. – Для создания совершенного общества, основанного на нормах мира, согласия и взаимопонимания, надо постигнуть изначальные принципы жизни – природу основополагающих вещей. Не зная тайны мировой гармонии, невозможно построить совершенное общество. Главная категория этического учения аль-Фараби – категория счастья».Находясь в центре евразийского пространства, Казахстан сегодня становится эпицентром инновационных, технологических процессов. И этот факт, по словам Главы государства, ставит задачу глубокого изучения особенностей миропонимания, духовности, политики, изменений на уровне субъективного сознания и перспективы глобализации в рамках мировой истории.«Нет сомнений в том, что все это нужно для осмысления проблем общественного прогресса в свете всеобщей истории, прогнозирования развития национального самосознания, – подчеркивает Касым-Жомарт Токаев. – Творческое наследие аль-Фараби не потеряло своего значения и в наши дни. Для современного общества имеют важное значение его выводы об управлении государством, социально-этические и политические взгляды. В трудах Юсуфа Баласагуни, Яссауи, Махмуда Кашгари заметны следы рационалистических и гуманистических идей великого тюркского мыслителя. Духовный и культурный космос, созданный идеями Абу Насра аль-Фараби, стал тем пространством, в котором формировались идеи великих учителей Казахской степи – Абая и Шакарима… Пусть заповеди предков живут в наших сердцах! А их бессмертные наставления золотыми буквами будут написаны на фасаде Дешт-и-Кипчака, цивилизации, стремящейся быть вечной».О разуме, этике и музыкеМеждународный клуб Абая и Институт литературы народов мира при КазНУ им. аль-Фараби стали издателями 15-томного собрания, опубликованного на трех языках – государственном, русском и английском. По словам автора-составителя сборника, писателя Роллана Сейсенбаева, в новом издании собраны воедино известные труды мыслителя и их научное осмысление казахстанскими и зарубежными учеными.В сборник «Фараби» вошли «Книга о разуме», «Философские трактаты», «Книга о науке», «Социально-этические трактаты», «Большая книга о музыке», «Естественнонаучные трактаты», «Возвращение учителя», «Социально-этические трактаты». Многие из них еще не известны широкой аудитории.– Философские труды аль-Фараби понять непросто, особенно для молодых читателей и студентов, тем не менее мы уверены, что молодежь приложит силы, чтобы обогатить свои знания этим духовным сокровищем, – сказал на презентации директор Института литературы народов мира, писатель Роллан Сейсенбаев. – Труды аль-Фараби бесценны, их издание имеет огромное значение для воспитания подрастающего поколения и популяризации духовного наследия великого учителя Востока. Новый сборник – это семь томов, изданных на государственном, еще семь – на русском и один том на английском языке. Первый том называется «Город добродетелей», второй – «Философские трактаты», затем следуют «Социально-этические трактаты», «Большая книга о музыке», «Книга о науке», «Книга о разуме» и «Возвращение учителя». Все они выпущены в рамках программы по повышению конкурентоспособности в сфере культуры и искусства, а также распространения социально важных видов литературы Министерства культуры и спорта РК.Произведения аль-Фараби оказали прямое влияние на становление миропонимания и науки в Европе в средние века и в эпоху Возрождения. На философские трактаты нашего земляка опирались такие философы средневековья и нового времени, как Фрэнсис Бэкон, Дунс Скот, Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Бенедикт Спиноза.На латынь и европейские языки аль-Фараби стали переводить, начиная с XIII века. А в 30-х годах прошлого столетия в Париже опубликовали первую часть одного из самых известных трактатов аль-Фараби – «Большой книги музыки». В 1967-м этот труд издали полностью, причем на языке оригинала.Казахстанская школа фарабиеведения, начиная с советских лет, проводит огромную работу по переводу работ мыслителя на казахский и русский языки. В связи с этим во время презентации с уважением вспоминали имена известных ученых-востоковедов Бободжона Гафурова, Артура Сагадеева, Агына Касымжанова, активно занимавшихся исследованиями творчества Абу Насра в 1960–1970-х годах. Их работы вошли в 15-томник.«По мнению аль-Фараби, значение философии очень велико, так как философский путь, ведущий к подлинному счастью, не является набором разных догматических учений, – напомнила в своем предисловии к сборнику генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азулай. – Это мудрость, которая обогащается каждым новым поколением».«Плохой нрав – это душевный недуг»Аль-Фараби отводил разуму первостепенную роль в деятельности человека, указывая, что «путь к истине – опора на разум». С этих слов начинается его «Большая книга о музыке», составившая четвертый том нового сборника.На презентации говорилось о том, что до сих пор малоисследованными остаются эстетические взгляды мыслителя, которые он выражал в своих трактатах о музыке, риторике, поэтике. Даже в капитальных исследованиях, посвященных истории эстетической мысли с древнейших времен, ничего не сказано об эстетических воззрениях аль-Фараби. Хотя многие положения Абу Насра оказали значительное влияние на мировое развитие эстетической мысли и искусства.Об этом указывал в советские годы ученый Мукаш Бурабаев, чье исследование вошло в четвертый том. К слову, только в работах казахстанских востоковедов эстетическим воззрениям Абу Насра уделено достойное внимание. Востоковеды подчеркивали, что далеко не все вопросы, затронутые в произведениях средневекового мыслителя, принадлежат прошлому. Многие его идеи перешагнули время и являются актуальными сегодня.В формировании эстетического мышления аль-Фараби сыграли роль тюркское изобразительное искусство и могучий фольклор его соотечественников. В средние века на территории современного Казахстана происходило накопление новых ценностей в музыке, окончательно оформлялась особая ветвь искусства с такими специфическими жанрами, как кюй, мукамы, дастаны.К этому периоду относятся самые ранние в мировой литературе упоминания о смычковых музыкальных инструментах. Они как раз содержатся в «Большой книге о музыке»: все известные в тот период музыкальные инструменты Аль-Фараби сгруппировал по способу извлечения звука. Более того, он заложил основу науки о музыкальных инструментах, позднее получившей развитие на Востоке и в Европе. Музыка в классификации наук Абу Насра отнесена к числу наук математических. При этом он не исключал отношения к ней как к художественному творчеству, призванному эмоционально воздействовать на слушателя.Мыслитель был уверен, что искусство станет прекрасным и ответит добру, если эмоциональное состояние человека само изначально исполнено добрым отношением. Например, восхищение красотой природы, архитектуры, уважение к добродетельным людям, восхищение мастерством. Примером недостойного чувства, то есть вызывающего зло, Абу Наср называл безвольное поклонение недостойным изображениям, призывы к безнравственности, дурным поступкам, безрассудству, обману, войнам.«Плохой нрав – это душевный недуг», – утверждал мыслитель. А поскольку, по его словам, от природы ничто не может быть злым, то свобода выбора добра или зла зависит от самого человека. Согласитесь, подобные идеи актуальны и в наше время. Специалисты подчеркивали, что, судя по многим произведениям аль-Фараби, он близко подошел к пониманию художественного творчества как деятельности, связанной с созданием полезных благ для счастья людей, деятельности, имеющей целью положительное воздействие на эмоции и нравственность.Интерес к научному творчеству мыслителя Востока продолжает оставаться огромным во всем мире. Празднование 1150-летнего юбилея аль-Фараби в Казахстане проходит на государственном уровне, а ЮНЕСКО включило его в свой Календарь памятных дат и событий. Юбилей будет широко отмечаться и на других международных культурных площадках при поддержке ИСЕСКО, ОИС, ТЮРКСОЙ. Запланированы научные симпозиумы в Париже, Нур-Султане и Туркестанской области, на которые приглашены ведущие фарабиеведы более чем из 40 стран.Аль-Фараби олицетворяет собой просвещенный Восток, эпоху исканий и устремлений к совершенству. А потому мир причислил нашего великого земляка к пантеону лучших сынов человечества. Его труды о здравом разуме, этике, науке, музыке и счастье остаются актуальными на протяжении уже более тысячи лет. Они и сегодня необходимы нам в построении современного добродетельного общества.
27 декабря 2024 г. 21:06 Казахстан – лидер по привлеченным инвестициям в новые проекты в регионе Северной и Центральной Азии
27 декабря 2024 г. 15:49 Предприятие стоимостью свыше 1 млрд тенге вернули государству в Алматинской области
26 декабря 2024 г. 16:44 Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
20 декабря 2024 г. 0:00 Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода