Работа у заведующего отделением нейрохирургии областного медицинского центра Габита Махамбаева ответственная и нервная. Каждый день операции, обходы пациентов, беседы с их родственниками и, надо заметить, не всегда приятные. Конфликты неизбежны. Но Габит Джандильдинович знает, как вести себя в критических ситуациях. Он обладает редким даром располагать к себе людей и объяснять сложные вещи простыми словами.
– Врач должен любить людей и уметь с ними разговаривать, ведь ситуации возникают разные, – рассуждает победитель проекта «100 новых лиц Казахстана». – Бывает, открывается дверь кабинета – и с порога на тебя обрушивается шквал претензий. Хочется так же ответить, но врачу непозволительно ругаться, как на базаре. Понимание этого приходит с опытом. Я в таких обстоятельствах стараюсь найти точки соприкосновения с человеком: объяснить ему ситуацию, сгладить конфликт.
В такие моменты Габит Махамбаев вспоминает своего наставника Мендыгерея Мулдаева. Он в тяжелые 1990-е годы прошлого века руководил отделением нейрохирургии.
– На заре моей карьеры Мендыгерей Абулхаирович сказал мне: «Чтобы стать хорошим хирургом, в первую очередь ты должен быть хорошим человеком», – вспоминает Габит Махамбаев. – Он был убежден в том, что врач должен уметь общаться с людьми: с коллегами, с больными, с их родственниками.
Знаний и опыта Габиту Махамбаеву пришлось набираться в экстренном порядке. Он пришел в медицину после развала Советского Союза. Было сложно. Многие врачи старой закалки к тому времени уехали из Казахстана или ушли на пенсию. Учиться молодому специалисту пришлось у тех, кто остался. Серьезной проблемой было отсутствие современной медицинской техники. Еще 20 лет назад нейрохирургам приходилось ставить диагнозы, полагаясь только на свои знания и интуицию.
– Тогда врачи пытались определить, в какой точке головного мозга у пациента опухоль, основываясь только на симптомах, – объясняет наш герой. – Нейрохирургия считалась очень сложной наукой. Специалисты должны были очень глубоко знать неврологию и анатомию, но даже с учетом этого они очень часто допускали промахи. Вероятность ошибки составляла 50%.
Но прошло несколько лет, и в казахстанскую медицину стали приходить современные технологии. В наших клиниках появились компьютеры и томографы. Габит Махамбаев стал ездить на симпозиумы и научные семинары в Германию, Израиль, США, Китай и Италию. Он учился у специалистов Московского научно-исследовательского института нейрохирургии им. академика Бурденко. В результате карагандинец стал первым в Казахстане врачом, который провел эндоскопическую операцию на головном мозге. В 2007 году Габит Джандильдинович получил звание «Лучший хирург» в Карагандинской области.
– С появлением томографа мы стали умнее, – продолжает нейрохирург. – Сейчас пациент приходит к нам с кучей снимков, по которым можно с легкостью поставить диагноз.
Ни один врач не застрахован от ошибок, считает Габит Махамбаев. Потому что в медицине нет абсолютно правильных решений. Все относительно. К примеру, если двум пациентам 20 и 60 лет поставили одинаковые диагнозы, то лечение у них будет разное. Потому что оно должно соотноситься с возрастом больного. Зная это, Габит Джандильдинович придерживается мнения о том, что в Казахстане надо отменить уголовное наказание за врачебные ошибки.
– Иначе мы всех пересажаем! Не бывает таких врачей, которые не делают ошибок, – говорит он. – К сожалению, в нашей стране нет системы юридической защиты медицинских работников. А в развитых странах она есть. Когда врач приходит устраиваться на работу в клинику, он подписывает контракт, по которому 20% своей зарплаты отдает юристу. После этого у него не болит голова о том, что он будет делать, если допустит ошибку. Врач как работал в обычном режиме, думая о своих пациентах, так и работает. Понимаете, в развитых странах медиков не сажают в тюрьмы. Думаете, они не делают ошибок? Делают! Но закон построен так, что юристы решают все проблемы.
Габит Джандильдинович считает, что закон о защите врачей нужен и нам. Иначе мы рискуем потерять опытных специалистов и не получить молодых, ведь в Казахстане и так ощущается нехватка кадров. Выпускники медицинских вузов не стремятся работать в государственных больницах и поликлиниках.
– Когда ко мне приходит молодой специалист, я ему говорю: если ты выбрал профессию врача, то должен быть предан ей. К сожалению, тебя не ждет высокая заработная плата. Тебя не ждет молниеносный успех в карьере. Но работая на совесть, ты получишь самоудовлетворение, – резюмирует Габит Махамбаев.