А мы пойдем на север

2993
Асет Калымов

Недавнее сильное землетрясение в Алматы обнажило ряд острых проблем, стоящих перед местными властями и службами ЧС. Прежде всего это перенаселенность мегаполиса, усугуб­ляемая точечной застройкой его центральной части, предгорных районов и окраин.

Фото: kazpravda.kz/Адильбека Тауекелова

В тревожную ночь 23 января ключевые автомагистрали, ведущие за город, были скованы пробками, большинство алматинцев до самого утра боялись заходить домой. В общем, свершился именно тот сценарий всеобщей паники, о котором уже много лет предупреж­дают сейсмологи.

По мнению специалистов, в случае более мощного, не дай бог, удара стихии на дорогах возникнет транс­портный коллапс, из-за чего в город не смогут заехать ни спасатели, ни пожарные. При этом местными властями ничего не делается для освобождения въез­дов-выездов в Алматы, ежедневно в часы пик забитых машинами под завязку. Это верхняя и нижняя Каскеленские трассы, дороги в сторону Талгара, Конаева, Кульд­жинский и Илийский тракты.

Около двух лет назад представители акимата Алматы озвучили весьма неблагоприятный прогноз, согласно которому при сильных толчках в 7–8 баллов в городе обрушится до 30 процентов зданий, могут погибнуть свыше 100 тыс. человек.

Как же избежать столь масштабной катастрофы или хотя бы минимизировать ущерб от нее? Ведь, согласно статистике, только за пос­ледние 10 лет население Алматы увеличилось на полмиллиона человек и продолжает расти.

Наверное, надо создавать прив­лекательные условия для жизни в других местах. К примеру, еще в 2006 году было объявлено о проек­те четырех городов-спутников G4 Сity. Их строительство должно разгрузить мегаполис, улучшить его экологию, уменьшить миграцион­ные потоки. Иначе говоря, новые населенные пунк­ты, которые планируется построить на пространстве между Алматы и Конаевым, призваны стать своеобразным контрмагнитом, перетягивающим к себе как алматинцев, так и жителей близлежащих сел, в том числе студенческую молодежь.

К сожалению, долгие годы перс­пективный проект существовал лишь на бумаге, превратившись в очередной долгострой. Хотя, согласно официальным данным, в период с 2008-го по 2015-й на строительство инженерных коммуникаций под стройплощадку первого города Gate Сity было израсходовано свыше 31 млрд тенге бюджетных средств.

Лишь в 2022 году с появлением новых инвесторов из Сингапура забытый было G4 Сity обрел второе дыхание. Нынче проект переименовали в Алатау, составлен его генплан. Теперь вместо четырех городов-спутников на площади 88 тыс. га планируется построить один большой технополис, разделенный на тематические районы.

Важно, что задача осталась прежней – создать высокотехнологичный конгломерат, на территории которого предусмотрено построить­ 60 млн кв. м жилья, большое число производственных и социальных объектов. По прогнозам экспертов, к 2050 году в Алатау будет проживать около 2 млн человек, что со­поставимо с нынешней численностью населения Алматы.

Думается, в связи с последним землетрясением, сильно напугавшим алматинцев, вопрос строительства города-спутника к северу от мегаполиса приобрел большую актуальность. Тем более что площадка Алатау находится в равнинной зоне, менее сейсмоопасной в сравнении с предгорным Алматы.

Стоит, видимо, ускорить темпы работ, не дожидаясь 2050 года, то есть не откладывать вновь в долгий ящик благую идею. К слову, акимат Алматинской области уже предпринял ряд организа­ционных мер по привлечению инвесторов, подготовке документов, проектированию, установлению границ Алатау.

Не мешало бы и властям мегаполиса подключиться к проекту, который поможет снизить растущую нагрузку на коммунальную, жилищную и социальную инфраструктуру Алматы. Главное – не просто построить город, но и создать в нем комфортные условия для жизни, работы и учебы граждан.

Все колонки автора

Популярное

Все
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Молочный флагман республики
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Вблизи Атырау с вертолета тушат пожар
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
В Казахстане растут объемы производства легкой промышленности
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
Саранча угрожает посевам
Гендиректор Института ядерной физики: "Партнёрство с Росатомом открывает возможность сразу применять единую систему образовательных стандартов"
Листая страницы старинных книг
Функции тарифного регулятора переданы Минводы
Алматинка впала в кому после укола антибиотика
Казахстан впервые в истории вышел в финал ЧМ по дзюдо среди женщин
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Тайны городского парка
Назначен новый министр обороны Казахстана
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
Новые правила регистрации мобильных телефонов
В Уральске реконструируют набережную

Читайте также

Арыки возвращаются
Не ходи, если не хочется
Кто станет рулевым на транспорте
Где совесть?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]