А мы пойдем на север

2386
Асет Калымов

Недавнее сильное землетрясение в Алматы обнажило ряд острых проблем, стоящих перед местными властями и службами ЧС. Прежде всего это перенаселенность мегаполиса, усугуб­ляемая точечной застройкой его центральной части, предгорных районов и окраин.

Фото: kazpravda.kz/Адильбека Тауекелова

В тревожную ночь 23 января ключевые автомагистрали, ведущие за город, были скованы пробками, большинство алматинцев до самого утра боялись заходить домой. В общем, свершился именно тот сценарий всеобщей паники, о котором уже много лет предупреж­дают сейсмологи.

По мнению специалистов, в случае более мощного, не дай бог, удара стихии на дорогах возникнет транс­портный коллапс, из-за чего в город не смогут заехать ни спасатели, ни пожарные. При этом местными властями ничего не делается для освобождения въез­дов-выездов в Алматы, ежедневно в часы пик забитых машинами под завязку. Это верхняя и нижняя Каскеленские трассы, дороги в сторону Талгара, Конаева, Кульд­жинский и Илийский тракты.

Около двух лет назад представители акимата Алматы озвучили весьма неблагоприятный прогноз, согласно которому при сильных толчках в 7–8 баллов в городе обрушится до 30 процентов зданий, могут погибнуть свыше 100 тыс. человек.

Как же избежать столь масштабной катастрофы или хотя бы минимизировать ущерб от нее? Ведь, согласно статистике, только за пос­ледние 10 лет население Алматы увеличилось на полмиллиона человек и продолжает расти.

Наверное, надо создавать прив­лекательные условия для жизни в других местах. К примеру, еще в 2006 году было объявлено о проек­те четырех городов-спутников G4 Сity. Их строительство должно разгрузить мегаполис, улучшить его экологию, уменьшить миграцион­ные потоки. Иначе говоря, новые населенные пунк­ты, которые планируется построить на пространстве между Алматы и Конаевым, призваны стать своеобразным контрмагнитом, перетягивающим к себе как алматинцев, так и жителей близлежащих сел, в том числе студенческую молодежь.

К сожалению, долгие годы перс­пективный проект существовал лишь на бумаге, превратившись в очередной долгострой. Хотя, согласно официальным данным, в период с 2008-го по 2015-й на строительство инженерных коммуникаций под стройплощадку первого города Gate Сity было израсходовано свыше 31 млрд тенге бюджетных средств.

Лишь в 2022 году с появлением новых инвесторов из Сингапура забытый было G4 Сity обрел второе дыхание. Нынче проект переименовали в Алатау, составлен его генплан. Теперь вместо четырех городов-спутников на площади 88 тыс. га планируется построить один большой технополис, разделенный на тематические районы.

Важно, что задача осталась прежней – создать высокотехнологичный конгломерат, на территории которого предусмотрено построить­ 60 млн кв. м жилья, большое число производственных и социальных объектов. По прогнозам экспертов, к 2050 году в Алатау будет проживать около 2 млн человек, что со­поставимо с нынешней численностью населения Алматы.

Думается, в связи с последним землетрясением, сильно напугавшим алматинцев, вопрос строительства города-спутника к северу от мегаполиса приобрел большую актуальность. Тем более что площадка Алатау находится в равнинной зоне, менее сейсмоопасной в сравнении с предгорным Алматы.

Стоит, видимо, ускорить темпы работ, не дожидаясь 2050 года, то есть не откладывать вновь в долгий ящик благую идею. К слову, акимат Алматинской области уже предпринял ряд организа­ционных мер по привлечению инвесторов, подготовке документов, проектированию, установлению границ Алатау.

Не мешало бы и властям мегаполиса подключиться к проекту, который поможет снизить растущую нагрузку на коммунальную, жилищную и социальную инфраструктуру Алматы. Главное – не просто построить город, но и создать в нем комфортные условия для жизни, работы и учебы граждан.

Все колонки автора

Популярное

Все
Январская клубника созрела в Туркестанской области
Нужно жить сегодня!
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Когда чудеса становятся реальностью
Инаугурация Дональда Трампа прошла в Вашингтоне
Камня на камне не оставили
Самое жаркое десятилетие в истории наблюдений
Экологическая культура должна стать частью нашей жизни
Новый закон меняет правила биржевой торговли
Цены на лекарства снизятся
Жить в селе становится комфортнее
Общий педагогический стаж династии Умбетовых – более 300 лет
Почему не реконструируют заставы?
Армия должна быть безопасной
Встреча с руководителями фракций
Антикоррупционная служба подвела итоги работы за 2024 год
Поставки зерна из Казахстана в Иран выросли в 30 раз
«Дерево растет только на одном месте»
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 января 2025 года №61-НП
Таинственная музыка природы
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Миссия – выстраивать мосты
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Глава Нацбанка рассказал, какую меру будут принимать для снижения инфляции
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с экспертами в области ИИ
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Определены самые популярные у туристов регионы
Чемпионат Казахстана по шахматам стартовал в Алматы
Ветерану Великой Отечественной войны Ыскаку Хусаинову исполнился 101 год
Глава Минэнерго рассказал о договоренностях с арабскими инвесторами
Крещенские купания: где и когда в Астане можно окунуться в прорубь
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Школьник меняет подходы к управлению ЖКХ
Пик «Казправды»: преодолеть себя
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны

Читайте также

Что значит оставаться человеком?
Наша газета – это семья
Совсем не розовые пони
Ча-ча, раз, два, три

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]