Гарантия качества: технологии и инвестиции

758

Дистанционное обучение может стать достойной альтернативой существующей системе заочного образования.

Заочное образование в Казахстане трансформируется в дистанционное. И рождает много вопросов. Главным аргументом отмены в стране традиционной формы служит отсутствие должного уровня знаний при слишком свободной форме обучения. Ее должным образом может заменить дистанционная технология. И она, как любая другая инновация, что отмечает и министр образования и нау­ки РК А. Саринжипов, ни в коем случае не должна отражаться на качестве образования.

Актуальность этой инновационно-ориентированной модели обучения отмечалась на конференции «Развивающиеся страны: в центре внимания – университеты» в Москве, организованной компанией QS и Международным информационным агентством Interfax. Усиление роли дистанционной технологии в высшем образовании рассматривалось как одна из основных тенденций развития мировой образовательной системы. Еще в мае 2013 года Гарвардский университет и Массачусетский институт технологии сообщили о совместной разработке в дистанционном обучении. Каждый желающий вне зависимости от места жительства и финансового благополучия сможет пройти курсы обучения в самых престижных вузах США.

Ведущие российские вузы заявили о своей готовности провести перезачет дисциплин, дистанционно полученных в ведущих зарубежных университетах, и дальнейшего совершенствования форм и технологий дистанционного образования. И только в Казахстане все еще не разработаны четкие нормативно-правовые стандарты применения данной технологии обучения, которая во всем мире не только активно применяется, но постоянно совершенствуется и признана инновационной.

Что же может гарантировать качество дистанционного образования, сменяющего традиционное заочное? Две основных составляющих: технологическая – с организацией учебного процесса и контентом и инвестиционная – основанная на достаточно высокой материально-технической базе университета. Первая включает все новое: планирование учебного процесса, поколение специально предназначенных для самостоятельного изучения учебно-методических пособий и материалов, подходы к проведению учебных занятий, аттестаций и многое другое. 

Если заочное обучение является типично национальным феноменом – в каждой стране своя система, то дистанционное обучение на базе информационных технологий имеет интернациональный и глобальный характер. И в нем, кроме традиционных учебников, студенты получают возможность доступа к большому объему текстовой, аудио- и видеоинформации, прохождение тестирования, общение друг с другом на значительных расстояниях. Словом, обеспечиваются гибкость, вариативность, доступность, удобство и скорость коммуникаций. Суть дистанционного образования сводится к максимизации преимуществ от самообучения, когда не преподаватель, а обучающийся является ключевой фигурой в процессе.

Отмечу с позиции качества, что в мировой практике университетское дистанционное образование бывает двух видов. Бимодальное, когда вуз – он называется открытым – предлагает программу в качестве дополнения к традиционному очному обучению, и полное дистанционное, когда специализированное учебное заведение практикует только дистанционное образование. Преимущество бимодальных университетов в том, что они не тратят дополнительные средства на создание курса обучения или служб поддержки студентов, не платят за пользование библиотекой и лабораториями, услуги технического персонала. А специализированные университеты все средства расходуют на нужды дистанционного образования, и в результате их едва хватает на самое скромное существование.

По некоторым подсчетам, специализированному учебному заведению нужно решить минимум 10 000 различных задач, чтобы начать свою деятельность и в полном объеме использовать ресурсы, необходимые для коллективной работы над созданием учебного курса. А для функционирования бимодального университета требуется решение гораздо меньшего числа проблем, потому что преподавание по программам дистанционного обучения может быть организовано посредством отдельных факультетов или централизованных административных подразделений.

И Карагандинский экономический университет уже 10 лет как внедряет и развивает дистанционную технологию высшего образования по бимодальной системе. Экспериментальное направление и распространение нашего опыта получило полную поддержку уполномоченных государственных органов. Внедряемой у нас дистанционной технологии образования Премьер-Министр РК Карим Масимов во время посещения университета дал высокую оценку, которая обязывает нас к дальнейшему развитию и упрочению позиций вуза. 

Именно по поручению Премьер-Министра МОН РК издало приказ № 113 от 7 марта 2008 года, в соответствии с которым КЭУ Каз­потребсоюза присвоен статус базового вуза по дистанционным технологиям образования и тренингового центра распространения инновационного опыта по другим вузам Казахстана. На сегодня центром дистанционного обучения КЭУ организовано повышение квалификации и сертификации более 600 преподавателей и тьюторов из 18 вузов Казахстана.

Технологическая составляющая дистанционного образования в нашем вузе развивается на базе глобального информационного проек­та «электронный университет». Мы приступили к завершающей фазе создания единого информационного пространства и эффективной коммуникационной инфраструктуры с внедрением образовательных услуг на основе современных информационных технологий, предусмот­ренных Госпрограммой развития образования республики на 2011–2020 годы. В перспективе на базе «электронного университета» планируется построить более инновационный smart-университет.

Агентство по информатизации и связи РК через департамент снижения информационного неравенства и АО «Национальные информационные технологии» в 2008 году провело экспертизу проектов КЭУ «виртуальное предприятие» и «элект­ронный университет». Для развития последнего эксперты рекомендовали организовать творческую группу по созданию информационной сис­темы и применению ее в средних, средних профессиональных и высших учебных заведениях, используя интеллектуальный потенциал КЭУ. Они считают целесообразным дальнейшее сотрудничество в развитии электронного обучения в рамках гос­программы формирования «электронного правительства», ибо вуз располагает достаточными интеллектуальными и технологическими ресурсами.

Глобальной виртуальной средой обучения нашего университета, активно сотрудничающего с Московским госуниверситетом экономики, статистики и информатики, является образовательный портал. Он-то и выступает основным информационным центром в управлении системой обу­чения, содержащим учебно-методическую и дидактическую информацию и имеет ограниченный доступ к базе данных через логин и пароль, используя метод шифрования данных. У нас разработан и постоянно обновляется собственный учебный контент, созданный профессорско-преподавательским составом и включающим в себя 1 044 учебно-методических комплекса дисциплин и 1 044 силлабуса, что отвечает требованиям глобальной виртуальной среды дистанционного обучения. Наши преподаватели, учебно-вспомогательный персонал и инженерно-технические работники прошли курсы повышения квалификации, получив навыки использования программ Credit Learning и LMS Web Professor. Это позволяет им проводить обучение полностью в сетевом режиме и реализовать в электронном виде кредитную систему обучения.

В учебный процесс входят дистанционный и контактный формат с самостоятельной работой студента на образовательном портале, в непосредственном контакте с преподавателями, строго по графику, определенному академическим календарем, и на удаленном расстоянии в режиме реального времени. Инновационные образовательные задачи решает и организация 5 виртуальных аудиторий вместимостью по 100 студентов. Они оснащены передовым программно-техническим обеспечением, имеют прекрасное дизайнерское решение и соответствуют эргономическим требованиям. Высокий уровень качества достигается высокими технологиями. Даже если несколько участников разговаривают одновременно, голос каждого из них звучит отчетливо.

Говоря о второй составляющей качества инновационного образования – инвестициях, хотел бы отметить значительные вложения в мате­риально-техническую базу университета. Ведь в качестве основного преимущества дистанционного образования отмечается его относительная дешевизна для студента. Сказывается ли это на качестве? Мол, апеллируют противники данной иннова­ционной технологии, «хорошее образование не может быть дешевым». Но в случае с дистанционным обучением речь идет не о дешевизне как таковой, а о максимальной материальной доступности.

Относительная дешевизна для обу­чающегося покрывается высокими техническими и программными затратами университета, для которого главное – качество образования. Оно может быть достигнуто только через высокие инвестиции на формирование и постоянное обновление материально-технической базы, разработку и использование желательно собственной системы программно-информационного обеспечения, что резко ограничивает число университетов с качественным дистанционным образованием.

Собственные инвестиции КЭУ, базового вуза в дистанционном обучении, на техническое оснащение и программное обеспечение составили более 654 млн. тенге. Полностью оборудовано 24 специализированных компьютерных зала с 1 286 компьютерами, из которых 630 – с выходом в Интернет, два электронных читальных зала. Великолепно укомплектованы презентационным оборудованием информационно-образовательный центр и зал конференций. Имеются 5 высокотехнологичных интерактивных кафедр, а вся компьютерная техника включена в локальную сеть с пропускной способностью главной магистрали 1 Гбит/с доступа в Интернет и соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам. Суммарная протяженность локальной сети университета – около 10 км.

Зарубежные эксперты в основных тенденциях дистанционного образования отмечают следующее. В университетах будет расти роль преподавателя, владеющего всеми возможностями информационных и дистанционных технологий, которые надо уметь использовать с отдачей для ученика. Интенсивный рост рынка информационных технологий, высокие темпы развития промышленности, нехватка квалифицированных кадров и рост потребностей специа­листов в постоянном повышении квалификации и получении дополнительного образования позволяют предположить: эволюция дистан­ционного образования в системе высшего образования продолжится в сторону мобильности и доступности в любой точке, без привязки к конкретному рабочему месту. И в краткосрочной перспективе для получения новых знаний станут использоваться мобильные устройства, включая телефоны, смартфоны и планшеты, что приблизит самостоятельный доступ к материалам курсов.

Это направление дистанционного образования будет развиваться уже в ближайшем будущем, так как оно делает получателя информации более свободным в использовании своего времени и в территориальном расположении. В мировом образовательном пространстве усиливается тенденция применения инновационных технологий дистанционного образования, повышающих доступность высшего образования не в ущерб качеству. Но данная технология требует сильной материально-технической базы, полной иннова­ционной ориентированности руководства и высокого кадрового потенциала университетов.

Мне видится, что для распространения многолетнего опыта дистан­ционного образования на базе Карагандинского экономического университета есть возможность под эгидой МОН РК открыть специализированный методический центр по экспериментальному развитию форм и технологий дистанционного образования. Здесь при непосредственном участии ведущих экспертов из зарубежных вузов можно апробировать все современные формы и технологии дистанционного образования. Это позволило бы разработать единый государственный стандарт качества в применении электронных технологий и средств обучения в Казахстане.

Еркара Аймагамбетов, ректор Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, доктор экономических наук, профессор

Популярное

Все
Новоселье у подножия Хан-Тенгри
Четверть века на страже южных рубежей
Диалог будет продолжен
Невероятное из простого
Рекорд в честь юбилея
Там, где любовь и поддержка
Прошли тропою снежных барсов
Не роскошь, а средство передвижения
Растет интерес к исследованию тюркской цивилизации
Тревожный сигнал
Первый шаг в большое кино
Комфортная среда – основа доступности
Дорога к знаниям открыта!
Так судьба распорядилась
В штатном режиме
Цифровые хищники: охота на доверчивых продолжается
Чтобы специалисты оставались в селах
В тандеме
Обратная связь как основа доверия
Эргономика комфорта
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Началось возведение энергоблока
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
В Отбасы банке разьяснили вопрос по выдаче денег из ЕНПФ на лечение зубов
Обсужден проект строительства ТЭЦ
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
На Кубе полный блэкаут
День кино отмечают в Казахстане
«Маскарад» в Шымкенте
Инфляция в пределах 10-11%: тарифы на комуслуги останутся стабильными
15 сентября заканчивается срок подачи декларации о доходах
Телеканал Euronews показал международной аудитории комплекс «Байконур»
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
АЗРК подготовило список предприятий для приватизации
Токаев: Ключевая цель – трансформация Казахстана в технологически продвинутую нацию
Потребителей кофе в Казахстане становится все больше
Права и возможности женщин с инвалидностью обсудили на конференции в Астане
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Растет интерес к исследованию тюркской цивилизации
Там, где любовь и поддержка
Рекорд в честь юбилея
Цитаделью мира назвал Астану председатель Главного агентств…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]